Миру Новому

Учение Живой Этики о здоровье и психической энергии. Часть IV. Строение внутреннего человека.

Учение Живой Этики о здоровье и психической энергии. Часть I

Учение Живой Этики о здоровье и психической энергии. Часть II

Учение Живой Этики о здоровье и психической энергии. Часть III


«Надо понимать буквально, когда говорю, что явление значительного числа болезней нужно лечить психической энергией…
Это воспитание психической энергии будет подлинной профилактикой человечества…»
(«Иерархия», 190)

В Новом Веке подход к процессу оздоровления и лечения основан на знании о психической энергии и тонких структурах человеческого организма.

Учение Живой Этики даёт знания о человеке как носителе энергии, которая является частью Единоначальной всенаполняющей жизненной Энергии. Качество взаимодействия психической энергии человека с Энергией, наполняющей Пространство, обусловливает множество явлений в области как физического, так и психического Планов.

Психическая энергия человека, являясь частью Единой Энергии Бытия, находится в постоянном взаимодействии с множеством пространственных энергий, реагируя на земные и Космические события, влияя на состояние Стихий, особенно на Стихию Огня. Учение говорит о Стихии Огня как об Основе всего проявленного Бытия и Основе бессмертного зерна духа в человеке.

Ключевым явлением Новой Эпохи станет осознанное сотрудничество человека с тонкими пространственными энергиями. Человек – призванный сотрудник тончайших энергий – эманаций Мира Высшего, токов мысли Пространственной, токов Космических.

Учение утверждает, что сущность и назначение человечества – претворение Огня Пространства в энергию сознания – психическую энергию, с её возможностью сотрудничества с Энергиями Миров Высших, с её потенциалом творческой созидательной возможности, которая раскрывается по мере эволюции сознания.

Учение говорит, что человечество Нового Века осознает свою нерушимую связь с Космосом и устремится к знанию о духе.

«…Основная Энергия страстно разлита во всём и оявлена в Солнцах и Светилах. Солнечное Сплетение в человеке является отражением Солнца и его воздействия в его значении для человеческого организма.

Солнечное воздействие соответствует значению Солнечного Сплетения в организме человека.

Основная Энергия разлита в Пространстве и собрана в Солнечных Мирах и в солнечном сплетении человека». (Е.И. Рерих Записи 1951 – 1952 гг.).

«Как мощно отражается космическая энергия в человеческом организме! Каждый космический огонь встречает созвучие в человеческом организме. Как много можно найти духовным подходом к изучению всех проявлений центров! Если смотреть на человеческий организм как на отражение явлений Космоса, сколько созвучий можно усмотреть, и центры станут для науки огненными выявлениями. Только духовный подход откроет значение всех соответствий космических с человеческими отражениями. Можно рассматривать центры как собирателей космических энергий. Правильно думать о прямом питании самых высших центров. Солнечное сплетение вбирает каждую посланную энергию и сознательно напитывает явленные центры. Так понимание огненных центров есть самое существенное задание. Медицина только тогда сумеет определять болезни, когда будет знать соответствие с космическими энергиями» («Иерархия», 238).

Мысль в Новой Эпохе утверждается в её пространственном значении: как энергия, воздействующая на сознания людей в физическом и Тонком Мирах, участвующая во множестве химических реакций (взаимодействует с пространственными химизмами). Качество мышления отражается на всех биохимических процессах организма человека. Именно качество мыслей человека во многом определяет его иммунитет.

Поэтому именно энергии мышления ставятся на первое место в ряду причин нездоровья современного человечества.

«Урусвати знает, как молниеносные спирали звучаний окутывают Землю; получается покров благодатный или вредоносный. Человек может свободною волею творить целение или гибель. Не может человек сказать, что он безвинно страдает. Он сам когда-то внёс яд в космическую ткань.

Уже начали изучать космические звучания и поняли, что каждое слово человека есть скрижаль нерушимая. Теперь настаёт время, когда мысль человека должна быть изучаема. Она быстрее света. Она образует покров мощный над Землёю, но часто ли мысль бывает благодатной? …» («Надземное», 734).

«…Много нужно твердить о том, что мысль о Надземном даёт целительные вибрации. Много нужно повторять о значении возвышенного мышления… Помыслы о Надземном есть панацея…» («Надземное», 735).

«…Явление мысли покоится на всеначальной энергии. Человек, умственно напряжённый, привлекает пространственную энергию и посредством её может особенно преуспевать. Люди обычно не могут понять, отчего они не в состоянии пользоваться энергией, которая, казалось бы, содействует каждому. Они не развивают мышления и не могут усилить магнит свой, так они лишают себя помощи свыше.

Наука уже твердит о какой-то пространственной силе, но она не умеет объяснить, насколько лаборатория человека нуждается в токах пространственных. Не может человек приближаться к Надземному Миру, если он чужд осознанию пространственной энергии. Заметьте, что сейчас Мы называем всеначальную энергию пространственной, чтобы ученые не заподозрили нечто религиозное. Мы не хотим ожесточить кого бы то ни было, пусть каждый двигается своим путем, но если он мыслит, то придет к распознанию мощи всеначальной энергии.

Пусть через признание рефлексов человек удвоит внимание к окружающим феноменам; после он догадается, что феномен есть самое естественное, обычное проявление мощи энергии.

Мыслитель указывал на магнит сердца. Он познал, который центр есть лучший приемник всеначальной энергии» («Надземное», 753).

Энергетические причины всего происходящего мало осознаются человечеством, отсюда запаздывание действий, в том числе связанных с проблемами здоровья. Задача улучшение здоровья требует направленности взгляда в будущее. Учение утверждает светлую устремлённость к Будущему как основу восстановления здоровья. Чистота мысли и возвышенная её устремлённость не только облегчает текущее состояние, улучшая качество излучений центров, но и привлекает лучшие энергии, формирующие новые условия, новые возможности.

«Здоровье есть следствие прошлого, поэтому мудрее хозяину позаботиться о том, чтобы не создавать последствий. Понять нужно сущность Учения, преображающего сердце…». («Сердце», 94).

Энергия сердечного мышления утверждается в качестве основы сотрудничества человека со всеми жизнедательными, светоносными энергиями Бытия – Природы, в её земном и космическом смыслах.

Сердце, являясь средоточием психической энергии, является фокусом претворения земных энергий в энергии Тонких Планов. Сердце называется священным мостом, соединяющим духовную сущность человека с его сознанием на физическом Плане, земной План – с Тонким и Высшим Планами.

Условием развития человека как сознательного существа на всех Планах Бытия является принятие Иерархии Света и сознательное следование путём Эволюции и служения Общему Благу. Эти принципы являются основою понимания путей оздоровления.

Иерархия Света – Средоточие высшей Светоносной Психической Энергии, или Благодати.

«Нужно принять как единое направление к Сердцу тому, где не будет отказа. Нужно прочистить канал сердца. Не будет ли оно предохранительною сетью планеты, как серебряные нити судеб? Не нужно думать о сердце как о клубке низшей материи, иначе чем прикоснёмся к Высшему Миру? Нужно приучит себя к мысли о победе, иначе сколько поражений являются лишь следствием безразличия, – оно уже есть поражение, как в настоящем, так и в будущем». («Иерархия», 446).

В современных условиях глобального смещения энергий уходящего Мира только осознание Иерархии Света и сила устремления к Свету принесёт победу над множеством заболеваний, ибо причиной большинства из них является несогласованность человеческой психической энергии с напряжённостью Огненной Стихии. Так говорится в Учении, направляющем внимание человечества прежде всего к сердцу как центру тончайших энергий, в котором соединяются Миры земной и Надземный.

«…Наука утеснена с двух сторон. Напрасно говорят о свободе науки, она ограничена в механических познаваниях, но всё, касающееся Надземного Мира утеснено не менее, чем в Средние века.

