Миру Новому

Кармический урок

Этот материал является существенно дополненным фрагментом статьи «Секрет педагогики столетий», размещённой на сайте «Живая Школа».

В вопросах проявления закона причинно-следственных связей (Кармы) в жизни людей есть одно явление, на которое следует обратить особое внимание: это кармический урок. Жизнь каждого человека предопределена его действиями в предыдущих жизнях, в этой жизни. Но следует помнить о том, что каждый человек воплощается в этой своей, сейчас идущей жизни с определённым «заданием», целью, миссией, уроком, который он должен усвоить, осознать, выполнить. То есть помимо общей для всех эволюционной задачи движения к большей духовности, сознательности, утончённости во всех проявлениях, у каждого есть определённые конкретные задачи именно на эту жизнь. Причём эти задачи делятся на внешние, ближайшие и внутренние. У развитых людей обязательно будут важные внешние задачи, помимо прочих; у малоразвитых почти единственными являются внутренние.

Внутренние задачи – это задачи работы над собой: изжить плохие качества (накопленные в прошлом дурные энергии), приобрести хорошие качества, оснастить свой дух утончёнными способностями, научиться проявлять духовные энергии в каждом жизненном действии, в восприятиях и выявлениях… Или, например, научиться не срывать зло на других, или приобрести привычку содержать своё тело в чистоте… Эти задачи могут быть очень индивидуальны. Например, у кого-то главная задача сейчас избавиться от одного-двух пороков, накопленных в прошлом, пороков, полностью препятствующих эволюционному продвижению; у кого-то – научиться быть сердечным и тактичным; у кого-то – развить некоторые способности (и здесь для современной педагогики обнаруживается парадокс: человек может проявлять какие-то способности очень хорошо, но ему не следует их проявлять, а должен он с большим трудом заниматься казалось бы почти безнадёжным делом – развивать в себе почти отсутствующие способности в другом направлении).

Ближайшие задачи касаются ближайшего к человеку окружения, тех, с кем он непосредственно соприкасается, сталкивается, на кого оказывает влияние (зачастую, сам не подозревая об этом влиянии). Это могут быть родственники, друзья, коллеги по учёбе или работе, учителя и ученики; но это могут быть и люди, с которыми соприкасаешься в течение небольшого периода, или вообще один раз, а иногда даже и не знаешь об этом своём воздействии на кого-то, и этот кто-то может даже не показаться на глаза. Эти кармические уроки, задачи являются одновременно и внутренними, и внешними.

Как внутренние, они требуют «развязать кармические узлы», исправить когда-то нанесённый вред, или получить, отработать своё наказание; также они дают возможность создать хорошие условия для своего будущего развития, подготовить на будущее себе сотрудников и близких; также научиться жить и работать в связке с другими, в коллективе, в общине, что может открыть в будущем огромные возможности для участия в эволюционных процессах человечества.

Как внешние, эти ближайшие задачи позволяют помочь другим людям, тем самым, с которыми соприкасаешься. А оказанная помощь создаст лучшие условия и для собственного продвижения.

Внешние задачи – это миссия, с которой человек (обычно, достаточно развитый) является на землю, миссия помощи всеобщей эволюции. Эта миссия тоже может быть достаточно индивидуальной, но могут быть и большие группы людей, воплотившиеся для совместной работы – выполнения этого кармического урока. Надо при этом помнить: эта важная миссия вовсе не обязательно представляет собой что-то «громкое», всем заметное.

Это, конечно, могут быть масштабные задачи, помогающие всему человечеству (кроме непосредственного исполнителя тут могут быть и малые участники, например, рядом с великим художником, учёным может быть скромный ассистент, лаборант, даже слуга, который внесёт свой очень малый, но тем не менее существенный вклад в общее дело); это могут быть задачи, затрагивающие группы людей, большие и малые (и значимость дела может быть разной: от помощи в преобразовании души из крайне неразвитого состояния в человеческое – до помощи в освоении какого-нибудь малого урока, или даже в озеленении загрязнённого города); это могут быть совсем казалось бы маленькие и никому не заметные задачи, но задачи огромной важности – для всех, для многих, или для кого-то одного.

И не нужно завидовать другим, не нужно кичиться, не нужно мучиться кажущейся малостью задачи. Потому, что это ТВОЙ, только твой урок, и никто кроме тебя его не выполнит, как бы ни был этот другой человек хорош, с его масштабными задачами, он твоё дело сделать не может.

Кармическая миссия полностью запрещает всякие проявления тщеславия и честолюбия. Выполняя её надо полностью отступиться от своей выгоды и славы, отвергнуться от сидящих в душе эгоизма и самости, выдающих себя за самого человека, смириться с полной неизвестностью твоих действий и даже с неблагодарностью тех, кому помогаешь.

