Миру Новому

Закон кармы

Рубрика: Философия
Автор: А.В. Василевский

Закон кармы – один из основных Законов Мироздания. Все религии и духовные учения знают закон воздаяния за грехи и добрые дела, и даже материалисты включают закон причинно-следственных связей в перечень законов диалектики. Очевидно, вся наша судьба зависит от того, как хорошо мы понимаем этот закон: не только осознаём его существование, но и детально разбираемся в его особенностях.

Закон кармы кажется простым и очевидным в своих проявлениях, особенно в простых, «народных» формулировках его: «что посеешь, то и пожнёшь», «как аукнется, так и откликнется» и т.д. Но на самом деле закон кармы отнюдь не прост в своей реализации. Попытаемся разобраться в некоторых неочевидных его воздействиях на наши жизни.

I. Воздаяние «сторицей»

Говорят: «воздастся сторицей» (в 100 раз больше). Почему? Неужели это несправедливость? Ведь сделали, кажется, что-то определённое, ни больше, ни меньше; значит, и возмещать судьба-карма будет должна столько же?

На самом деле карма – абсолютно справедливое возмещение добра и зла, и тем не менее, возврат «сторицей» (т.е. во много раз больше) – одна из её особенностей. Дело в том, что такой возврат справедлив, просто большинство из нас неверно оценивает размеры последствий собственных действий, слов и мыслей. Как это бывает, рассмотрим на конкретном примере.

Итак, возьмём самый «простой» случай: человек А нанёс ущерб человеку Б (например, толкнул его преднамеренно, тот упал и порвал одежду). Каковы будут последствия? Конечно, человек А претерпит то же самое (от человека Б, либо от кого-то / чего-то другого), но это будет только частью возмещения. Потому, что ущерб не ограничился только болью от падения и порванной одеждой. Перечислим чаще всего возникающие следствия созданной человеком А причины:

1) Человек Б пережил боль падения и неудобства от порванной одежды.

2) Человек Б пережил стресс – кроме физического он получил психический удар от проявленной в его сторону агрессии; меняется всё его психическое состояние. Изменения могут состоять: 

а) в относительно кратковременных сильных эмоциях обиды, страха, раздражения, стыда и т.д., и 

б) в долговременных изменениях (мир стал более мрачным и угрожающим для жертвы, которая чувствует себя в целом более угнетённой и беззащитной, усиливается подозрительность и недоверие к людям, жертва становится несколько более жестокой, холодной и нетерпимой, может допустить взрыв неконтролируемой агрессии, – всё это ухудшает судьбу человека Б).

3) Увы, многие из нас упускают из виду важнейшую деталь – значимость того или иного события в жизни человека. И случай, который кто-то не воспринимает серьёзно (например, «подумаешь, упал и порвал одежду»), для другого может восприниматься катастрофическим (стыд: «я оказался слабым и беззащитным», «очень стыдно идти при посторонних в рваной одежде», да и одежда может оказаться единственно доступной, незаменимой, и т.д.). Если же жертва пребывала в угнетённом, психически неустойчивом состоянии, то даже внешне «не слишком обидное» действие по отношению к ней может стать «последней каплей, переполнившей чашу», и привести к печальным последствиям, вплоть до самоубийства.* Значимость события таким образом не может быть списана на характер жертвы («сам, мол, виноват», «не надо быть таким недотрогой» и т.д.). Обидчику придётся испытать равное по значимости для него самого возмещение.

4) Выйдя из равновесия, с испорченным настроением, жертва будет плохо выполнять свои обязанности, причиняя «внеплановый»** ущерб себе и другим. Негативные последствия этого падают во многом на человека А – обидчика.

5) У жертвы (человека Б) есть родные и близкие, и боль и стресс от этого происшествия может в свою очередь породить все описанные выше последствия.

6) И у людей, потерпевших внеплановый ущерб от жертвы тоже возникнут проблемы. Конечно, степень ответственности обидчика здесь несколько меньше, чем при прямом воздействии, но, тем не менее, последствия всё равно настигнут человека А, хоть и с меньшей интенсивностью.

Таким образом, можем видеть: как круги по воде от брошенного камня расходятся вокруг следствия добра и зла, явленного нами. 