…Пусть Новая Эра ознаменуется действительным освобождением науки.

Не думайте, что это трюизм, наоборот, это вопль в пустыне. Люди не думают, что время мировых потрясений наполнено особыми вибрациями.

Люди говорят о всяких витаминах, но забывают, что нравственное состояние гораздо важнее, нежели принятие лекарств, обращаемых в яды при нездоровых нравственных условиях…

Мыслитель советовал ученикам утверждать свободу знания, свободу мысли во спасение Мира» («Надземное», 737).

…Современному человеку необходимо иметь представление о строении внутреннего человеческого естества.

Учение Живой Этики даёт представление о строении тонких тел человека, представляющих собою организованную психическую энергию разной степени утончённости – разного уровня вибраций, сфокусированную вокруг нервных центров на Тонком Плане. Говорится, что нервы для Тонкого Плана являются тем же, чем кости для физического.

«…Для Земли – кость, для Тонкого Мира нервы, для Духа Свет». («Иерархия», 190).

Современный взгляд на материю как на Субстанцию в её беспредельных градациях утончения, позволяет понять тонкие тела человека как состоящие из материи различной степени «плотности».

Эфирная оболочка физического тела с двойником, Астральное тело с двойником из более тонкой субстанции и Тело Ментальное как наиболее тонкая оболочка Духа. Все градации представляют собою психическую энергию различных уровней вибрации и, соответственно, различных свойств.

Зерно духа в оболочке тончайших вибраций, являющихся результатом высших духовно-ментальных накоплений, является нерушимой Индивидуальностью человека, его нетленной сущностью.

«Урусвати знает, что Двойник имеет оболочку, в которой он проявляется. Но и тело страстное имеет свою оболочку из низшей психической энергии для своего проявления. Ментальное тело оявляется в тонкой оболочке Тонкого тела. Тонкое тело служит оболочкой Ментальному телу. Ментальное тело оявлено в оболочке Материи Люциды или из высшей психической энергии.

…Двойник и тело страстное (астральное – прим.) оявлены в одной оболочке из низшей психической энергии…

Эфирная оболочка двойника может называться пранической ибо ярая уявлена тут из психической энергии» (Е.И. Рерих Записи 1952 г.).

«Различные энергии образуют как бы слои в Ауре. Различные энергии оявлены из определённых чакр или нервных центров.

Энергии из наших чакр в тонком теле образуют слои, которые окутывают нашу сущность, образуя разные оболочки. Ярые не только не смешиваются, но яро образуют точные грани, оявленные на сотрудничестве со всеми принципами или центрами.

Оболочка есть энергия, оявленная на обволакивание тела – защита наших тонких тел. Оболочка как бы чехол из сгущённой психической энергии, обволакивающей наши тела. Она уявляется на защиту тонких тел от ярого им смешения с другими тут энергиями, оявленными на другом слое» (Е.И. Рерих Записи, – 14.07.1952 г.).

Основа качеств психической энергии человека обусловлена уровнем и качествами его сознания.

В настоящее время множество людей устремлено к оздоровлению, и эта тенденция требует просвещения о строении внутреннего человека, что даст понимание глубины причин здоровья и нездоровья, а также понимание неотделимости задач индивидуального здоровья от состояния сознания окружающих и человечества в целом.

В качестве примера. Поведение людей в условиях пандемии формирует причины, касающиеся здоровья не только в настоящем, но и в будущем. С одной стороны, уровень социальной ответственности людей формирует соответствующие кармические условия. С другой стороны, качество мысли является прямым энергетическим фактором: эгоистическая мысль ослабляет психическую энергию, мысль о благе для всех – не только укрепляет психическую энергию, но и играет роль очистителя в пространстве, ослабляя патогенную микрофлору.

Современные учёные-вирусологи уже озвучили предположение о степени вредоносности новых штаммов как результата соответствующих мутаций вирусов в организмах людей с ослабленной энергией (иммунитетом). Остаётся «шаг» до понимания иммунитета как явления не только физического, но в большей степени духовно-психического Плана. И главное – обусловленность биохимических процессов тонко энергетическими явлениями. Учение говорит, что психическая энергия может быть даже усилена во время физической болезни человека, ибо её сущность и основа – в духе.

Учение Живой Этики даёт знание о человеке как бессмертной духовной сущности, находящейся в неразрывной связи с человеческой общностью, отсюда принцип единства целей оздоровления, невозможность решения задачи здоровья в эгоистической замкнутости.

Индивидуальная эволюция осуществляется в направлении единения сознания с Великим Истоком Жизни и Света. Свободная воля человека формирует условия либо соответствующие Эволюции, либо препятствующие. Эта истина, философская по форме, находится в основании практических представлений о человеке в его цельности и глубине, помогая понять, что всё происходящее, включая здоровье, имеет множество причин не только во внешнем мире, но более всего – во внутреннем существе.

Сознание и мышление человека – источник мощных энергий, являющихся незримыми причинами всего происходящего, влияя на множество химических реакций в организме человека.

«…Усмотрено, что различия сознания действуют на ход болезни. Не только сила сознания, но качество его помогает упрочить лечение» (Е.И. Рерих «Листы Дневника» 04.07.1928).

«Урусвати знает, что хороший врач, прежде назначения лечения, подробно обследует больного, как с физической стороны, так и с психической. Врач понимает, что психическое состояние его будет другом или врагом.

Каждый врач должен быть психиатром в лучшем смысле слова. Так, он знает обычный опыт, когда было даваемо то же самое лекарство при различных психических состояниях и следствия получались совершенно разные. Такой пример приложим ко всем случаям жизни…» («Надземное», 746).

Фактор психической энергии – в основе оздоровления. Если фокус психической энергии – сердце человека, «солнце организма», то мысль и качество устремлений воли являются оформителями качеств психической энергии.

Учение говорит о трёх группах причин заболеваний. Первая – это болезни, обусловленные несоответствием между уровнем индивидуальной эволюции человека и общим уровнем. Так называемы священные боли, часто сопровождающие процесс духовного развития, связаны с дисгармонией между привлечёнными энергиями высших вибраций и низким вибрационным уровнем общей психической энергии.

Вторая группа болезней – кармические, причины которых обусловлены накопленными энергиями. Третья группа – болезни «допущенные», обусловленные ошибками в настоящем – мыслями и действиями, не соответствующими уровню напряжения Огненной Стихии, или негармоничностью психической энергии, или её чрезмерным расходованием.

«…Нужно в сознании защититься и создать непроницаемую броню нервных излучений. Даже великие эпидемии не могут развиваться, если народ владеет сознанием. Опыт с веществом психической энергии показал бы, какую мощную антисептику люди носят при себе. При этом нужны два условия. Первое – осознание психической энергии; второе – осознание Иерархии как единственного пути нагнетения психической энергии. Не следует смотреть на Иерархию как на нечто отвлечённое. Нужно усвоить прочно, что она есть сильнейший жизнедатель. У Нас называют её первым целебным средством. Но даже любую пилюлю нужно проглотить и любую мазь приложить. Не будет действия от лекарства в сундуке, также и благодать Иерархии должна быть устремление взята. Только бесповоротное устремление даст целебное следствие» («Иерархия», 418).

Множество человеческих недомоганий обусловлено астрологическими причинами: влиянием планет, Лучи которых воспринимаются соответствующими центрами людей, энергетически связанных с этими планетами.

Такое взаимодействие психической энергии людей с энергиями космическими происходит постоянно, но лишь благодаря непрестанной Помощи Великих Учителей результатом множества космических воздействий становится ассимиляция человечеством новых лучей, что является частью процесса эволюционных изменений, утончения, в психическом, духовном и физическом естестве человечества.

