Дхарма – одно из самых значительных и важных понятий Востока, и поэтому оно было в числе других атаковано злостными исказителями духовных понятий Восточной философии, породившими самые чудовищные заблуждения и кощунственные высказывания некоторых жителей Запада. Что же такое Дхарма?
Начнём с того, что следует различать понятия "Дхарма" и "дхармы" – последнее используется в буддийском учении для обозначения так называемых "частиц бытия", из которых всё (для сознания человека) состоит. Многочисленные дхармы могут быть "омрачёнными" и "неомрачёнными", и это понятие всегда пишется с маленькой буквы, и во множественном числе. Речь же в этом материале пойдёт о Дхарме – с большой буквы.
Понятие "Дхарма" существует, являясь основным, важнейшим, в четырёх Восточных религиях: индуизме, буддизме, джайнизме и сикхизме – по этой причине их нередко называют "Дхармическими религиями". Не претендуя на исчерпывающее разъяснение этого понятия, тем не менее, мы должны обозначить основные смыслы его, чтобы прояснить, в чём именно состоит западное заблуждение (которое, к счастью, свойственно немногим, и тем не менее, несмотря на это, является не просто вредным, но даже опасным).
Итак, понятие Дхарма используется для обозначения Мирового Гармонического Порядка (Закона) – в абсолютном смысле, а также для обозначения всех проявлений этого поистине Космического устоя Бытия в доступных человеческому познанию сферах – т.е. в смысле относительном. Всё, что является проявлением Высшего Порядка, Закона – так или иначе принадлежит Дхарме, и может быть обозначено этим великим словом. Всё же, что противоречит Космическому Закону, извращает возвышенную Природу явлений и существ, называется словом адхарма.
Таким образом, в "проявленном", "отражённом в материи" смысле, Дхармой нередко называют Долг, Справедливость, а также процессы, ведущие всё отклонившееся от пути правильного, "законного" развития – к исправлению, возвращению на путь Истинный. Поэтому Великие религии Востока именуют Дхармой Учения своих Основателей – подразумевая их как Путь духовного развития, средство для возвращения существ, погружённых в круговорот воплощений (сансару), к божественному состоянию, единственно правильному и законному для духовных существ.
Величественное понятие Дхарма – обязательно ассоциируется духовными людьми Востока со всем самым возвышенным, чистым, прекрасным, вызывающим трепет и восторг, как при "лицезрении Божественной Славы". Дхарма – это не просто "хорошо" и "прекрасно", это ещё и Космически мощно, и до такой степени величественно, что любой человек преисполняется серьёзности и торжественности, стоит ему лишь "краешком" мысли своей коснуться этой Высоты.
Именно поэтому столь кощунственно звучит западное извращение этого Великого Понятия. В желании лишить людей всякой возможности очистить сознание и душу через приобщение к великим Реальностям и Идеям, некие персонажи намеренно извратили понятие Дхарма, заменив его определение для западных "потребителей"… на определение адхармы!
Внушив ложное представление о Дхарме как о "текущем мироустройстве, где всё, что есть сейчас, является законным и закономерным", тёмные намеренные извратители и их бессознательные пособники постарались отлучить людей от понятия Идеала, к которому все должны стремиться и с усилием продвигаться. Разложение сознаний дошло даже до того, чтобы постулировать "законность" любой мерзости, творящейся на земле, под таким "соусом": дескать, "такой-то человек является преступником, и занимает таким образом своё законное место в Мироздании". Иные западные "мыслители" докатились даже до произнесения чудовищных формулировок, вроде "дхарма вора", и т.д.
Великие Религии и Учения Востока всегда имели в основании своём высочайшую нравственность и моральную чистоту – как основное требование, не только к монахам, но и ко всем вообще живущим на земле. Ниже мы приводим цитату из знаменитой древнеиндийской книги "Анугита" (которая является частью эпоса "Махабхарата"), разъясняющую подлинную сущность понятия Дхарма:
"…обуздание (чувств), умиротворённость (сознания) и сострадание к живым существам, самоограничение, незлобивость, отвращение к присвоению чужого, воздержание от подлых поступков по отношению к кому бы то ни было на этой земле, послушание отцу с матерью, почитание богов и гостей, почитание учителя, доброта, чистота, постоянный контроль над органами действия и восприятия, а также неуклонное совершение добрых дел – вот что зовут образом жизни праведных! Из этого рождается Дхарма, извечная, хранящая всё живое от бед. Её всегда надо искать среди праведников, ибо там она неизменно пребывает. Образ жизни, которому следуют праведники, и называется Дхармой. То, что между ними заведено, и есть вечная Дхарма. Кто ей приобщился, уже не ступит на стезю погибели. Она (одна) удерживает на путях праведности людей, погрязших в заблуждении" ("Махабхарата" Книга 14 "Ашвамедхикапарва", Глава 18: 14-21).
10 мая 2024 года