И ни в коем случае нельзя пытаться, под воздействием своего бунтующего честолюбия, присвоить себе не свою миссию – ничего кроме позора и глупости не получится. «Неужели я, такой умный, хороший, развитый, должен делать такую мелочь, ерунду? И я не спаситель Мира? Не водитель Человечества? Не великий писатель, художник, учёный? Не духовный учитель для явно менее развитых чем я собратьев?» – Во-первых, не надо уподобляться сумасшедшему, который устыдившись малой суммой в своём кошельке поселился под стенами казначейства или монетного двора, уверяя всех, что это – его собственность; во-вторых, нельзя судить по внешней эффектности, и нельзя путать внешний масштаб и известность с подлинной влиятельностью. Иногда достаточно одного краткого и незаметного большинству (даже вообще никому не заметного) воздействия, чтобы получить огромные последствия; а множества самокоронованных глупцов на рукотворных «олимпах» часто не влиятельнее и не полезнее мыльного пузыря. Мощь и полезность внешних задач – дело наживное для каждого; право выполнять подобные миссии надо заслужить, и каждый жизненный кармический урок – ступенька к этой вершине.

Итак, надо попытаться почувствовать свой кармический урок (и для начала надо хорошо осознать, что он вообще есть, и кроме самого человека этот урок никто распознать в принципе не может); надо помнить, что этот урок существует у каждого, что он индивидуален, и хоть мы и не знаем, какой он у данного человека, мы не должны навязывать другому то, что по нашему разумению ему лучше всего подойдёт, ведь может оказаться, что у него другие задачи, и дух его перед воплощением выбрал иной путь.

Так, например, если у ребёнка вроде бы есть некоторые определённые способности, как это ни странно, развивать их, возможно, вовсе не нужно; их нужно развивать лишь в том случае, если ребёнок сам выказывает стойкий интерес и желание двигаться в этом направлении. Для этого воплощённого духа может оказаться настоящей необходимостью уделить внимание совершенно другим качествам и делам. Да и сосредоточиться только на том, что получается делать легко, ведёт к губительной узкой специализации и преграждает путь к синтезу, заветной цели каждого развивающегося человека.

Что же можно и нужно делать? – Насколько возможно, пытаться осознать самого себя, научиться понимать себя, помогать оформиться собственным интересам, спонтанно проявляющимся, и, главное, понять Основы Бытия и эволюционный путь, которым следует всё человечество, понять своё место в этом пути и общие задачи развития и служения человечеству.

Помимо личных кармических уроков и задач существуют кармические задачи групп людей, малых и больших, целых народов и стран, и даже огромных общностей, проживающих на нескольких континентах. Творя карму в этой своей жизни, мы меняем жизнь окружающих людей, влияем на условия жизни, на энергетическую атмосферу регионов и собственных стран. Соответственно этому формируется общая, сходная карма, связывающая людей в группы – от малых, по нескольку человек, до больших. И в последующих воплощениях человек приходит на землю не в случайное место, не в случайные условия и не в случайный момент, а только в такое место, условия и момент времени, когда он сможет получить воздаяние, общее с другими людьми, вместе с которыми он эту карму создавал, искупить прошлые ошибки, исправить сходные черты характера (причину совместной дурной кармы) и реализовать общие возможности. Таким образом, каждый из нас, кроме своих собственных, индивидуальных, реализует также кармические задачи своих групп, коллективов, стран…

Говоря о карме страны, или народа, надо также помнить и об исключениях: так, в среде какой-либо большой группы людей может существовать группа малая, имеющая совершенно другую карму и соответственно кармическую задачу. Например, некие люди, живущие в целом в безопасной, спокойной и относительно благополучной местности, могут не подозревать, что это не местность их благополучна, а условия, в которых они живут, и что рядом, может быть буквально за стеной соседней квартиры, обретаются представители другой группы, которые, к примеру, в силу кармического контакта с преступниками пребывают практически в адских условиях, подвергаясь непрерывным мучениям. То же можно видеть на примере некоторых малых народов, ведущих жизнь свою, резко отличающуюся от жизни больших народов, среди которых они проживают.