* - Недооценка значимости может быть поистине огромной. Так, например, человек, напрасно отнявший у другого всего лишь 5 минут времени, может этим самым стать причиной больших проблем: опоздал на транспорт – приехал на час-два позже – не успел сделать важные дела – упустил ценнейшие возможности – фатальные изменения в судьбе (к примеру: не устроился на работу, возвращался поздно и подвергся нападению, утратив здоровье или даже жизнь). «Так что же, вступая во взаимоотношения с людьми мы всё время можем подвергнуть их огромной опасности?» – Увы, да. Нельзя забывать об этом! Развивать нужно такт и чуткость к другим людям, учиться думать не только о себе.

** - Т.е. ущерб, которого бы не было, если бы не поступок человека А.


Нередки случаи, когда деяние вроде бы не приносит последствий. Например, человек творит зло, но не наказывается. Или же некто творит добро, но продолжает пребывать в несчастии. Иногда и последствия кажутся неизмеримо большими или меньшими, чем следует, даже несмотря на «воздаяние сторицей», о котором шла речь выше. Значит ли это, что закон кармы не действует, или же действует не всегда? – Нет, не значит. Причины этих явлений могут быть различны. Из многих выделим три, наиболее часто реализующиеся: 

- сроки кармы;

- уровни кармы;

- преодоление кармы.

II. Сроки и уровни кармы

Карма не исчезает, она может быть отложена или ускорена, распределена на длительное время или собрана в мощно действующий поток, гибельный или благотворный. Отчего это зависит? Что предопределяет сроки кармы? И что такое уровни кармы?

1) Мир не есть хаос, не есть результат множества случайностей; мир закономерен и упорядочен. Апофеоз упорядоченности и закономерности – Разум – управляет всем во Вселенной, доступной нашим чувствам и мыслям. Жизнь, которую проживает каждый человек на земле, является эволюционным процессом, имеющим свои цели и подчиняющимся определённым законам (независимо от того, знает об этом человек, или нет). Т.о. существуют некие силы (мы должны назвать их разумными*), которые управляют кармическим воздаянием, получаемым людьми. Древние греки символизировали их в образах Эриний (Эвменид) и Немезиды. Об этом же явлении говорят, произнося слова Фатум, Рок, Фортуна, Провидение…. Именно эти силы определяют, когда и сколько из накопленного надо дать человеку, чтобы это послужило ему на пользу. Отсюда и существующее в народе поверье, что человек получает ровно столько бедствий, сколько в состоянии снести.

Множество неизвестных, и даже недоступных пониманию человека условий и возможностей – внутренних и внешних – влияют на «пользу» или «вред» кармических происшествий; человек управлять ими не в силах. Польза и вред – в эволюционном смысле. Так «добрая» карма может принести не только пользу (дать человеку время и возможности для сосредоточения, работы над собой, развития), но и вред (например, человек может закоснеть в довольстве и не желать двигаться дальше по пути эволюции). Так и «злая» карма может принести вред (не дать, например, возможности встретиться с людьми, благотворно влияющими на уровень развития), но может обернуться и на пользу (не давать становиться обывателем, даже создавать условия для обострения восприятий…).

Если человек, совершая преступления на протяжении многих жизней, исправлению практически не поддаётся, – такого преступника дурная карма может долго не настигать, накапливаясь в мощный ливень, который нейтрализует его окончательно, избавив от его зла многих людей во многих жизнях; до этого ливня кармы судьба может его щадить, и даже приносить ему удачу и блага, чтобы все связанные с ним могли отдать ему долги и «развязаться» навсегда.** В то же время некие добрые люди могут долго пребывать в страдании затем лишь, чтобы расплатившись с долгами, вступить в длительную полосу доброй кармы, несущей удачу и счастье – необходимые для продвижения, для выхода на новый уровень.***


* - К сожалению, прочитав характеристику «разумные», многие начинают воображать некие персонализированные существа, обладающие личностью типа человеческой; но при изучении мира сверхчеловеческих сил необходимо избавляться от антропоморфизма.

