Миру Новому

Мистерии в Древней Греции. ЗУБЫ ДРАКОНА

Древнегреческая легенда гласит: великий герой по имени Кадм, желавший основать новый город, по велению Дельфийского оракула последовал за коровой, и там, где она легла, основал город Фивы. Но прежде этого, нашёл он там при священном источнике дракона, который умертвил всех спутников Кадма. Герой поразил дракона камнем, и по указанию Богини собрал зубы дракона, чтобы посеять их в землю. Драконовы зубы взошли, как ростки, и превратились в вооружённых воинов. Воины принялись сражаться друг с другом и погибли, осталось только пять из них, лучших, они и стали главами пяти самых великих родов жителей Фив.

Древний символ основания или строительства Нового Града (например, Нового Иерусалима в Апокалипсисе («Откровении» Иоанна) – в Библии, Великого Тира в «Деяниях Диониса» Нонна Панополитанского, или как в этой легенде – основание Фив) символизирует «строительство» человека нового – духовного. Символ сражения с драконом (или иным чудовищем), одоления несметной силы, конечно, иллюстрирует очень длительный процесс преображения самого себя, борьбы с низшими силами собственной души. Уцелевшие в сражении воины – это те качества человека, которые являются лучшими, которые, трансформировавшись в борьбе, стали пригодны для нового духовного существа.

В более поздние времена герой Ясон пустился в плавание на корабле Арго – в Колхиду, за Золотым Руном. Царь Колхиды обещал отдать Руно, если Ясон сможет запрячь огнедышащих диких быков, вспахать поле и засеять его зубами дракона, того самого, которого убил Кадм. С тайной помощью дочери царя Колхиды, Медеи, Ясон запряг быков и засеял поле, но взошедшие из зубов дракона воины были готовы бросится на него, и умертвить. Тогда, по совету Медеи, Ясон бросил в середину стоявшей группы воинов камень. Воины начали сражаться друг с другом и погибли все. Так Ясон прошёл испытание.

Представьте себе полководца, возглавляющего войско: части разного назначения, боевой кулак, идущий своим путём. Что будет с войском и полководцем, если он, полководец, будет маниакально бояться за каждую часть войска, бояться подвергнуть её опасности, мучиться и дрожать, когда она рискует, когда попадает под обстрел? – Поражение и гибель войска в этом случае неминуемы.

Человек, ты – полководец. Войско твоё – это то, что ты привык называть своим «я» – весь этот конгломерат сил, стремлений, желаний, целей и мечтаний – больших и малых, ролей-масок, появляющихся во взаимоотношении с окружающим (людьми, группами, обстоятельствами…), проявленных качеств…

Вот войско твоё движется по жизни – в битву жизни. Здесь оно ущемляется, там ему грозят опасности, тут мучения и страх, отсюда стрелы желаний, оттуда дискомфорт и обида… Не погружайся в эти переживания – погубишь себя и войско своё. Поднимись над войском, и устремись вперёд, ничего не боясь. Смирись с болями и потерями в войске твоём. Отождествляясь с этим конгломератом – земной личностью, – лишаешься возможности не только управлять – править путь свой, но не можешь также получить ценности – наслаждение высокими переживаниями – от красоты искусства, от познания Истины, от общения с Высшим. Иди вперёд, и пусть с болью отлетают куски этого войска, не бойся этих потерь, они целебны.

Скоро поймёшь ты, что ты – не они. Ты увидишь, если посмотришь, момент рождения каждой из этих сил, каждого явления: горечь бедности, страх боли, животная радость быта, унижение и обида, твоё представление «я хочу обрести», «я должен сделать, соблюсти»… Было время, когда каждого из них не было, а ты – был. Будет время, когда каждого из них не будет, а ты – будешь. Не погружайся в поток желаний и страстей, и страхов – захлебнёшься, лишившись своей настоящей жизни – высшей, будешь жить тогда много мелких чужих жизней, и одна, умирая, передаст тебя другой, а поток, где ты не правишь путь свой, будет бить тебя о камни, и понесёт, куда не хочешь.

Всё это войско, все эти части якобы «тебя» – твои враги и твои друзья. И как враги, и как друзья – они тебе опасны. Поэтому не враждуй с ними, пытаясь подавить – задавить, не дружи с ними, пытаясь жить их жизнью или подчинить. Выйди за их пределы и устремись к Великой Цели, и они повлекутся за тобой. Часть погибнет в пути, часть переродится, подчинившись твоему стремлению. Подчинить их нельзя, если смотришь на них и пытаешься работать с ними. Подчинить можно, если устремишься сам, не глядя на них и жертвуя ими.

Древняя притча о зубах дракона. Посвящаемый на испытании посеял зубы дракона, и они взошли, как всходы из семян, и стали воинами – страшной силой. Но по совету Мудрости бросил человек в гущу их камень – «камень» своего тела, которым они порождены, их достояние, бросил, отказавшись от него и отдав то, что им принадлежит, а ему нет, и не нужно. Тогда стали они сражаться друг с другом и погубили себя, а он остался свободным. И посеянные им в пути земном семена – мысли низшие и низшие чувства, силы, желания, качества, обиды, страхи и привычки – не коснутся его более.

В Тибете древний ритуал Чёд тоже для этого расставания. Йог представляет демонов, а затем отдаёт им своё тело на съедение. Главная цель – подняться над мутным и хаотическим потоком низшей «личности» и достичь осознания своего духа, идущего своим Путём к своей Цели.

Всякого, кто так может подняться, ждёт Высшая Помощь.

июль, 2018