Ткань мирового исторического процесса можно сравнить с гармонической симфонией, где каждая группа людей, большая или малая, как группа инструментов, вступает в общее исполнение, то есть воплощается, появляется на мировом поле и начинает звучать своим тоном; появляется в своё, строго определённое время и в своём определённом месте. Время и место проявления, воплощения зависит:

1) от взаимосвязи между группами (чтобы они взаимодействовали, они должны воплотиться достаточно близко друг к другу по месту и времени),

2) от циклов (так как всё в мире подчинено закону циклов, и возврат тем, групп и т.д. происходит по истечении определённых временных промежутков, и каждый процесс должен пройти определённые стадии – зарождение, развитие, апофеоз и затухание);

3) от воздействия лучей Светил (звёзд и планет).

Таким образом, мы должны помнить, что каждый человек решает определённую задачу, кармический урок, единый для этого народа, страны или группы стран. Общее направление – к духовному росту и развитию человечества, – остаётся неизменным и обязательным для всех. Но внутри каждой конкретной общности, группы людей (чаще всего в пределах одной страны или крупного региона) есть ещё и свои задачи, акценты, на которых необходимо сосредоточиться; решение этих задач, этого кармического урока – обязанность этой общности, но в других, даже соседних общностях, именно эти задачи могут быть не такими важными, или вообще не свойственными этим людям.

Как понять, каковы эти общие задачи, кармические уроки? Это непросто, но, как и в случае с индивидуальными кармическими уроками, надо хотя бы усвоить для начала, что они есть, эти общие задачи, они существуют и нуждаются в осознании и осуществлении. Кстати именно об этом говорят, когда ведут речи о так называемой Национальной Идее. Да, именно так, целые группы, регионы и народы, как и отдельный человек, должны расплачиваться по старым счетам, возмещая былые ущербы и получая воздаяния, должны изживать плохие черты национальных или классовых характеров, должны развивать способности нации в целом, и т.д.

Например, сейчас мы видим такую-то общность людей, составляющих изрядный процент населения какой-то страны. Мы видим, что они принадлежат, действительно, единой общности – они проявляют сходные черты характера, похожие устремления, интересы и взгляды на разные аспекты жизни, отношения к событиям, – и всё это резко отличается от общностей, живших здесь же лет 30 назад, и всё ещё проживающих здесь в некотором количестве. Эту выделенную для нашего взгляда общность можно попытаться проанализировать, увидеть характерные особенности, достоинства и недостатки, цели и возможности.

В анализе этом поможет астрологическая информация, которая подскажет (взятая по срокам воплощения людей из этой группы), как влияния светил и их взаимодействий стимулирует, выделяет, акцентирует отдельные свойства этой общности людей, а какие свойства, может быть и накопленные ранее, из-за воздействия светил являются сейчас недоступными, приглушёнными.

Также можно попытаться усмотреть «прошлое воплощение» данной группы – увидеть эту группу, жившую ранее, может быть здесь же, а может быть в другой стране. Узнать эту общность людей можно попытаться по тем же чертам характера, проявлявшимся и тогда, по тем же идеалам и мечтам, по характерным особенностям всех выявлений, а также и по кармическим последствиям, которые приходится нести им сейчас, но которые были созданы когда-то. Если мы видим, как некие группы благоденствуют за счёт других групп (что чаще всего губительно для первых), может быть, они получают воздаяние за ущербы, постигшие их в прошлом. А мучающиеся группы и народы могут таким образом расплачиваться за собственные преступления былых воплощений. (Кто знает, может быть в жутком котле несчастий, который сейчас мучает тех, кто живёт или воюет в Сирии, реализуются последствия ужасов геноцида армян, завершившегося гибелью многих именно на территории Сирии около 100 лет назад. И те, кто мучаются сейчас там, сами мучили и убивали век назад – в тех же самых местах (город Дейр-эз-Зор и его окрестности).)

* * *

Приведём ещё один пример.

Существует мнение о современной ситуации в России: люди, которые в современной России благоденствуют, завладев всей властью и всеми ресурсами страны, – это воплощения тех, кто в 1917 году был лишён всего имущества, власти, изгнан или казнён.

Так, недалёкий и жестокий император, виновник смерти своего старшего брата, бывшего настоящим престолонаследником, не имел права на Россию, но его принудили отречься от престола, а затем расстреляли со всей его семьёй. Может быть, именно этим объясняется сегодняшнее феноменальное возвышение некоего персонажа, даже внешне весьма похожего на последнего императора, персонажа, не обладающего ни способностями, ни народной поддержкой, и тем не менее, обладающего огромными средствами и прочно сидящего на «приставном стульчике» власти. И множество почитателей монархии прошлого, неизвестно откуда сегодня взявшихся, бережно восстанавливают все дворцы, усадьбы и прочие объекты, связанные с семьёй именно этого императора (например, в Петербурге восстановлены практически все такие объекты, и практически ни одного, связанного с более ранними властителями России).