В Записях Е.И. Рерих, относящихся к Огненному Опыту, говорится об одном из таких астрологических явлений следующее:

«Ярая тут смущена болями в ногах. Конечно, может смущаться, ибо ярые боли в ногах, конечно, не от Кундалини и смещения ножных центров, но яро тут от Космических причин. Ярые Лучи Нептуна страстно сильно проявились на сочетании с лучами Моими. Все родившиеся под Нептуном и Ураном страстно страдают. Но ярая …конечно, гораздо больше, ибо ярая близка Урану и Нептуну.

Ярые Лучи Урана и Нептуна после ассимиляции с твоими лучами приобретают совершенно иное значение и яро Мы можем применить их к людям. Ярые уявились на страстной боли, но яро на лучшем им утончении…

…Космическую причину никто не принимает во внимание, особенно, когда боль напоминает определённое заболевание. Ярая как всегда уявилась на усиленном приёме этих Лучей…

…Сотрудничество такое оявлено на самоотверженности новой.

И ярая Сотрудница уявила Нам новую неоценимую Помощь, ибо ярые Лучи останутся с Нами, уже пропущенные через твою Огненную Ауру… Ярая может сказать о своём распятии из-за ярого падения Нашего Человечества…» (Е.И. Рерих Записи 1953 г.).

В Учении часто употребляется понятие «огни»: огни духа, огни сознания, огни мысли, огни пространственные. Говорится, что некоторые заболевания становятся следствием сложенных прежде огней, но не нашедших применения (в пример приводятся участившиеся заболевания туберкулёзом).

Человек в системе Учения – центр трансмутации космических энергий. Зарождённый в недрах Пространственного Огненного Творчества, Человек в процессе длительной Космической и земной Эволюции «присоединяет» к области сознания новые и новые энергии из «Резервуара» Космоса, таким образом участвуя в преобразовании Космической Субстанции в энергии новых творческих возможностей.

Огни, которые складываются как потенциал сознания, как накопления духа, проявляющиеся во многих способностях и устремлениях, являются претворёнными пространственными энергиями. Сознание – Огонь, привлекающий своим магнетизмом, ассимилирующий и трансмутирующий. Вступление на сознательный путь Света ускоряет процесс эволюции, позволяя человеку осознавать творческое взаимодействие огней мысли с Мыслью пространственной.

Великая Матерь Агни Йоги Е.И. Рерих осуществила, ради человечества, Опыт преображения тонких тел в условиях земного воплощения и не отрешаясь от земной деятельности.

Огни центров – это явления тончайших, духовных, уровней психической энергии на Тонком Плане, в Тонком теле, и согласование работы нервных центров с соответствующими им на Плане Тонком.

Утончаясь, психическая энергия человека становится способной вступать во взаимодействие с Энергиями Пространственной Мысли. (Наблюдения за проявлениями деятельности психической энергии позволяют наблюдающим видеть, как вспыхивают искры и цвета эти пространственных реакций – психической энергии и энергий пространственных).

Гармония внутреннего и внешнего Планов жизни является основою здоровья: В Учении говорится о необходимости не только очищать психическую энергию, контролируя качество и чёткость мышления, но бережно обращаться с психической энергией. Психическая энергия требует бережности, ибо, несмотря на её связь с беспредельным Огнём, процесс накопления её в нервных центрах при перерасходовании требует времени.

Накопленная в нервных центрах психическая энергия становится мостом для восприятия энергий пространственных.

Основою здоровья, особенно в периоды Мирового неравновесия и напряжения, является самообладание и радость духа. В Учении многократно сказано, что соизмеримость в отношении психической энергии так же необходима, как самоотверженность и подвиг для её накопления и силы.

Нахождение своего пути в трудах Общего Блага, расширение сознания, углубление знаний и умножение качества труда – необходимая и игнорируемая многими искателями здоровья истина, являющаяся корнем представления о действительном пути к здоровью не только в настоящем, но и в будущем.

Современная медицина не отрицает огромного влияния со стороны нервной системы и психологического состояния человека на состояние органов и систем его организма.

Однако предстоит научно установить связи между действием тонких структур человека и его физическим телом, исследовать функции центров, которые являются фокусами энергий, объединяющих тело физическое с телом Тонким. Также необходимо изучать отражение внешних причин на тонких центрах людей развитого сознания.

«Врач, могущий изучать священные боли и не делающий этого, повинен. Путём изучения болей этих и сопоставления их с явлениями, вызывающими их, он мог бы приготовлять ступени грядущей эволюции…» («Иерархия», 165).

…Заботясь о здоровье близких, люди желают им энергии, сил. Следует просвещать о путях обретения целительных качеств энергии, доступных каждому. Это путь светлого и возвышенного мышления, очищения от всех форм грубости и пороков мышления.

Бескорыстие и желание Общего Блага является основою роста потенциала психической энергии и утончения её качеств.

Развитие мысли, воспитание её высших качеств в Новом Веке является основою оздоровления, как индивидуального, так и общего.

Современное состояния Мира, подверженного необычным эпидемиям, должно особенно устремить взгляды ввысь, но не только в пассивном взывании к Миру Высшему, но именно в устремлении мысли к познанию Бытия и единению со Светом.

Мысли уделяется особое внимание в Веке, особенностью которого является сознательное отношение к Стихии Огня. Мысль следует изучать как энергию, которая качеством своим и характером различных сочетаний обусловливает множество явлений физического Плана.

Учение говорит, что энергия мысли в Новой Эпохе обладает особым качеством магнетизма, широко распространяясь, усиливаясь соответственными энергиями, меняя пространственные токи, вступая во взаимодействие с пространственными химизмами.

Высшие формы мышления приводят в активность высшие центры сознания – фокусы психической энергии на Тонком и Духовном Планах. Каждый из центров связан с соответствующими гландами организма, железами, которые в условиях притока высшей энергии раскрывают свой потенциал, вырабатывая необходимые организму вещества.

Биохимические процессы организма имеют энергетическую основу. Это важнейшая истина, которая должна найти опытное и конкретное выражение в соответствующих исследованиях. Учение рекомендует исследовать качества психической энергии на здоровых людях, на людях тонкой природы с развитыми высшими центрами.

«Истинно, человечество есть связь между мирами. Нужно привыкать к этой мысли, пытаться прилагать её к жизни. Странно, что врачи не пользуются возможностью стать носителями здоровья, применяя знание нервных центров, ибо, именно, эти центры суть духовные щупальца и магниты…» («Иерархия», 166).

«Также пусть поймут сердце как единую природную связь мира видимого с невидимым. Много секреций соединяет низшие слои обоих миров, но лишь нить сердца может вести в Беспредельность. В этом разница магии с природою духа. Так Советую, прежде всего, обратить внимание на сердце как на источник явления суждённого соединения миров. Не нужно думать, что Иерархия есть лишь дисциплина, это есть продвижение в Высший Мир» («Иерархия», 449).

Вопрос культуры, являющийся ключевым в настоящее время, имеет непосредственное отношение к здоровью. Человек расширенного сознания, человек интеллигентный является источником высоковибрационной энергетики, оздоравливающе действующей на окружающих, излучая мысль, энергия которой устремляюще действует на множество сознаний, обладает способностью уменьшать действия многих вредоносных веществ, нейтрализовывать дисгармоничные пространственные вибрации.

Многим известно, что возвышенная музыка и возвышенная красота образов всех искусств гармонизирует и очищает психическую энергию человека, в то время как грубая образность, грубое слово подавляют действия высших центров сознания. Однако необходимо принятие мер в государственном масштабе по просвещению людей относительно духовной ответственности каждого человека за качество не только создаваемых творческих образов, но и за энергии, привлечённые впечатлениями.

Текущее состояние мира с его болезненностью – прямое следствие загрязнённости психической, ментальной сферы. Невозможно обрести оздоровление без очищения всей жизни. Этот принцип – следствие закона единства Энергии, всеобщности её и неограниченности в распространении вибраций.

