Величие Подвига Христа необходимо осмысливать. В Учении не раз сказано о том, что людям не хватает живого, человечного восприятия Личности Христа. Из-за присущей людям привычки не соотносить с текущей земной жизнью возвышенные явления, а также из-за догматизации обрядовой стороны религий, множество людей не чувствуют и малой доли того трепета, который они же испытывают при описании любого подвигоподобного действия, встречающегося в жизни.
Чтобы понять величие Подвига и Жертвы Принесённой, надо попытаться представить глубину страданий Человека столь Высочайшего уровня, со всей присущей утончённостью чувств и мысли, каким был Христос. Великим Подвигом явилась уже сама жизнь Великого Сознания в физической оболочке, в обычных и тяжких условиях, не говоря о Проповедовании Учения в условиях, когда на Призыв откликнулось лишь несколько неграмотных рыбаков.
Толпы людей, стремившихся "узреть чудо" и получивших множество "чудесных" исцелений, вскоре орали: "распни"… И всё, что вскоре должно было произойти, и произошло, заранее знал Величайший. И Стремился только успеть Принести людям как можно больше необходимых Знаний, очистив, и заново, и по-новому объяснив древние истины о могуществе и бессмертии духа в человеке, и о Пути, суть которого вмещается в одно слово – Любовь.
Как сказано в Живой Этике, изложение Учения Христа может уместиться на ладони. При этом Учение излагалось непрестанно: объяснялось на текущих событиях, подтверждалось в делах (часто называемых чудесами). Непрестанно оказывал Он помощь множеству разных людей.
"Просто решал Он, никогда не затруднялся послать самый простой предмет, решавший всю жизнь. До этих посылок Он дотрагивался, как бы одухотворяя их.
Путь Его был пуст, ибо народ, получив от Него дар, поспешно разбегался…" (Из книги "Криптограммы Востока", "Рассказ Марии Магдалины").
Форма притч, в которых давались знания, позволяла нести Учение в самые гущи народа, давая возможность каждому взять то, что он способен усвоить. А основная истина Учения о божественном духе внутри человеческой природы, который сильнее плоти и не подвластен смерти, была запечатлена и "доказана" Явлением Учителя после умерщвления распятием.
"…Разбил цепи воистину, ибо дал знание не приняв мзды" (там же).
Учение продолжалось и после смерти, и так называемого Воскресения, когда в течение некоторого времени Он, являясь в Тонком теле (оболочке из разреженной материи), учил ближайших учеников о Тонком и Духовном Мирах. Эти Беседы были записаны Марией Магдалиной, и Записи, по словам Е.И. Рерих, были доступны ранним гностикам ("Большие и Малые Вопросы Марии Магдалины"). Гностики распорядились ими по-своему, и сейчас первоначальные Тексты или фрагменты уже не найти в неискажённом виде.
"Во искупление грехов человечества" – конечно, чудовищная формула. Ни одно живое сердце не может принять её, вдумавшись в смысл. Величайший пострадал не "за" человечество, но "из-за" человеческой грубости и невежества, из-за погружённости во тьму большинства человеческих существ, при спящем духовном начале и сердце.
В одном из своих Писем Е.И. Рерих рассказывала, как одна миссионерка в беседе с нею о Жертве Христа с жаром говорила, что "она знает, что Христос пострадал за неё и тем спас её от вечных мучений". На это Елена Ивановна ответила миссионерке:
"Вы ошибаетесь, Христос пострадал не за вас, но из-за вас" (Е.И. Рерих. Письмо от 08.06.1936 г.).
Христос действительно "жизнь даровал" множеству людей, пребывавших "во гробе" (в погружённости в материалистичное сознание, ведущих полуживотное существование), но пробудившихся, благодаря Христу, к восприятию Истины, уверовавших в Христа и последовавших Его Учению.
"Гробом" на языке мистерий называлось физическое тело человека. "Пребывать во гробе" – значит иметь сознание, ограниченное этим физическим телом, не имеющее духовных стремлений и духовных восприятий.
Долгое время в определённых научных кругах существовало убеждение, что распятие Христа лишь символ, поскольку даже в древнейших культах присутствовало изображение распятого на кресте человека. Но так во всех явлениях Великих Духов: земная история, миф и символы духовых реальностей переплетены – что не означает отсутствия истины на одном из Планов. Об этой закономерности сочетания событий, относящихся к разным уровням Действительности, много говорится в "Тайной Доктрине" Е.П. Блаватской, в разделах, посвящённых символизму религий (см., например, Том 3).
Христос был Величайшим Учителем человечества, истинно Божественной Высоты Личностью, явившимся во дни очередной погружённости человечества во мрак отрицаний, грозящей трагедией для Эволюции. Но как таковое Знание о реализации духовной природы в человеке, то есть о Пути обретения Бессмертия через Любовь и Жертву ради человечества – существовало всегда и изучалось сокровенно.
"Таинство Великой Жертвы имеет начало в древнейших мистериях. При последнем посвящении неофиту вручалась чаша, наполненная гранатовым соком (символизировавшим кровь), приняв её, он выливал содержимое на все четыре стороны, в знак своей готовности принести душу и тело на служение миру, т.е. пострадать за Истину. Так и Христос хотел утвердить этот символ среди своих учеников для закрепления памяти о подвиге и Завете в грядущих поколениях. Но никакое механическое причащение не может спасти души наши, ибо – «вера без дел мертва есть»" (Е.И. Рерих. Письмо от 08.06.1936 г.).
Подвиг Христа и Учение оказали влияние не только на воплощённое человечество. Все уровни Незримости, Миры Тонкие, также получили мощный Импульс и озарение Светом Высшего Сознания.
Понимание значения Великой Жертвы, и многих других Подвигов Великих Учителей Света, должно устремлять к жизни, более достойной духовной природы и духовной сущности человека. Но и сегодня, когда люди радуются Великому Воскресению, спустя миллионы лет эволюции человечества на Земле, Мир и человек (человечество) так далёк от того "человеческого облика" – идеалов любви, братства, взаимопомощи, просвещённости – которым Учили и Учат все Великие Учителя.
"...жертва Христа, принятие Им крестной смерти за принесение Учения Света, имела великое значение для всего человечества на всех планах бытия" (Е.И. Рерих. Письмо от 28.12.1935 г.).
"Распятый Христос каждого человеческого существа, при достижении известной точки эволюции, должен спуститься в Ад, чтобы извлечь оттуда и поднять к высшим или нормальным условиям душу, которая была ввергнута туда вследствие беззаконных деяний своего низшего я. Другими словами, Божественная Любовь должна достичь сердца человека, победить и возродить человека, прежде чем он сможет осознать чудовищность своих прегрешений против Божественного Закона, содеянных против самого себя, и прощение это может быть достигнуто лишь при полном слиянии и единении с Высшим Я или Божественным законом Любви" (Е.И. Рерих. Письмо от 08.06.1936 г.).
10 мая 2024 года