Миру Новому

Е.П. Блаватская о трёх требованиях самопознания

Одно из самых популярных понятий и при этом наименее осознаваемых в наше время – "Самопознание". Школьники и студенты пишут рефераты о самопознании, психология и философия насыщают это понятие всё более "утончёнными" смыслами. Понятие "обрастает" оттенками, при этом немногие из тех, кто им пользуется, представляют, насколько далеко их "самопознание" от его первоначального и истинного смысла.

Формула "познай себя" – известна как "скрижаль" от Дельфийского Оракула (на самом деле, видимо, столь же древняя, как и вечное, сокровенное Знание), ставшая основой Сократовской нравственной философии, "продолжившаяся" в Учении Платона

Только местоимение "себя" у этих Великих звучало в значении "дух". Более точный по смыслу перевод Дельфийского Тезиса должен бы звучать, по всей видимости, так: "Человек, познай дух в себе (свой)". Но, может быть, это "познай себя" намеренно скрывало от профанов таинственное для них "нечто" – сокровенного человека "внутри" человеческой личности.

Современное звучание понятия "самопознание" имеет мало смысла – без понимания духовной сущности человека, бессмертных духовных накоплений, скрытых под покровом внешней индивидуальности.

«Зерно духа нерушимо и вечно. Беспредельность утверждает вечность, но каждый может видеть беспредельность – значит, каждый может осознать вечность» («Аум», 97).

Вне понимания глубины человека, "само" лишь возрастает в попытках "познать себя", а "познание" не только не умножается, но наоборот, скрывает свет духа под ворохом сомнительного знания о своих способностях, особенностях характера и темперамента.

Не будем недооценивать необходимость понимания черт собственной личности, внешних и внутренних, однако, говоря о самопознании, всё же следует, по крайней мере, учитывать истинное значение этого понятия, необычайно значимого – в истинной психологии.

Раскрывают подлинный смысл самопознания Учение Живой Этики и труды Е.П. Блаватской, "говоря" человеку о скрытом потенциале духа, о "запечатанных" сокровищах мудрости в глубине его души – как результата многовековых накоплений, собранных и сохранённых сознанием духа. Чем выше качество этих накоплений, тем в большей степени человек духовно может приобщаться к Истине.

(Иногда недооценивая Знание и труд разума, говорят о том, что можно одними лишь усилиями осознания духа приобщиться к высшему знанию. Это неверно. Озарению всегда предшествуют накопления. Ступени озарений столь же бесчисленны, сколь высока Истина. Каждой ступени предшествуют новые и новые труды сознания, познания, развития духа. Не соответствуют самопознанию и попытки "раскрыть" тайну своих прежних воплощений.)

Первым требованием истинного самопознания, как пишет Е.П. Блаватская, является осознание невежества своего, то есть иллюзорности представлений о жизни, невежества, в котором пребывает личность современного человека:

«…ощущение всеми фибрами своего сердца того бесконечного самообмана, в котором мы живём» (Е.П. Блаватская «Самопознание»).

Вторым требованием является обретение убеждённости в том, что глубокое знание себя возможно – оно интуитивное, "но вполне определённое". Такое знание достигается целенаправленными усилиями, и это не просто размышление или самоанализ.

Третье требование (его Е.П. Блаватская называет самым важным) заключается в обретении неодолимого стремления достигнуть самопознания, обрести знание о себе подлинном.

Это истинное самопознание, как понимают многие изучающие Учение Света, включает и глубину знания Основ Бытия и человека, и работу над качествами своего характера, и труд, и самоотверженность, и любовь к Свету… Поскольку истинное самопознание «…связано с пробуждением сознания Божественной природы человека. Обретение такого знания – гораздо важнее, нежели управлять стихиями или способность видеть будущее» (Е.П. Блаватская «Самопознание»).


13.09.2023 г.