Когда идеал Культуры как процесс целенаправленного возвышения вибраций психической энергии утвердится в обществе, появится возможность широкого применения психической энергии как средства оздоровления. В условиях загрязнённости физической и психической причины заболеваний только множатся. Решение современных проблем здоровья требует широкого, целостного подхода и на основе культурного оздоровления общества.

Огненная энергия высших центров человека является панацеей от множества заболеваний. Но задача оздоровления должна ставиться масштабно, одновременно по направлению исследования тонких вибраций, и массового просвещения о психической энергии и мысли, о строении тонких уровней человека.

В Новой Эпохе медицина освоит лечение вибрациями, лучами. Активно будет применяться внушение, помогающее на ранних стадиях болезней. В целом все подходы к лечению станут более утончёнными.

По вопросу о целебных излучениях и комплексе методов лечения в «Листах Дневника» Е.И. Рерих читаем следующее:

«Их бесчисленно много (излучений). Прежде нужно помыть ауру. Конечно, синий, лиловый, зелёный и розовый более отвечают лечению. Конечно, спорт и наркотики исключают лечение. Лучше внушением. И нужно поэтому организм очистить. В пределах от алого до пурпурного, лишь в красной гамме (Цвет заградительной сети.) Можно все кожные (лечение ультразвуковыми волнами.) Нужно раньше, ибо ткань звука восстанавливает, действует на ткань. Только грубое воздействие возможно (При неочищенной ауре.) Духовное сознание больного поможет доктору. Помощь может быть лишь грубая, можно лишить сознания любым ядом. (В случае немедленной операции при неочищенной ауре.) Помощь кажущейся нечувствительности. Но нечувствительность мучеников превосходила всё. Можно иногда применить ток электричества. Но лучше начать чистить дух. И когда получите воздействие лучей растения, тогда получится жизнеспособность. Если бы люди применяли естественные силы духа!» (Е.И. Рерих «Листы Дневника» 1924 г.).

«Сеть заградительная должна окружать тело. Очень важно, чтобы аура кончилась сетью искр жизнеспособных, поэтому даже лиловые и синие ауры должны иметь рубиновые искры в окружности. Явление только удалённых от Земли тонов делает обладателя слишком чувствительным к проявлениям Земли…» («Озарение», 168).

Современности соответствует понимание человеческой жизни как нераздельной в Мирах плотном и Духовном, в непрерывности смен существования, с задачей сохранения сознания в разных условиях.

«- Правда ли, что в Девачане духи могут создавать образы всего, что они любили? – Да, если желания духа высоки, может найти высокие образы и, создавая их, способствовать совершенствованию. На астральном плане общение с землёю обычнее. – Должно ли человечество стремиться к бессмертию в физическом теле? – Гармония духа и материи. Способствовать творчеству мира. Улучшив, люди улетят с Земли, но раньше должны запомнить, что дух существует. Вот Мы после заоблачных миров опять у корыта и должны превратить его в купель духа терпением несокрушимым. Так и пойдём» (Записи Е.И. Рерих)

Устремление к возвышенным формам энергии, внесение в каждодневность стремления к утончению, к красоте, соответствует задаче текущего времени.

Из физических веществ, наиболее близких к огненной сущности психической энергии, Учение называет соду, валериану, розу, а также мускус особых сортов.

Сода с горячим молоком (для лучшей её ассимиляции центрами) рекомендуется как средство укрепления психической энергии при всех заболеваниях и их профилактике. Также и валериан, и эманации роз – как гармонизирующие и укрепляющие психическую энергию. Учение советует широко пользоваться психической энергией растительного царства, исследуя соответствия веществ и индивидуальной энергии человека.

Книга «Иерархия» акцентирует внимание изучающего Учение на главном условии продвижения в познании психической энергии – преданности Иерархии Света. Учение говорит о срочной необходимости всем людям светлой направленности осознать Фокус Света – Иерархию Света на Земле и, очистив сознание от сомнений и привычек самости, устремиться к познанию. Только глубина знания, претворение его в жизненном синтезе поможет одолеть преграды, сложенные невежеством человека в отношении своей природы, открыть мир великих возможностей. Истинно, заложено в духе человеческом сокровище Космоса – Огонь неодолимой силы, Свет, зарождённый в несказуемых высотах Бытия.

Никакими механическими методами невозможно пробудить этот сокровенный свет, приводящий в активность высшие возможности человека. Все механические способы недопустимы как нарушение закона равновесия и гармонии, управляющих всеми процессами Бытия и Эволюции.

Учение многократно предупреждает нетерпеливых искателей техник открытия центров об опасности одержания.

Процесс развития духа и сознания основан на гармоническом развитии сознания. Постепенное одухотворение всего существа и претворение в жизни знаний о Благе; познание психической энергии и цельное устремление к Свету. Такой путь предлагается в Учении для всех ищущих знания о духе и тонких силах человека. Здоровье и Благо едины, но путь к здоровью пролегает через осознание неотделимости блага индивидуального от Общего Блага человечества.

Понятие Общее Благо является ключевым в Учении о Духе. Тема здоровья и психической энергии, как и всё множество тем Учения, рассматриваются в ключе Общего Блага, иными словами, Эволюции всего человечества под руководством Великих Учителей Света.

Предлагаем ряд параграфов из Книги «Иерархия», относящихся к теме здоровья в связи с состоянием психической энергии и сознания человека.

«Свойство психической энергии есть утверждение правильного решения. Как же люди должны развивать в себе это свойство! Без этого качества нельзя усвоить огонь пространства. Ведь без этого качества не принять надлежащее сокровище. Только прикасание к Высшему может дать направление, потому необходимо устремиться к пониманию Высшего Начала. Только так мы приблизимся к закону Иерархии» («Иерархия», 63).

«Можете производить один из самых полезных психических опытов. Если примете все Предуказания Наши и вам покажется, что нечто указанное или не исполнилось, или претворилось помимо ожидания вашего, то немедленно сделайте исследование самого Указа, прилагая слова в обычном человеческом понимании. Затем припомните все случившиеся обстоятельства и сообразите все помыслы, ваши собственные огорчения, раздражения и все прочие случайности и оплошности. Очень значительно наблюдать, какие события имеют значение на космические волны. Можно видеть, что наша человеческая тяжесть, хотя бы многовесная, не сравнится часто с самою малою мыслью. Таким путём можете наблюдать, насколько сфера психическая имеет свои законы, не касаясь наших трёх измерений.

Начав наблюдения эти, можно прийти к ценным выводам, которые собранные вместе, принесут большую пользу человечеству. Ибо теперь настало время особо острого приложения законов психических. Нужно собирать в чашу терпения все начертания и помнить, что каждое условие климата и давлений атмосферических также имеет глубокое влияние на законы психики. Будем применять самые точные весы для взвешивания наших мыслей и будем помнить, что каждое окисление металлов оказывает влияние на характер и качество мыслей. Также дым и перегар старых материалов или мяса всегда вреден. Не забудем, что пыль всегда, как части разложения, всасывается в поры тела. Так будем спокойно отмечать все подробности жизни не для самооправдания, но для исследования природы нашей и принятия мер к совершенствованию» («Иерархия», 67).

«Ещё одно полезное упражнение. Попробуйте писать двумя руками и одновременно разное. Или пробуйте одновременно диктовать два письма и вести два разговора. Пробуйте одновременно управлять мотором и вести беседу о сложных решениях. Пробуйте не начинать ссоры, когда неустойчивое настроение вашего собеседника требует вашего раздражения. Пробуйте многие примеры раздвоения вашего сознания. Пробуйте, чтоб ваша энергия могла свободно проливаться в нескольких направлениях, не теряя своей ценности и не ослабляя тока своего.