** - Примером тому может служить знаменитая история Поликрата, тирана острова Самос. Поликрат захватил Самос вместе с двумя своими братьями, затем убил одного из них (второй успел бежать) и завладел всем островом. Создав большую армию из наёмников, а также большой флот, он завоевал окрестные острова и города побережья. Самос превратился в страшное гнездо пиратства, Поликрат грабил даже суда своих союзников. Египетский царь, друг самосского тирана, боясь непрерывной полосы удач Поликрата, написал ему, что умилостивить судьбу можно попытаться, уничтожив что-нибудь очень ценное и дорогое. Поликрат выбросил в море свой перстень огромной ценности, но через несколько дней этот перстень нашли в брюхе рыбы, подаренной царю рыбаками. Узнав об этом, египетский царь отказался от дружбы Поликрата, боясь, что будущие несчастья могут затронуть и его самого. Вскоре Поликрат был захвачен врагами; он умер смертью столь страшной, что Геродот, от которого знаем мы эту историю, не захотел описывать его казнь.

*** - В последней книге Махабхараты справедливый царь Юдхиштхира, живым взошедший на небо, обнаруживает своих братьев в аду, а злых и жестоких врагов их – в раю. Божество объясняет ему причину кажущейся несправедливости: его братья мало грешили, и после короткого срока искупления они очень долго будут пребывать в высших Обителях; враги же их, много творившие преступлений, получают ту малость доброй кармы, что смогли заработать, чтобы отправиться в низшие тёмные сферы уже надолго. 


Бывают случаи, что добрая карма даётся человеку «заимодавно», авансом – если это может помочь ему преобразовать и возвысить себя. Но он должен обязательно расплатиться добротворчеством и, главное, тем развитием, ради которого получает он этот аванс; в противном случае участь его незавидна.

2) Несоразмерность полученных благ или горестей с деятельностью человека может быть обусловлена тем, что человек получает воздаяние за свои действия прошлых жизней. Если мы не делая доброго, всё-таки получаем добро, может быть, мы в прошлых жизнях сложили себе хорошую судьбу; но не производя доброй кармы сейчас, мы только исчерпываем свои «резервы». Страдая теперь, даже если никому теперь не вредили, мы, может быть, расплачиваемся по счетам за деятельность свою в прошлых жизнях; поэтому можем радоваться – освобождение от страданий неминуемо. И если мы явно не сможем воспользоваться плодами своих дел в этой жизни, мы можем закладывать фундамент своих будущих существований – как на земле, так и в мире Надземном.

3) Не надо также забывать о том, что человеку обычному свойственно, к сожалению, мягко говоря, недооценивать степень вреда, наносимого им другим людям. Равнодушие, нечуткость, бестактность, нежелание понять, что другие могут чувствовать иначе, могут быть остро чувствительными к тому, что для нас не имеет значения… – всё это неизбежно приводит к накоплению самой тягостной кармы. Кто идёт по жизни таким разрушителем и мучителем, пусть не надеется, что незнание (вернее непринятие во внимание) последствий его мыслей, слов и действий спасёт от неизбежной расплаты.

Разная степень чувствительности, особенности в восприятии внешних воздействий могут таким образом быть причиной видимого отличия (и кажущейся несправедливости) в воздаянии разным людям. Хорошо, хоть и несколько утрированно, иллюстрируется это явление в одной из старинных индийских сказок о Бирбале, мудреце Акбара Великого, могольского правителя Индии. Приведём краткое содержание сказки.

«Бирбал был единственным индуистом среди мудрецов при мусульманском дворе Акбара Великого, поэтому и врагов было у него много. Акбар не внимал наветам на Бирбала, но одно из обвинений показалось ему серьёзным. 

Призвав мудреца, падишах спросил: «Тебя обвиняют в чудовищной несправедливости; за одно и то же преступление ты назначил четырём людям совершенно несопоставимые наказания. Первого ты мягко укорял наедине; второго сурово отчитал перед старейшинами; третьего приказал высечь на городской площади, а четвёртому приказал отрубить нос и уши, и возить его целый день по городу на осле, в сопровождении глашатая, оповещавшего всех о совершённом преступлении». 

