Миру Новому

Воскрешение Главка. Мистерии в Древней Греции

Сын критского царя Миноса Главк, будучи ещё очень молодым человеком, почти ребёнком, гонялся за мышью, и упал в бочку с мёдом, и утонул в ней. Так об этом происшествии рассказывает Аполлодор в своей "Мифологической библиотеке" (Книга III, Глава III, 1). Немного иначе описывает это античный мифограф Гигин: "Главк, сын Миноса и Пасифаи, играя в мяч, упал в бочку, полную мёда" ("Метаморфозы", 136).

Символика повествования совершенно очевидна: юный Главк вёл пустую жизнь, занимаясь никчёмными делами, преследуя ничтожные цели, символизированные погоней за мышью (вспомните Пушкинское "жизни мышья беготня"), и в конце концов утонул в "бочке с мёдом", т.е. в наслаждениях. Можно сказать, он был духовно мёртв.

Минос хотел, чтобы Главк вернулся к нему живым, и Куреты (критские жрецы Зевса), а по словам Гигина, сам Аполлон, ответили царю: сына вернёт тот, кто сможет разгадать "знамение", появившееся у вас. Вскоре царю сообщили: в стаде Миноса появился телёнок (корова), "который трижды в день, каждые четыре часа, меняет цвет: сначала белый, потом красный и наконец чёрный" (цитируется по Гигину).

Из всех прорицателей, только Полиид ("многознающий") из Аргоса смог разгадать сущность загадки. В чём состоит её сущность, конечно, знают только Посвящённые, а "загадка" эта определённо имеет отношение к Таинствам Посвящения, точнее, к Знаниям, получаемым во время Мистерий.

Было смертельно опасно разглашать эти Знания; однажды, разъярённая толпа зрителей театра пыталась растерзать великого драматурга Эсхила, когда людям показалось, что он слишком откровенно намекнул о таких Знаниях в своей пьесе (к малым мистериям тогда приобщались многие жители Афин).

Аполлодор, например, даже не хотел, излагая этот рассказ, называть это "знамение" загадкой, но, стараясь скрыть как можно больше, описал задание прорицателям так: найти "наилучшее сравнение для определения цвета этой коровы". И только Гигин высказался немного более откровенно, упомянув о временных циклах.

Конечно, речь здесь идёт о древних космогонических символах; и царь мог надеяться исправить сына только прибегнув к помощи настоящего Мудреца-Посвящённого, приобщившегося к Великому Знанию.

Итак, Полиид "растолковал знамение", по словам античных авторов рассказав о ягодах шелковицы, белых, красных и чёрных, и Минос потребовал от него найти сына. Далее, сообщает Гигин, Полиид увидел сову, которая сидела на винной кладовке и отгоняла пчёл. В этой кладовке и оказался Главк, судя по всему, предававшийся винопитию, "мёд", похоже, оказался хмельным.

Символ совы, отгонявшей пчёл, может иметь разные истолкования.

Сразу "напрашивается" следующий вариант: сова как "символ мудрости" отгоняет пчёл, символизирующих "источник мёда, наслаждения". Но, скорее всего, этот вариант неправильный.

Надо сказать, что сова в древности воспринималась как птица, предвещавшая беду, смерть (Овидий "Метаморфозы", Вергилий "Энеида"); сов даже обвиняли в том, что они (точнее, колдуньи, в сов превратившиеся) пьют кровь детей ночью (Овидий "Фасты").

Пчёлы символизировали трудолюбие, самоотверженность, бесстрашие, стремление к порядку, чистоте. Именно так воспринимали пчёл древние египтяне, и фараон первой династии Древнего Египта Менес (которого исследователи связывают с критским Миносом и индийским Ману) выбрал пчелу символом Нижнего Египта; фактически, пчела стала личным "гербом" фараонов первой династии. (Между прочим, древний Крит всегда испытывал мощнейшее влияние Древнего Египта; кроме того, надо сказать, что прорицатель Полиид был внуком прорицателя Мелампода, а меламподами, "черноногими", греки называли египтян).