Однообразное устремление свойственно Кали Юге, но струны всех энергий, как спасительный поток, обогатят нахождения Сатья Юги. Мы имели примеры успешного расчленения сознания в прошлых веках, но нужно теперь особенно утвердить действие всех каналов Брахмавидья.

Обратите внимание на течение мыслей и утвердите правильные волны ритма. Не следует уподобляться животным, которые могут мыслить одновременно лишь в одном направлении. Сыны Света и Пламени должны свободно сверкать искрами и зажигать пространственные огни. Истинно, наступает время зажигания огней пространства, иначе говоря, выявления их даже в физической ближайшей сфере. Трудное время, когда огни могут вспыхивать и, не приведённые в порядок, могут сожигать и сокрушать.

Примите эти напоминания как урок дня. Не полагайте, что там в небесах иные законы, а пока мы сохранены неведением материи низшей. Нет, вы знаете и начнёте прилагать все советы» («Иерархия», 69).

«Недостаточно изучают аэролиты, ещё меньше уделяют внимания космической пыли на вечных снегах и глетчерах. Между тем Космический Океан рисует свой ритм на вершинах. Если начинаем мыслить о Беспредельности, прежде всего нужно обратить внимание на всё приходящее извне и материально связывающее нас с дальними мирами. Как же можно пускаться в дальний путь, если не обращать внимание на гостей издалека? Нужно также сравнить симптомы жизни на вечных снегах с долинами. Может быть разрастание некоторых желёз происходит от пользования снеговыми водами и производит расстройство вследствие воздействия частиц космической пыли? Столько полезных наблюдений разлито вокруг, стоит лишь протянуть руку! Также правильно заметили, что большинство туберкулёзных не что иное, нежели возгорание центров лёгких. Конечно огни, сложенные кармою, но не осознанные и не применённые, могут оказаться губительными» («Иерархия», 70).

«Конечно, опыт над самим собою всегда полезен, ибо напоминает об испытании. Испытание есть признак творения. Нужно привыкать к мысли, что люди беспрестанно творят. Каждым взглядом, каждым вздохом, каждым движением они меняют течение космических волн. Если пустоты нет, то как соединены миры! Жизни клетки растут, как листья древа. Но мы забываем, что мы оставляем форму каждого движения нашего. Как прекрасно оно должно быть, чтобы быть достойным Великого Ваятеля!» («Иерархия», 75).

«Уже знаете, как время напряжено, и скажите содрогнувшимся, что когда Владыка живёт в сердце, то волос не упадёт с головы и каждому назначен дворец и тела и духа. Но храните сердце чистым, чтобы Мне можно было войти туда и окружить вас доспехом. Помните, если взятое вы отдали в духе Владыке, то Он воздаст вам в стократ. Так положите мысль вашу ко Владыке и дайте Владыке войти в сердце ваше. Иначе без Владыки тесно будет в пустом сердце и, как горох в бараньем пузыре, задребезжит злоба в пустом сердце. Наполните сердце Владыкою так, чтоб врагу не протесниться. Мир вам!» («Иерархия», 79).

«Конечно, чуткий организм Агни-йога прикасается к току космическому. Каждая волна отражается в центрах, и восприимчивость чуткого Агни-йога утверждает космические волны. Потому все космические и земные волны так касаются центров огненных. Потому нужно так беречь здоровье. Конечно, трудно, но космическое сознание так чудесно.

Кто лучше решит и знает? Только Иерарх. Потому нужно беречь каждую жемчужину. Так пусть хранят сокровища. Истинно, утверждаю только так можно победить» («Иерархия», 116).

«Замечайте, как люди читают Учение. Замечайте, которые места они обходят и пытаются не заметить. Особенно часто люди закроют глаза на всё, относящееся к предательству и к психическому убийству. Не желают даже представить, что они могут вредить мыслями на расстоянии. Так люди избегают того, в чём они чаще другого повинны. Не нужно быть гигантом мысли, чтоб вредить. Даже средняя мысль, отравленная кристаллом империла, будет очень действительна. Удумать предательство, значит совершить явленную половину, ибо уже отравленная оболочка воспримет даже малейшее. Поистине, мысленные отравления больше вредят, нежели даже наркотики. Также можно напомнить о заразе через посылки мыслей. Можно настолько обессилеть, что каждая зараза приблизится легко. Мысль как ключ открывающий» («Иерархия», 125).

«Как можно избежать вреда посланных мыслей? Один и тот же совет — напрячь устремление к Владыке, по этому направлению можно получить всякий иммунитет. Потому советую осознать Иерархию, от высшего духовного устремления до малейших, даже телесных нужд, везде нужна нить серебряная. Упрямство и чёрная ложа будут всячески отстранять мысли о Иерархии; хотя у них самих очень развито подчинение, но они хранят это для себя, зная непреложность этого закона» («Иерархия», 126).

«Указываю на наполнение сердца и сердечную молитву по двум причинам: во-первых, она ведёт к соединению с Высшим Миром, во-вторых, она не требует особого времени и производится за любым трудом. Можно легко привыкнуть к особому ощущению в сердце, не опасаясь последствий. Сердце не переутомится Владыкою, наоборот, только мысли окружающие могут влиять на сердце. Так, наконец, когда-нибудь человечество поймёт значение мыслей, хотя бы ради своего сердца. Пусть помыслят о яде посылок! Пора обратить внимание на количество болезней от мыслей. Не худо, при каждой болезни, произвести внушение против мыслей. Также можно произвести магнетические пассы над поражённым органом. Не надо ничего особенного, как сердечную молитву, которая создаёт магнетическую связь с Высшим. При наложении рук не следует думать о болезни, но лишь сообщиться с Высшим» («Иерархия», 132).

«Какую пользу можно извлечь из маленьких опытов и наблюдений! Не стесняя себя временем, ученик может обращать внимание на множество мелких явлений. Каждый день, среди обычных занятий, обратите внимание на проявления организма. Каждый по-своему отражает явления космические, нужно лишь безбоязненно отмечать каждое ощущение. Так же можно отметить даже жизнь предметов обихода под влиянием определённой руки. Повторяйте тому, кто забывает о воздействии личности и прикасания» («Иерархия», 133).

«Без связи с Учителем даже одною щетиною отрицания можем допустить чёрного жильца. Легкомыслие недалеко ночует от предательства. Так можно представить следствие разрыва ученика с Учителем. Людям пора заглянуть в сумасшедшие дома и проверить причины и обстоятельства заболеваний, особенно теперь, когда этот бич опаснее чумы.

Умейте хранить нить с Учителем и наполнять: сердце Владыкою. Нельзя забыть, что составляет сущность нерушимого восхождения. Ни дела, ни обстоятельства, ни характер, ни причины всякие не могут полагать преграды между учеником и Учителем. Уявление Учителя есть образование всего кратчайшего пути. Отставить Владыку значит предать самого себя» («Иерархия», 158).

«Врач, могущий изучать священные боли и не делающий этого, повинен. Путём изучения болей этих и сопоставления с явлениями, вызывающими их, он мог бы приготовлять ступени грядущей эволюции. В сущности, болей священных, при духовном развитии мира, не должно существовать, но окружающее несовершенство создаёт эти боли. Так по сопоставлению условий и причин можно предвидеть направление эволюции. И, конечно, можно много исправить в человеческом сознании, если знаем, что даже землетрясение вызывается духом человечества. Можно постепенно собрать много явлений, где человек является творцом. Так священные боли суть показатели следующей расы в тисках недорослей, потому говорю — берегите здоровье. Говорю — не отягощайте ненужными выходками и раздражением его. Не только вокруг вас, но и по всей Иерархии несётся эхо ошибок. Но всякая бережность не только благодетельна для вас, но и укрепляет пространство на далёкие сферы» («Иерархия», 165).