Бирбал отвечал: «Первого я мягко укорил наедине, и он покончил с собой, не вынеся укоров своей совести. Второго я сурово отчитал в присутствии старейшин, и он отправился в добровольное изгнание. Третьего я приказал высечь на главной площади, и он теперь дрожит от стыда, сидит дома и не смеет высунуть нос на улицу. Четвёртому я приказал отрубить нос и уши, и возить его целый день по городу на осле, в сопровождении глашатая, оповещающего всех о совершённом преступлении. Но он только смеялся над нами, а сыну своему, попавшемуся по дороге, крикнул: скажи матери, что отец ещё немного покатается и приедет, пусть готовит ужин!». Падишах оправдал Бирбала».

Может появиться вопрос: что же, мы всё время ходим как бы «по минному полю», не зная, какое наше слово, действие, мысль окажется помощью или ударом для окружающих нас людей? Как можно оценить последствия наших действий, если мы не знаем особенностей других людей? Как уберечься от губительной кармы? – Ответ прост: надо избегать эгоизма и равнодушия, надо становиться более чуткими, внимательными и тактичными, и, главное, применять Великий Завет всех великих и мудрых людей, завет, который встречается и среди поучений Конфуция, и в христианском Евангелии: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы другие поступали с тобой».

4) Иногда можно наблюдать следующую картину: хорошие люди, добрые и справедливые, находятся в очень стеснённых обстоятельствах, испытывают материальные трудности; в ряде случаев это трудно объяснить наличием давней дурной кармы, или опасностью излишнего благоденствия. Причина кажущегося несоблюдения закона кармы может состоять в том, что уровень получаемой благой кармы выше, чем просто карма материального достатка. Дело в том, что подлинным благом всякого человеческого существа является его эволюционирование, выражающееся прежде всего в росте, расширении его сознания, в утончении его восприятий, чувствований и выявлений. Таким образом, всё, что способствует продвижению человека по пути эволюции и является его благом, и возможности, служащие достижению этого блага, чаще всего не находятся в «материальной» плоскости.

Вместе с тем, и качество создаваемой, накапливаемой кармы может быть разноуровневым, и, соответственно, разноуровневым будет воздаяние. И человек более развитый, находящийся на высоком уровне утончённости и сознательности, может получить блага куда более существенные, чем его неразвитые собратья (которые в силу своей грубости не смогут воспользоваться высокими возможностями). Правда, и последствия дурных деяний такого человека будут более серьёзными. 

В конечном итоге можно сказать, что развитые люди могут перейти на совершенно другой уровень «взаимоотношений» с мирозданием, на другой уровень кармы создаваемой и получаемой. А в соответствии с этапами духовного развития, и кармические «нематериальные блага» могут выглядеть совершенно различно для разных уровней. И нельзя при этом будет считать одни «блага» лучшими, чем другие, даже если они относятся к разным уровням: лишь бы они соответствовали этапу развития данного человека.

5) Часто сроки наступления кармических последствий зависят не только от носителя кармы, но и от связанных с ним людей: либо карма накоплена совместно, либо страдание одного может повлечь страдание другого, таких проблем не заслужившего. Так, добрые или дурные дела, задуманные, спланированные и совершённые группой лиц, приносят им добрые или дурные плоды одновременно, всем вместе – получается карма семьи, коллектива, класса (социальной группы), народности, нации… Исправляема эта карма должна быть также соединёнными усилиями. И народы (страны) страдающие или благоденствующие зачастую являют: 

а) либо следствие такой коллективно накопленной кармы (представьте, например, ужасную судьбу народов, радующихся, одобряющих или являющихся причиной страдания других народов, или некоторых социальных (либо национальных) групп в своей же стране*);

б) либо созданную «Немезидой» специальную область для воплощения носителей определённой кармы, куда они притягиваются по сродству энергий (например, носители дурной кармы могут воплотиться в ужасных условиях, создаваемых в тех местах такими же, как они сами, дурными людьми; хорошие люди могут обрести будущие воплощения в чистых и справедливых странах, где они смогут развиваться и творить без помехи).