К тому же пчёлы, как считалось, приносили мёд Зевсу-ребёнку, которого прятали от Крона в пещере на Крите (Вергилий, "Георгики"). Пчёлы, приносящие мёд, вскармливающий Бога, символизируют духовное "вскармливание", "мёд наставлений" духовного учителя. И древние греки именовали пчёлами жриц и жрецов Артемиды, Деметры и Персефоны.

Впрочем, можно пытаться истолковать этот символ и иначе (и одно истолкование не будет противоречить другому, так как в древности символы часто были многослойными, и посвящаемый приобщался к таким знаниям постепенно, по мере обучения и духовного роста, раскрывая смысл за смыслом).

Например, сова была атрибутом Богини Афины, покровительницы древних Афин (греки даже сегодня чеканят на своих монетах-евроцентах сову как символ Греции и Афин). Афинское государство враждовало с Критом во времена Миноса, и критская легенда могла обвинять Афины (афинскую религию, афинский образ жизни) в негативном влиянии на сына критского царя: афинская сова не пускает пчёл, несущих "мёд" наставлений в правильном образе жизни.

Наконец, вот ещё один вариант истолкования этого символа. Древнегреческий поэт Пиндар именовал пророчицу Пифию из храма Аполлона в Дельфах "дельфийской пчелой", поскольку, как полагают, опьяняющая сила мёда была символом божественного вдохновения (как, впрочем, и символ вина в культе Диониса).

С этой точки зрения, "захлебнувшийся" в меду Главк мог быть человеком, чьи духовные поиски привели его на неправильный путь и поставили на край безумия, а возможно и гибели, и только вмешательство духовного наставника могло дать шанс на его спасение.

Данный символ можно истолковать даже с точки зрения духовной физиологии: сова может, как это бывало в образах древних легенд, символизировать какой-то духовный центр, и проблемы, возникшие в деятельности этого центра, пресекли течение огненной энергии ("пчёл", несущих "мёд") по тонкоматериальным каналам тела.

Далее, по словам Гигина, Минос сказал Полииду: "найдя тело, верни теперь душу". Когда Полиид отказался, сказав, что ничем не может помочь, Минос запер Полиида с Главком в гробнице (по некоторым источникам, в критском Лабиринте Посвящения).

В конце концов, Полиид "воскресил" Главка, спас от духовной смерти, вернул его к духовной жизни. Как он это сделал? Источники излагают это следующим образом:

Туда, где были Полиид и тело Главка, вползла змея; Полиид убил её, опасаясь за Главка (лишнее доказательство того, что Главк не был мёртв физически), затем приползла ещё одна змея, и увидев убитую, "сходила" за целебной травой, и воскресила мёртвую змею.

Полиид использовал ту же траву, чтобы "воскресить" Главка. Что означает этот символ, кто знает? Не те ли это "змеи", которые научили прорицанию предка Полиида, Мелампода?

Не та ли это трава, знаменитый полый стебель тростника, нартекс, в котором вынес Спаситель человечества Прометей божественный Огонь, взятый им у Богов, чтобы передать людям? Согласно Диодору Сицилийскому (90-30 гг. до н.э.), Прометей создал «огневые палочки», от которых загорается огонь. Полиид возжёг огонь духа в Главке с помощью средства, которое дал ему Дракон (Палефат "О невероятном", 26), а мы знаем, что Дракон у многих древних народов символизировал Посвящённого высокой степени.

Получив своего сына "живым", вернувшимся на путь истинный, Минос не отпустил Полиида в Аргос, но потребовал, чтобы Полиид научил Главка искусству прорицания. Возмущённый произволом критского царя, Полиид подчинился, но закончив обучение, перед возвращением в Аргос, приказал своему ученику, Главку, плюнуть своему учителю, Полииду, в рот. Главк плюнул в рот Полииду, и благодаря этому полностью забыл всё, чему научил его Полиид. Отказавшись взять в жёны дочь Миноса Федру (возможно, зная о страшном её характере и не менее страшном будущем), великий прорицатель удалился.

Непочтение, презрение, пренебрежение к учителю, не только к духовному Учителю жизни, но и к обычному учителю, всегда сводит на нет любое обучение – этот Закон Природы знали древние, но полностью забыли наши с вами современники, судя по всему, в каждой жизни своей усердно плевавшие в своих учителей.


07 ноября 2022 года