«Истинно, человечество есть связь между мирами. Нужно привыкать к этой мысли, пытаться прилагать её к жизни. Странно, что врачи не пользуются возможностью стать носителями здоровья, применяя знание нервных центров, ибо, именно, эти центры суть духовные щупальца и магниты. Даже физический магнит полагается в особое соседство, чтобы не терял силы. Не заслуживают ли нервные центры такого же внимания? И не должны ли люди особенно охранять лиц следующей расы? Мост между берегами охраняется сугубо. Можно просить человека: «Друг, не устраивай землетрясения»» («Иерархия», 166).

«Так Мы даём мускус для утверждения деятельности, но решительно против наркотиков — успокоителей и умертвителей интеллекта. Как же разовьётся качество мыслей, так нужное для будущей жизни, если мы притупим его ядом? Но медицина не скупится на производство живых мертвецов!» («Иерархия», 186).

«Надо понимать буквально, когда говорю, что явление значительного числа болезней нужно лечить психической энергией. Заражение нервного вещества будет всегда первейшим поводом к разнообразным заболеваниям. В заражении нервного вещества соединяется Мир Высший с низшим; через брешь вещества нервов проталкивается любой пришелец, начиная от одержимости и кончая раком. Но защитить нервное вещество можно лишь психической энергией. Это воспитание психической энергии будет подлинной профилактикой человечества. Можно применить хотя бы чистую мысль, защищая ею входы в нервную сферу. Даже эта простая мера будет полезна. Также психическая энергия будет лучшим очищением в период скрытой болезни. Но ужасно разложение нервного вещества под влиянием пьянства и всяких пороков. Подумайте, в каком состоянии окажется тонкое тело, где тончайшие нервы занимают значение скелета! Для Земли кость, для Тонкого Мира нервы, для Духа Свет» («Иерархия», 190).

«Потому силы Космоса так пространственно утверждены. Каждый центр чует каждую вибрацию, потому при токах меняющихся так чувствительны огненные центры. Потому нужно так беречь здоровье» («Иерархия», 205).

«Сила, идущая на Благо, всегда умножается в пространстве, и получается связь с высшими сферами. Но сила, идущая от зла, становится бумерангом. Образование утверждённых излучений даёт силу насыщать пространство. Явление злых стрел напрягает самые низшие слои, которые настолько уплотняются, что обратный удар неминуем. Так каждая мысль, которая привлекается к Свету, влечёт за собою светлое излучение, но заражённая стрела может вонзиться в темя пославшего. На духовном плане много таких указанных явлений, потому нужно пространство держать незаражённым и качество мысли удерживать высоким. Так можно явить сознательную кооперацию» («Иерархия», 213).

«Необычность есть счастливое качество каждого решения. Возьмём случай болезни. Доктор может дать все свидетельства и свои лекарства, но этот обычный путь не поведёт к улучшению. Но йог подаст совет, и необычное решение создаст укрепляющее условие. Лекарство йога не из аптеки и избегает наркотиков, но приносит секреции желёз, которые, как пища, укрепляют вещество нервов. То же свойство имеют секреции деревьев, смолы которых могут вносить через поры кожи такое же укрепление ближайших нервов. Конечно, очищенная смола может быть принимаема внутрь. Лучшее очищение будет через солнечный луч, но оно требует долгого времени, ибо осадки очень медленны. Так же медленно очищается каждое масло, но зато это очищение несравнимо с любым химическим процессом. Так необычность совета йога имеет преимущество перед проявлением обычности докторов. Так и поступите» («Иерархия», 222).

«Обратите внимание на особое качество всех животных и птиц, которые дают секреции, подобные мускусу. Шерсть и оперение сохраняют как маслянистость, так и теплоту; как бы какая-то смола или горное масло напитало их. У птиц оперение принимает металлическую окраску, показывающую питание корнями или зёрнами, в которых много психической энергии растительного царства, иначе смолы. И минералы могут выдавать свою психическую энергию или через растительное царство или через воздух, где огонь пространства имеет те же свойства, как и мысль, явленная духом. Можно понять древнее сравнение, называвшее мысль пламенем. Какие замечательные опыты можно производить, составляя цепь воздействий психической энергии от минерала до тонкого тела! Можно наблюсти, как различно будут действовать меха и перья явленных птиц и животных. Разве случайно в древних дворцах и храмах содержались металлические павлины? Можно задуматься, почему мускусные животные и маналы водятся на почти одинаковой высоте? Нет ли на высотах тех же почв, как и внизу? Когда будем очищать атмосферу низин, придётся обратить внимание на недра, вызывая их психическую энергию» («Иерархия», 225).

«Правильно узнавать значение витаминов, но при этом нужно производить опыт над воздействием психической энергии. Можно видеть, что принятие витаминов сознательное увеличивает их полезность во много раз. Также можно заметить, что витамины, принятые во время гнева, могут усилить империл, как бессознательная энергия усиливает пункт, где собрано сознание. Можно понять, почему принятие пищи считалось священным у древних. Можно понять, насколько осознание умножает все энергии. Сколько нетрудных опытов можно производить при малом наблюдении. Чтобы усилить уважение к сознанию, можно называть энергию Атма, или психической, или жизнью, или священной, но значение её необходимо изучать; ведь этим каналом приближаемся к Фохату, или к атомической энергии. Нужно наблюдать на микрокосме и перевести формулу на Беспредельность!» («Иерархия», 236).

«Как мощно отражается космическая энергия в человеческом организме! Каждый космический огонь встречает созвучие в человеческом организме. Как много можно найти духовным подходом к изучению всех проявлений центров! Если смотреть на человеческий организм как на отражение явлений Космоса, сколько созвучий можно усмотреть, и центры станут для науки огненными выявлениями. Только духовный подход откроет значение всех соответствий космических с человеческими отражениями. Можно рассматривать центры как собирателей космических энергий. Правильно думать о прямом питании самых высших центров. Солнечное сплетение вбирает каждую посланную энергию и сознательно напитывает явленные центры. Так понимание огненных центров есть самое существенное задание. Медицина только тогда сумеет определять болезни, когда будет знать соответствие с космическими энергиями» («Иерархия», 238).

«Когда люди начнут изучать не только огни и лучи, но и секреции человеческие, тогда можно думать о перемене тела. Странно, что люди понимают мощные химические процессы, происходящие в их организме, и в то же время считают продукты этих процессов лишь отбросами. Можно видеть, насколько сильна кровь или слюна. Можно видеть, насколько кровь растительного царства, то есть валериан, даёт необычайную мощь растению. Так же мощна слюна и прочие выделения желёз. Но нужно произвести наблюдения о причинах увеличения и уменьшения воздействия энергии этих продуктов. Ядовита слюна гнева и благодатна слюна благости. Разве не важно изучать такие общеизвестные проявления, которые не могут быть заменены механическими препаратами? Так снова подойдём к утерянным знаниям о веществе психической энергии, той таинственной Атме, которая у старой медицины находилась в пользовании продуктов желёз. Нужно суметь противоставить огненной стихии неопалимую Атму» («Иерархия», 240).

«Люди слышат о приложении внутренних огней для будущей эволюции и упускают из виду значение огней для текущего времени. Спросят: «Где же самое поражающее значение огня, хранимого в нас?» Трудно представить, но это несомненно — огонь наш является главным регулятором землетрясения. Зажжённые центры, проводники огня пространства, утишают огонь подземный. Можно проследить, как Великие Учителя посылали своих апостолов в места, где угрожало расстройство равновесия огненного. Можно в будущем произвести многие опыты в этом направлении. Кроме того, магнит огня действует и на людское сознание, иначе говоря, огонь имеет применение величайшее, проводник самый мощный. Конечно, возжжение огня нелегко, особенно когда токи напряжены. Но можно быть уверенным, что огонь этот и есть талисман алхимиков, так скрываемый ими» («Иерархия», 268).