6) Помимо всего вышесказанного, сроки кармы могут определяться особыми планетарными и «историческими» условиями. Дело в том, что все народы, страны, крупные человеческие общности (т.н. «культуры» и «цивилизации»), и даже человечество в целом, – все развиваются по законам циклов, у всех есть взлёты и спады, точки максимального развития или падения. Кроме того, воздействия космические: лучи светил, прохождение землёй или всей Солнечной системой определённых пространств в пределах этой части Галактики – может предопределять особенности всех процессов, протекающих на нашей планете, от геологических до исторических. Всё это, конечно, обязательно будет влиять на особенности, качества и сроки кармы – как народной, так и индивидуальной.

III. Механизм действия кармы 

Конечно, все согласны с тем, что действия, совершаемые нами, обязательно имеют последствия, и эти последствия должны так или иначе затрагивать нас, влиять на нашу судьбу. Это очевидно. Но почему все, даже мельчайшие, казалось бы, последствия отражаются на нашей жизни? Каким образом даже мысли наши, даже неосуществлённые и невысказанные желания накапливают нам определённую карму? Понять это можно, лишь изучив механизм действия кармы. А для этого нужно уделить внимание некоторым аспектам строения человека и Мироздания.

Итак, человек состоит из тела и так называемой «души». С этим согласны абсолютно все люди. Только сторонники грубого материализма полагают, что душа человека – это следствие химических процессов, протекающих в клетках мозга, этакое «марево» над «болотом» грубой материи; исчезнет «болото», исчезнет и «марево». Просвещённые материалисты в вопросе о душе сближаются со сторонниками религий и идеалистических учений (например, учения Гегеля, Льва Толстого и др.), утверждая, что душа может существовать независимо от тела, причём носителем её выступает материя более утончённая, разреженная и высоковибрационная, чем видимая материя наших тел и осязаемых нами предметов.**


* - Кто знает, какая судьба ждёт нынешнюю Россию, держащую в крайне угнетённом состоянии интеллигентные слои населения, и, в особенности, презирающую и мучающую учителей – людей, от чьего тяжёлого труда полностью зависит интеллектуальное и сердечное развитие всего народа.

** - Помимо видимых нами неосязаемых, или почто неосязаемых состояний материи (дым, пар, газ, плазма…), существуют и иные, более утончённые, регистрируемые приборами, или же фиксируемые только усилиями разума, «духовного зрения».


Сама же «душа», в свою очередь, состоит из высшей и низшей части. Отцы Церкви ранних веков говорят, что человека составляют дух, душа и тело. Есть и более подробные деления высшей составляющей человека. Дух – бессмертен; душа состоит из высшей, «соприкасающейся» с духом части, и низшей, близкой к телу части. На границе этих частей души и находится наше «я», наша земная личность, совершающая кармические действия.*

В Мироздании каждому из этих подразделений соответствует свой «слой»** утончённой, разреженной материи: огненная сфера Духа; возвышенный, сияющий мир высшей души – духовной мысли и энергии; более плотный, менее лучистый мир низшей души, сильнее всего связанный со всем происходящим на плотной земле; и, наконец, видимый нашими обычными глазами мир грубой материи, плотных предметов и тел. Будем называть их: 

1) Мир Огненный (мир духа и мир высшей души),

2) Мир Тонкий (соответствующий низшей душе) и

3) мир плотный (мир физической материи).

В каждом из этих миров в каком-то смысле есть и существа разного уровня, этот мир населяющие, и материя этого мира, в которой они живут и действуют, и из которой они сами состоят. Мир плотный населён людьми, животными, растениями и микроорганизмами; причём можно сказать, что в определённом смысле все высокоорганизованные «существа»-тела состоят из сообществ одно- и многоклеточных микроорганизмов; и все эти создания используют в качестве материи-носителя разнообразные химические соединения. Мир Тонкий тоже населён «телами»-душами разного уровня, а также множеством существ иного уровня – сброшенными людьми тонкоматериальными оболочками (которые не сразу развеиваются-растворяются в пространстве), стихийными духами (элементалами) и т.д. И как в случае плотного мира, в мире Тонком основою всех более высокоорганизованных существ – тканью, из которых они состоят, – являются аналоги этих стихийных духов, тонкоматериальные частицы особых качеств; из них состоит тонкое «тело» нашей души. В Мире же Огненном кроме человеческих монад (состоящих из духа и высшей части души) есть и другие существа, иной эволюции, имеющие свою карму, в большинстве случаев не соприкасающуюся с кармой человечества. И высокие мысли – идеи и образы – «обитают» в Мире Огненном как живые существа, отдельные от тех, кто их породил***. Эти идеи и огненные частицы составляют таким образом высшие души людей.

