Ясон, древнегреческий Герой, имел в своей биографии многие элементы Биографий Посвящённых. В детском возрасте он подвергался преследованиям и был вынужден скрываться среди пастухов; он учился на Хребте Пелион у Кентавра Хирона, Наставника расы атлантов, учившего в своё время, согласно преданиям, Геракла, Асклепия, Актеона и Диоскуров. Считают, что именно Хирон назвал своего ученика именем Ясон, что означает "Целитель" (настоящее же имя героя было Диомед). Многие Посвящённые древней Греции известны нам сегодня не под настоящими своими именами, но под именами, полученными после Посвящения.
Пройдя обучение и направившись в Иолк, город, откуда отец Ясона Эсон был изгнан своим братом Пелием, Ясон перенёс через реку старую женщину, которую никто не хотел переносить – в этом образе испытывала людей супруга Верховного Бога – Гера, и с этих пор Богиня-Мать покровительствовала Ясону.
Явившись в Иолк обутым в одну сандалию (вторую он потерял по воле Геры), Ясон испугал царя Пелия, которому ранее предсказали смерть, когда явится некто, обутый в одну сандалию. Пытаясь отсрочить свою гибель, Пелий потребовал от Ясона, желавшего возвращения на царство своего отца Эсона, добыть Золотое Руно.
Построив с помощью Богини Афины корабль Арго, Ясон и группа героев (среди которых называют великих Посвящённых – Геракла, Диоскуров, Орфея…) отправились в Колхиду, в которой и было Золотое Руно (золотая баранья шкура). После многочисленных приключений, расставшись по дороге со многими спутниками, Ясон прибыл в Колхиду, царь которой, Ээт, конечно, не желал расставаться с Руном, и потребовал участия Ясона в испытаниях Посвящения.
Успешно пройдя испытания, символизированные необходимостью запрячь огнедышащих быков (и не сгореть), подчинить их себе и вспахать поле, засеяв его, подобно Кадму, зубами Дракона, а затем не погибнуть от рук воинов, взошедших из зубов Дракона, Ясон готовился к последнему испытанию – добыть Руно с дерева, на котором живёт Дракон, который никогда не спит, охраняя Золотое Руно. Но дочь царя Колхиды, Медея, помогавшая Ясону пройти испытания, рассказала герою, что царь Ээт замыслил убить Ясона и сжечь Арго, и Ясон ночью добыл Золотое Руно.
Множество древних источников рассказывают об этом так: Ясон или Медея усыпили Дракона зельем, и Ясон взял Руно. Некоторые добавляют, что Дракон затем преследовал аргонавтов. Но на одной древнегреческой вазе (480-470 гг. до н.э.) изображена совершенно иная "история":
На этом изображении мы видим дерево, на котором висит Золотое Руно, а перед ним странную сцену: тело Ясона безжизненно свисает из пасти Дракона, который не убит, и даже не спит, и рядом стоит Богиня Афина. Она не только не спасает Ясона, но показана опирающейся на копьё, которое изображено так, что кажется, будто Богиня пронзает тело Ясона этим копьём. Истолковать это изображение, как делают некоторые, в духе "Афина спасает Ясона", явно невозможно. Эта версия сюжета отсутствует в древних источниках. Что же может означать это изображение?
Для того, чтобы понять скрытый здесь символ, надо вспомнить, что Дракон в мифах множества древних народов от Востока и до Запада означает Посвящённого высокой степени. Дракон, которого мы видим на этом изображении – это сам Ясон, прошедший Посвящение, и ставший Божественной Индивидуальностью, пробудивший свой Дух; из его "пасти" свисает безжизненная "личность", низшее тело, которую символически "убивали" во время высшего Посвящения. Поэтому Богиня Афина, символизируя Помощь Высших Сил, помогает Дракону-Ясону восторжествовать над земным и смертным "Ясоном"-Диомедом.
Что же такое Золотое Руно? Ответ на этот вопрос даёт Е.П. Блаватская в своей статье "Алхимия в XIX столетии":
"Крупнейшие специалисты по древним наукам… представили нам неоспоримые свидетельства того, что, хотя алхимия была широко развита почти у всех народов древности задолго до новой эры, греки приступили к ее изучению только после начала христианской эры и она не становилась общедоступной вплоть до гораздо более поздних времен. Конечно, имеются в виду миряне, непосвященные греки. Ибо адепты эллинских храмов Великой Греции знали ее со дней аргонавтов. Так что возникновение алхимии в Греции относится к этому времени, как хорошо поясняет аллегорическое сказание о «Золотом Руне».
Таким образом, нам нужно лишь процитировать то, что говорит Свида в своем «Лексиконе» относительно экспедиции Ясона, слишком хорошо известной, чтобы ее требовалось пересказывать здесь: «Δέρας, Золотое Руно, добытое Ясоном и аргонавтами после путешествия по Черному морю в Колхиду с помощью Медеи, дочери царя Ээта. Только вместо того, о чем говорят поэты, они взяли написанный на коже (δέρμασι) трактат, объяснявший, как получить золото химическим путем. Современники назвали ту овечью шкуру Золотым Руном, по всей видимости – из-за огромной ценности, приписывавшейся этим указаниям».
Такое объяснение несколько яснее и гораздо правдоподобнее, чем ученые причуды наших современных мифологов, ибо мы должны помнить, что Колхида греков – это нынешняя Имеретия на Черном море, а пересекающая ее большая река Риони – это античный Фасис, до наших дней несущий следы золота; и что все предания местных народов, живущих на черноморском побережье – таких, как мингрелы, абхазы и имеретинцы, – полны древних легенд о золотом руне. Их предки, говорят они, все были «делателями золота», то есть владели секретом трансмутации, что сегодня зовется алхимией" (Е.П. Блаватская "Алхимия в XIX столетии").
11 июля 2024 года