«Конечно, раздражение есть главный вред для огней. Можно посоветовать при признаках раздражения глубоко вдыхать десять раз. Явление вдыхания праны имеет значение не только психическое, но и химическое, ибо прана благодетельна для огней и погашает раздражение» («Иерархия», 272).

«Рак можно лечить психической энергией, потому что отсутствие психической энергии в крови порождает заболевание. Часто психическая энергия оказывается выкачанной вследствие духовной отдачи, как было с Рамакришною и некоторыми другими Подвижниками. Конечно, они её имеют в огромном количестве, но, посылая её на дальние расстояния, они могут оказаться незащищёнными временно. Именно, нужно приближение к Иерархии, и даже Подвижники иногда в самоотверженности несли силы свои поверх законного расходования. Потому для эволюции твердим об Иерархии, чтобы утвердить целесообразное применение сил к Цепи Высших. Потому говорю — берегите здоровье, чтобы даже этим условием прилежать к Иерархии» («Иерархия», 285).

«И так человечество является аккумулятором и трансмутатором высокой энергии, которую Мы условились называть психической. Значение человечества в том, чтобы трансмутировать в сознании эту энергию и путём Иерархии устремлять её в высшие сферы. Утеря понимания назначения своего отбросила людей от знания ответственности. Так теперь снова напоминаем об основе Бытия. Надо снова приблизить к себе великий провод и осознать начала обновления жизни. Вы заметили, насколько Мы против спиритизма, но часто говорим о тонких телах. Мы улыбаемся современному гипнотизму, но говорим о лучах и магнитах. Мы советуем пересмотреть фармакопею, но даём несколько основных лекарств» («Иерархия», 296).

«Махатма переводится как Великая Душа. Некоторые представляют себе Махатм как совершенно отдельную расу. Не нужно понимать Великую Душу как совершенно отдельную. Каждый Махатма начал своё восхождение из гущи народной, лишь дерзнув избрать трудный путь Великой Души. Также рядом с дерзновением он открыл в сердце возмущение духа, ибо как же иначе вспыхнут огни? На этих огнях претворяется ценное вещество секреций в целительную субстанцию. Можно видеть, как слюна огненного существа может устранять воспаление и вызывать жизненную энергию в отмерших центрах. С целебной мощью возложения рук рядом стоит сокровенное свойство секреций. Поучительно сравнить секреции человека с закрытыми центрами с выделениями огненной субстанции. Если советую для обычных организмов растительные лекарства, то для более знающих имеется мощная лаборатория сокровенных выделений огня» («Иерархия», 304).

«Мою последнюю книгу поймут немногие. Кто же оценит сокровенное качество слюны Спасителя или возложение рук Моисея? Не привыкли люди оценивать огненное сердце. Может помочь книга тем, кто уже ощутил зачаток солнечного змея. Он свершает кольца свои между огненными извержениями. Нельзя представить себе утверждение подземного огня без извержений огней сердца. Знаете об обычных извержениях йога, которые не могут быть ничем заменены, ибо этот газ огня должен выйти и соединиться с огнём пространства. Но редко достигают йоги этого явления связи с космическим огнём. Мы называем эту степень святою, ибо свет огня высших миров соединяется с лучами планетных йогов; это кратчайший путь к Махатмам.

Не опасайтесь напряжения, это тот же путь. Не смущайтесь тоскою, она от огня. Не сердитесь, ибо сердце не любит этого корня» («Иерархия», 305).

«Когда Силы Света и тьмы напрягаются, нужно беречь здоровье, ибо огонь пространства бушует и тьма напряжена. Но во всех проявлениях Наших нужно видеть победу. Когда всё рушится старое и неприемлемое для эволюции и эпохи огня, то остаётся один якорь, который спасёт человечество, — якорь Иерархии, который объединит всю цепь и даст всю мощь. Так нужно беспредельно утверждаться в Иерархии» («Иерархия», 310).

«Лечение ароматами цветов, смол и зёрен восходит к глубокой древности. Так роза даёт не только подобие мускуса, но предотвращает империл. Сад роз у древних считался местом вдохновения. Фризии полезны симпатической системе, которая так вибрирует у йога. Зёрна ячменя незаменимы для лёгких, уже знаете о мяте, о смоле кедров и о других смолах. Так духи теперь тоже бессмысленны, как и прочие попирания ценностей. Но зачаток благовония лежит в полезном, но забытом знании. Конечно, яды древности были очень изысканны; новые изобретения наркотиков сравнительно грубы и, главным образом, разрушают интеллект. Иначе говоря, именно то, что удерживает равновесие, которое так нужно при всех психических опытах. Пламенеющее сердце невозможно без духовного равновесия. Так нужно помнить о всех подробностях, приобщающих к Иерархии» («Иерархия», 316).

«Множество необходимых опытов должно проделать человечество. Нужно не только установить империл, как бедствие уходящей расы, но нужно также изучить заразу империла. Можно будет признать, что империл действует на далёких расстояниях и может воздействовать на тонкое тело. Империл входит в диссонанс с пространственным огнём. Люди, уходящие от земли с запасом империла, развивают для себя мучительное бытие. Огонь пространства устремляется на них, ибо гармония есть следование за основами. Всякое противодействие основам вызывает противодействие пространственного огня. Так нужно принять, что личное раздражение есть нарост уходящих. Но нужно заметить, что часто люди не желают замечать своё раздражение, но опасный яд от этого не уменьшится» («Иерархия», 335).

«Так нужно исследовать всеми способами начала препятствующие. Нужно понять, что есть гармония с основами Бытия? Что есть продвижение духа, который постепенно привыкает существовать над миром и трудиться без конца? Также нужно понять священные боли, как знаки полётов духа в область, связующую миры. Так легко понять, что инволюция лишила человечество некоторых признанных свойств и нужно проявить много изначальной энергии, чтобы снова соткать порванную ткань Ассургины. Но хвала смелым, дерзающим, устремлённым!» («Иерархия», 336).

«Очень часто люди бывают встревожены более громом, нежели молнией. Также при событиях люди больше озабочены отзвуком, нежели сущностью. Можно сказать: нечего ужасаться грому, если молния не убила! Только новичок боится пушечного грома и не слышит полёта пули. Психическая энергия реагирует на молнию. Можно видеть, как природная способность организма защищает от губительного пожара; так иногда психическая энергия производит искусственные опухоли, чтобы отклонить опасный пожар соседнего центра. Очень редкое явление, когда у йогов, на глазах, вспухают оконечности и так же быстро ткани сокращаются до прежних размеров. Вы видели такое явление, когда угрожал пожар центра гортани. Несмотря на опасность, психическая энергия быстро справилась с огнём.

Также извержения предупреждают воспаление; совершенно аналогично вулканам. Множество аналогий открыто пытливому глазу. Только не нужно искать обрядовую искусственность и насильственность. Слияние с Высшим правильно лишь через естественно зажжённый огонь сердца. Конечно, неизбежно кипение переполненной «чаши», но эта тягота Матери Мира. Помните древнее изображение младенца в чаше. Множество научных знаков обращено в туманные символы, но время разобрать их!» («Иерархия», 362).

«Приобщение к огню даёт насыщение центров космическим ритмом. Потому звучание утверждается постоянным соприкасанием с проводом пространственным. Чуткость центров должна быть оберегаема и утверждаема как связь между видимым и невидимым мирами. При звучании центров нужно соблюдать покой» («Иерархия», 371).