Стихийные духи, элементалы – это частицы тонкой материи, имеющие разное качество, в соответствии с которым они и обеспечивают проявление на уровне плотной материи всех явлений и процессов: камней и почвы, воды и пара, воздуха и огня, материи микроорганизмов и тел растений, животных и людей. Разные классы этих элементалов имеют разные уровни, от предельно материальных до утончённых до такой степени, что могут являться выразителями-носителями чувств и мыслей низшего порядка, порождаемых людьми и животными. 

(Дело в том, что дух является движителем всего в Мироздании: огненный импульс начинается на высочайших уровнях Огненного мира, действует затем на всё более плотные слои материи, порождая соответствующие импульсы, движущие более плотными слоями материи. Таким образом действуют так называемые «законы Природы», источник которых грубоматериалистическая наука-синергетика пытается найти в фантастическом явлении «самоорганизации материи». Но это вовсе не означает «произвола» в природе, аналогичного произволу, царящему в мире людей. Эволюция материальной Природы в каком-то смысле сознательна, но подчиняется строгим законам Мироздания и Великому Плану мира Идей. Свободной волей, допускающей нарушение Законов, создающей тот вид кармы, о котором мы говорим в этой статье, обладают только люди – мы с вами.)


* - У духовного, высокоразвитого человека «я» находится «выше», соответствует духовной душе, оно пронизано огнём духа. У менее развитых людей «я» поглощено низшей душой, пребывая в более или менее полной зависимости от низших, животных страстей, желаний; высшая же душа их «спит», не может проявиться, предопределяя таким образом невозможность накопления кармы высокого качества. 

** - На самом деле миры эти, состоящие из материи разной степени утончённости, находятся друг относительно друга «выше» и «ниже» в символическом смысле. В «географическом» же смысле они не слои, но взаимопроникающие планы, могущие находиться в одном и том же объёме (хотя, конечно, более тонкие слои часто занимают области, недоступные более плотным).

*** - Вспомним мир Идей – Эйдосов Платона, мир «первообразов» всех земных существ, вещей и процессов. Этот возвышенный образ деградировал сегодня до «мира архетипов» современной науки.


Легенды и предания всех народов земли знают явление стихийных духов – духов природы, но (в силу неистребимого желания человека видеть во всём собственные черты, своё отражение – антропоморфизировать) наделяют их в своём воображении сознанием, подобным человеческому. На самом деле, свободной волей элементалы не обладают, поэтому буддисты говорят о них не как о стихийных духах, но как о «дхармо-частицах», каждая группа (класс) которых обладает определённым качеством. Эти же частицы, обретшие определённые качества под воздействием человеческого духа и души, называются скандхами. 

Общедоступное учение буддизма (большинства его популярных школ) выделяет следующие виды скандх: рупа-скандхи, ведана-скандхи, санскара-скандхи, санджня-скандхи и виджняна-скандхи. Рупа-скандхи отвечают за формирование физического тела человека, за его внешний вид и особенности. Ведана-скандхи «отвечают» за чувствования – ощущения человека, и за те низшие части души, которые обеспечивают чувствительность и реакции духовно-телесного организма. Санджня-скандхи отвечают за набор или систему интеллектуальных понятий и представлений, посредством которого человеческое существо осмысливает себя и всё окружающее. Санскара-скандхи образуются в процессе переживаний и действий человеческой души, и качество их обусловлено тем, что движет душой во время её действия – дух ею движет, или низшие животные страсти, просвещённый духом разум, или низший, лукавый и эгоистичный интеллект. Совокупность санскара-скандх определённого качества, накопленных человеком, образует черты его характера, достоинства и недостатки, способности и умения – т.е. силы души. Именно санскара-скандхи являются «материей кармы» в жизни каждого человека и всего человечества. И, наконец, виджняна-скандхи являются проводником сознания человека, как бы окнами, через которые дух пытается смотреть и действовать в мирах, низших по отношению к нему самому.

