Миру Новому

Что такое память. Е.П. Блаватская о трёх видах памяти. Память мозга и память души

Что может быть проще памяти? – думают многие, и оказываются неправы. Для большинства из тех, кто хоть раз попытался осознать, осмыслить, как работает его собственная память, это явление определяется так: память – это то, что мы "извлекаем" из некоего хранилища, где бы оно ни находилось ("в голове, в мозгу, где же ещё", – подумают грубые материалисты), и что описывает явления, происходившие с нами, носителями этой памяти, или в нашем присутствии.

Вот только всё ли, что мы "извлекаем", или что приходит в голову само, действительно находится в нашем мозге? – Сам "механизм" получения воспоминаний очень похож на работу творцов – в науке и в искусстве. И "доставая" воспоминания "с дальних полок" хранилища памяти, не получаем ли мы гораздо больше, чем было нами воспринято при осознании происходящих с нами или в нашем присутствии явлений?

Божественная и бессмертная часть нашей души помнит многое, и этот особый вид памяти Е.П. Блаватская в приведённом ниже тексте называет "реминисценцией", а Учение Живой Этики – "сокровенной памятью" и "тонкой памятью".

По сравнению с этой высшей памятью, обычная "память мозга" может кому-нибудь показаться более реальной и "материальной", но, как это ни парадоксально звучит, эта низшая память является наиболее фантастичной! Дело в том, что хранимое в этой "памяти физического мозга" практически всегда окрашивается определённым образом; запоминаемое окрашивается эмоционально уже в момент запоминания, а с течением времени эта "окрашенность" только усиливается, хоть мы и не подозреваем об этом: наше сознание постоянно работает в глубине своей, и не даёт нам "отчёта" об этих действиях – так, например, перерабатываются впечатления от воспринятых произведений искусства.

Фантазия наша, помимо нашего волеизъявления и контроля, может окрасить, и окрашивает наши воспоминания. Под окраской здесь надо понимать не только эмоциональную реакцию на припоминаемое, но и искажение воспоминаний: нежелательные части воспринятого отвергаются и "забываются", незначительные части (но значительные, выгодные лично для нас) изображаются при припоминании значительными и т.д. Наконец, что-то может даже домысливаться, воспоминание может обрастать вымышленными подробностями, казалось бы малыми, но сильно меняющими всю картину. Как результат, наши воспоминания могут абсолютно не соответствовать действительно произошедшему.

Философ Олимпиодор, последний представитель Александрийской школы неоплатоников, говорил об обычной памяти человека как о самой ненадёжной вещи, называя память фантазией. Фантазия, согласно Олимпиодору, мешает человеку пользоваться возвышенной способностью припоминания, гася вдохновение и энтузиазм в нём, и сочиняя свои "воспоминания".

Но извлечённое из высшей памяти, памяти души – всегда истинно, ибо наша божественная душа в принципе не способна лгать. 

В своей книге «Ключ к теософии» Е.П. Блаватская пишет:

«Помимо памяти как таковой, существуют также воспоминание, мысленное воспроизведение (припоминание) и реминисценция… Память – это просто присущая мыслящим существам и даже животным врожденная способность к воспроизведению прошлых впечатлений по ассоциации с идеями, возникающими под влиянием объективных предметов или же в результате тех или иных действий наших внешних органов чувств. Память – это способность, всецело зависящая от более или менее нормального и здорового функционирования нашего физического мозга; а воспоминание и припоминание суть атрибуты и "слуги" этой памяти. Но реминисценция… – не способность или качество нашей физической памяти, а интуитивное восприятие, происходящее помимо и вне нашего физического мозга. …реминисценцией мы называем память души. Именно эта память предоставляет почти каждому человеку (понимает он это или нет) убедительное свидетельство того, что он уже жил прежде и должен будет жить вновь».


26.12.2022 г.