«Космический магнетизм насыщает каждый жизненный процесс. Установить физическое соотношение вибраций есть задание наше, ибо таким образом можно будет определять соответствия всех проявлений. Ведь каждое явление связывается с центрами тонких энергий. Каждая вспышка, каждая вибрация соответствует какому-то проявлению в Космосе. При изучении этих волн можно прийти к заключению, что связь между всеми проявлениями так мощна, что можно определять, где заключается связь между магнетизмом; так разные мысли, стандарты и устремления затрудняются магнетизмом разного напряжения» («Иерархия», 385).

«Нагромождения космических энергий соответствуют утверждениям человеческих смятений духа. При таком космическом соответствии можно разрешить смятения лишь таким мощным рычагом, как Иерархия. Когда цепь событий разрушает старые устои, насыщая пространство мятущимися энергиями, конечно, нужна мощь, которая может устремить все энергии на новое строительство. Иерархия есть звено, которое преображает уходящие энергии в светоносное Будущее. Иерархия есть утверждение миру космического измерения. Ведь в Космосе всё связано утверждёнными мерами мощной Иерархии! Так все энергии связаны между собою. Так нить сердца связана с явленной Иерархией. Так эта великая связь устанавливает космическую сущность» («Иерархия», 398).

«Болезни подразделяются на священные, кармические и допущенные. Два первых вида понятны, но именно в книге Иерархия следует упомянуть о допущенных. Кто или что допускает эти болезни? Конечно, невежество и ужас неосознания. Мало не думать о них, — дети тоже не думают, но заражаются. Нужно в сознании защититься и создать непроницаемую броню нервных излучений. Даже великие эпидемии не могут развиваться, если народ владеет сознанием. Опыт с веществом психической энергии показал бы, какую мощную антисептику люди носят при себе. При этом нужны два условия. Первое — осознание психической энергии; второе — осознание Иерархии как единственного пути нагнетения психической энергии. Не следует смотреть на Иерархию как на нечто отвлечённое. Нужно усвоить прочно, что она есть сильнейший жизнедатель. У Нас называют её первым целебным средством. Но даже любую пилюлю нужно проглотить и любую мазь приложить. Не будет действия от лекарства в сундуке, также и благодать Иерархии должна быть устремлением взята. Только бесповоротное устремление даст целебное следствие» («Иерархия», 418).

«Если вам известно, что восторженная, самоотверженная мысль физически изменяет ауру и даже вызывает лучи оплечий, то вы уже знаете одну из великих тайн мира. Каждая зримость есть рефлекс вещественной реакции. Так, если раздражение порождает империл, то каждая возвышенная мысль должна создавать обратное благодатное вещество, — так оно и есть. Конечно, Благодать есть полная реальность. Она рождается в кордиальной системе и воздействует на мозговое вещество. Тибетское рингсэ имеет глубокое значение, как кристалл, отлагаемый явлением Благодати. Конечно, трудно исследовать вещество Благодати при жизни, ибо нельзя затрагивать сердце и мозг. Явление империла легче затронуть в нервных каналах конечностей. Но всё же было бы несправедливо явить человечеству отрицательное вещество и лишь логически предположить существование самого спасительного. Конечно, в лаборатории, которая создаётся, оба вещества будут явлены. Мы не будем способствовать опытам обычным, но там, где будут строиться ступени эволюции, там Наша Рука на страже! Сперва Мы ознаменуем установление империла, затем Мы определим пути явления Благодати. Если древняя наука сохранила крохи воспоминаний об отложении Благодати, то, конечно, биохимик может дать более современные доказательства. Затем эти опыты над веществом организма будут перенесены в пространственные энергии, и мы снова поймём, отчего Благодать имеет ближайшее соотношение с Иерархией» («Иерархия», 422).

«Розы полезны для Благодати. Нужно собирать все способствующие средства. Недаром в алхимии роза была символом тайны. Но масло роз теперь приготовляют очень плохо» («Иерархия», 424).

«Чуткому уху близко чуткое сердце. Чуткое сердце преображает мозг. Отсутствие сердца уничтожает все прежние накопления. К чему грамота, если лишь поверхностные глаза измеряют изгибы иероглифа! Тяжка Ноша Мира! Переполнена Чаша Держателей Магнита! Сердца пламенные могут бороться против уничтожения вещества Благодати повсюду. Можно понять, почему нужно приучать понимать сердце как двигателя Бытия. Можно понять, как нить сердца соединяется с Иерархией. Мозг не вспыхнет сознанием, если сердце засохло. Так мы химически сознаём, как организм делается частью великого Сердца Вселенной. Когда советую осторожность, значит, условия внешние потрясают переполненную «чашу»» («Иерархия», 431).

«В мощном смещении народов что же может иметь спасительное явление? Что же может иметь направление ко Благу, как не путь к Иерархии? Когда дух человечества опускается в низшие слои, что же может его привести к высшему пониманию, как не следование за Иерархией? Ведь наступает Век Огня, который принесёт человечеству великие достижения и такие же трансмутации, ибо Век Огня может усвоить дух, который будет следовать за Иерархией.

Потому Наши работники должны понять, что лишь огненным устремлением можно достичь. В Эпоху Огня можно строить лишь огнём. Каждое безразличие, каждое промедление, каждое явление самости есть явление гибели, но хуже всего умаление Иерархии» («Иерархия», 441).

«Необходимо принять, как единое, направление к Сердцу тому, где не будет отказа. Нужно прочистить канал сердца. Не будет ли оно предохранительною сетью планеты, как серебряные нити судеб? Не нужно думать о сердце как о клубке низшей материи, иначе чем прикоснёмся к Высшему Миру?

Нужно приучить себя к мысли о победе, иначе сколько поражений являются лишь следствием безразличия, — оно уже есть поражение, как в настоящем, так и в будущем» («Иерархия», 446).

«Также пусть поймут сердце как единую природную связь мира видимого с невидимым. Много секреций соединяет низшие слои обоих миров, но лишь нить сердца может вести в Беспредельность. В этом разница магии с природою духа. Так советую, прежде всего, обратить внимание на сердце, как на источник явления суждённого соединения миров. Не нужно думать, что Иерархия есть лишь дисциплина, это есть продвижение в Высший Мир» («Иерархия», 449).

«Всякий, чьё сознание уже может вместить смысл Иерархии, должен, прежде всего, отказаться от хуления духа. Много недостойной хулы произносится и мыслится между обычными делами дня и ночи. Самый опасный яд вырабатывается этими неуловимыми предательствами. Часто следствие их бывает ужаснее, нежели один проступок крупного невежества. Нелегко отвыкнуть от мерзости хуления, ибо сложна граница между белым и чёрным. Называем заразу эту чёрной язвой, подобной раку. Впрочем, значение рака вообще недалеко от последствия духовной мерзости. Как стремление к Руководителю, так нужно воспитывать в себе осознание Высшей Иерархии. Считайте, что, заключая записи об Иерархии, Мы ничего не кончаем, но лишь приоткрываем Врата следующие» («Иерархия», 456).

«Страх порождает безобразие. Ничто пришедшее от боязни не имеет достойного значения. Нельзя приблизиться к Иерархии через боязнь. Невозможно понять приложение Цепи Высшей без осознания вреда страха. Много путей Иерархии, но скользкое шатание ужаса не выдержит подъёма по скалам, и дрожащая рука не ощутит поручней, заботливо приготовленных. Условие безбоязненности нужно понять наравне с преданностью. Широка преданность, но вы помните, как разноцветен страх. Можно устрашить даже недурного человека, и зараза эта может навсегда лишить его восхождения. Потому от страха нужно лечиться.

Кроме психической энергии полезен и мускус, ибо он даёт укрепление нервной системе и зажигает оградительную сеть. Так укрепление центров сердца и «чаши» даёт нужную крепость сети. Сердце, «чаша» огненная, осветите путь восходящих!» («Иерархия», 458).

апрель, 2021


Учение Живой Этики о здоровьеи психической энергии. Часть V