Как действует Карма?

Человек производит мысль. Если мысль не мертворождённая, то она не пополняет слой шелухи и «полуразложившегося киселя» тонкоматериальных отходов человеческой расы, а становится (за счёт сопровождающего её энергетического импульса – огненного движителя) активной действующей силой на тонком плане. «…каждая мысль человека при выявлении переходит во внутренний мир и становится активной сущностью путём присоединения, мы могли бы назвать это срастанием, к элементалу – то есть к одной из полуразумных сил в царствах. Она продолжает существовать, как активная сущность – порождённое умом существо – больший или меньший период, пропорционально начальной интенсивности мозговой деятельности, породившей её. Так, добрая мысль остаётся как активная, благотворная сила, злобная мысль – как злобный демон. И таким образом человек постоянно заселяет свой поток в пространстве миром своего же порождения, наполненным порождениями его увлечений, желаний, импульсов и страстей; поток, который реагирует на любую чувствительную или нервную структуру, соприкасающуюся с ним, пропорционально его динамической интенсивности. Буддист называет это своей «Скандха», индус именует это «Карма». Адепт выделяет эти формы сознательно, другие люди образуют их бессознательно» («Письма Махатм» / Письмо 5).

Т.о. последствия всякого выявления (мысленного, словесного, действенного) «привязываются» к человеку-деятелю так:

1) Тонкоматериальные частицы, из которых состоит душа*, создаются в момент мыследействия (а оно всегда сопровождает слова и действия тела)**, и становятся частью души делателя. Эта часть отныне будет существовать в душе в качестве активного источника энергии. Не всегда активность эта сразу заметна, но при выявлении сходных энергий в будущем, все накопленные ранее частицы будут «рваться в бой». Если таких накоплений (определённого рода, качества) будет много, то и сила действия их в душе человека может оказаться неожиданно велика. Например, вы, столкнувшись с чем-то, вас несколько раздражающим, захотите немного погневаться, но неожиданно для вас ваша реакция будет громадной, непропорционально сильной и долгой. 


* - Эти тонкоматериальные частицы – скандхи, а именно – санскара-скандхи, при участии санджня-скандх, составляющих маномайякошу. Особенность процесса творения скандх будет рассмотрена особо.

** - Причём мысль, предпосланная слову или действию, может даже вроде бы не соответствовать действию или слову; в этом случае последствия будут и от того, и от другого, но сильнейшие и значительнейшие – всегда от мысли. «Как существуют три мира, так имеются три слоя мысли. Человек может мыслить единовременно в трёх слоях. Он может иметь земное мышление, под которым пройдёт тонкая мысль и где-то в глубине засияет искра огненная. Может быть, эти три слоя совпадут, и тогда получится сильное воздействие. Но обычно люди найдут разлад в своём сознании. Земное мышление может создавать как бы привлекательные идеи, но тонкое мышление может осудить их, зная их истинное происхождение. Огненная искра может иногда и вовсе не вспыхнуть. / Можно наблюдать, как человек одновременно может подпасть трём различным побуждениям. <…> Очень поучительно наблюдать, как сменяются мысли трёх слоёв. Не нужно думать, что земная мысль непременно будет хуже тонкой. Можно рассказать, как нередко земная мысль влекла людей к достойным действиям, но тонкая змеилась по пути, давно изжитому. Конечно, огненная искра будет всегда безупречной, но необходимо, чтобы она могла возгореться. / Мы следим за наслоениями мыслей и радуемся, когда три слоя могут быть в единении. Не забудем, что три слоя являются лишь основными делениями. В сущности, таких делений гораздо больше, но будем иметь в виду три основы, чтобы не усложнить наблюдения» («Надземное», 303). 


Таким именно образом накапливаются качества характера.*

2) Созданные частицы-скандхи, встроенные в душу, притягивают из пространства сходные частицы – энергии, например, от встреченных людей, от людей, с которыми был установлен контакт, зримый или незримый (даже если вы кото-то увидели по телевизору, услышали по телефону или радио). Ну и, конечно, от развоплощённых сущностей, также от слоёв элементалов сходного качества, накапливаемых человечеством в пространстве, в тонкой оболочке нашей планеты. И всякий раз, когда вы будете являть сходные энергии, посылая импульсы, вы будете притягивать к себе эти слои, эти энергии извне, и будете пополнять мировую ткань, влияя на судьбу всего человечества, всей планеты. «Образ человека творится энергией человечества» («Зов», 16). Т.о. каждый из нас сам носит с собой своё наказание и своё воздаяние блага. Даже если люди нам не отомстили, или не отблагодарили нас, мы всё равно в проигрыше или в выигрыше. И эти последствия перекочуют и в нашу следующую жизнь, ибо «Предоставив душе, вырвавшейся наконец из когтей личностной жизни, достаточную, даже стократную компенсацию, карма с целым полчищем скандх ожидает её на пороге дэвачана, откуда Я вновь появляется, чтобы принять новое воплощение. Именно в этот момент будущая судьба отдохнувшего Я колеблется на весах справедливого воздаяния – ведь теперь оно вновь подпадает под власть действующего кармического закона. Именно в этом ожидающем его рождении, в рождении, избранном и уготованном для него загадочным, неумолимым, но, по справедливости и мудрости приговоров, непогрешимым Законом, наказуются грехи, совершенные этим Я в предыдущей жизни. Только отправляется оно не в воображаемый ад с театральным пламенем и смехотворными рогатыми и хвостатыми чертями, а именно на эту землю – на план и место свершения его грехов, где ему придётся искупать всякую дурную мысль и плохое деяние. Что посеяло оно, то и пожнёт. Реинкарнация соберёт вокруг него все те Я, которые прямо или косвенно пострадали от рук прошлой личности или даже при неосознанном её содействии. Немезида поставит их на пути нового человека, скрывающего в себе прежнее, вечное Я…» (Е.П. Блаватская «Ключ к Теософии» / «О награде и наказании Я»).

3) Наконец, согласно общемировому закону (действие равно противодействию) всякое выявление наше, затрагивая других – мысленным током, словом или действием, – приносит обратно «отдачу», реакцию. Тут действует не просто сродство энергий, частиц, тут связь более высокого порядка: процессы, инициированные вами в других людях и в пространстве, являются вашими детищами, вашими порождениями, с которыми вы связаны по закону родства (ибо все энергии, вами извергнутые, остаются частью вас самих, даже пребывая «вдали»** от вас). «Как телёнок находит свою мать из тысячи коров так и действия хорошие или плохие находят человека» («Чанакья Нити-шастра», Глава XIII, 15). Фактически, установлен энергетический канал, по которому идёт обмен энергиями, частицами определённого качества. Каналы, в зависимости от силы воздействия, от повторных импульсов, могут со временем ослабляться и исчезать, а могут и задерживаться надолго, фиксироваться, делаться основательными, «капитальными», создавая таким образом кармические связи, цепи кармы, остающиеся даже на следующие воплощения. Так образуются и кармические группы, носители групповой кармы.


* - В великих Книгах есть замечательный образ: мы ткём себе одежды тонкоматериальные – каждой мыслью, словом, действием. Это надо понимать практически буквально. Мы созидаем своё тонкое тело, в которое будет облечён наш дух облечён сейчас, и будет облечён даже после смерти тела плотного. «По рвению нашему получаем цвет духовной одежды» («Зов», 123). «Можно ли примириться с одеждою невежества, когда хитон красоты убран цветами Матери Мира? Как можем обычно провести день, когда по пути рассыпаны сокровища?» («Агни-Йога», 377). «Неужели для торжественной Обители Огненного Мира не приличествует запастись одеждою Света?» («Мир Огненный» I, 529). «Незыблемо зерно духа, но оно одето в одежды, сотканные самим человеком. / Нелегка эта пряжа! Зная это, можно посадить семена человечности. Но следует сажать их преднамеренно, для высшей красоты возводится этот сад» («Надземное», 553).

** - Для тонкоматериальной сферы практически не существует расстояния. 

Продолжение...