Ещё один эффектный персонаж наших дней, не внешне, но по некоторым существенным особенностям похожий на одного из первых министров последнего императора, имел все последние годы огромнейшие возможности для переустройства России. Тот первый министр, выступавший в роли няньки при недалёком императоре, запустил грандиозную реформу, которая обездолила огромное количество людей, и тем превратила неизбежную демократическую революцию в революцию, уничтожившую Россию прошлого навсегда. И сегодня мы видим, как новый властитель всю свою «государственную» идеологию строит на главной идее былого министра – «американская конкуренция», своего рода «естественный отбор» должен выделить настоящих и лучших, они разбогатеют и станут единственной опорой государства; остальные же, слабые, недостойные, пусть влачат рабское существование, обслуживая элиту. (И таких «возрождений» былых идей сегодня пугающе много: все эти «духовные скрепы» и «дальневосточные гектары», и намеренно выхолощенная министром государственная дума с её «законодательной жвачкой» уже были 100 лет назад…) Министр только начал свои реформы, но был убит в киевском театре, и затем множество сетований можно было слышать с того момента и даже до наших дней: «Как жаль, что он не успел довести всё до конца! Роковой выстрел лишил Россию благ от реформ министра, вот если бы он мог довести всё до конца!» Ну что ж, похоже он всё-таки смог, и ему уже лично предстоит почувствовать последствия реализации своих гибельных идей.

Много чиновников, аристократов, богачей и военных лишились всего в 1917 году. Они были плохими власть имущими тогда, в царской России, и потеряли право на власть и ресурсы, но так как у них всё было отнято насильственно, иногда и с мучениями, сегодня, в качестве компенсации, они допущены как бы «на старое место». Но это вовсе не значит, что они хороши и что они получили всё обратно по праву и насовсем. У них сегодня был шанс управлять Россией на благо её народов, но они не только повторили, а ещё и усугубили былые ошибки и преступления. Недолгая власть их, вернувшаяся через 70-100 лет, скоро закончится, и уже навсегда.

* * *

Всё это – и устремления, интересы, мечты и идеалы, и астрологические условия и сроки, и особенности накопленной кармы, – может помочь понять задачи, стоящие сейчас перед данной общностью. Но если понимания нет, приходит оно трудно, всё равно необходимо двигаться – каждому самостоятельно и всем вместе, – к большей духовности, к большей утончённости, к большему Знанию и к большей Красоте. И если вы не «нащупаете» ещё пока главных задач, то по крайней мере избежите некрасивых и трагических по последствиям ошибок.

Наш период, в котором мы живём, отличается от более ранних почти что полным отсутствием сознательного следования народов Водительству Высшему. Косвенно следование иногда в чём-то осуществляется (под действием Идей, оставленных Великими), но переход к осознанному следованию – главная задача нашего времени.

«Всему своё время, и время всякой вещи под небом: …время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить…», – сказано в Библии (Книга Экклезиаста, Глава 3). Для всего – своё время, момент пространственной необходимости. Нелепо, например, выглядят сегодня педагогические творения учёных, предлагающих применить к нынешним сверхактивным и самоуверенным ученикам меры, пригодные лишь для живших в эпоху позднего СССР скромных, спокойных, закрепощённых и придавленных государственной системой людей.

Хорошо являть «демократичность» для раскрепощения подавленного всей окружающей жизнью ученика (который при этом осознаёт себя учеником, осознаёт, что он учится, и учится у учителя). Но в периоды унижения учителей и самого понятия «УЧИТЕЛЬ», в периоды, когда грубые, неразвитые и невежественные (но крайне самомнительные) люди всех возрастов возносят на пьедестал своё маленькое рефлективное «я» и отрицают любые авторитеты, кроме авторитета грубой силы и денег, – в эти периоды авторитет учителя и понятия «учитель» должен утверждаться обществом с особой суровостью.

Закончим цитатами из писем Е.И. Рерих:

«8.06.1936 … О карме я писала много. Именно около этого понятия накопилось столько чудовищных извращений, и одним из самых тяжких заблуждений будет воздерживаться от помощи ближним из боязни усложнить свою личную карму. Но не будет ли это проявлением величайшего эгоизма? Если, оказывая добрую помощь ближнему, мы и принимаем на себя долю этой кармы, то такая карма не может отяжелить наше духовное развитие, которое одно только определяет карму.

Именно отказ в посильной помощи может безмерно отяготить нашу карму, ибо кто может знать, кому, когда и где мы платим свой старый долг? Лишь Архат ведает, где он не должен помогать, мы же обязаны протягивать руку помощи там, где она требуется. Как говорил Преподобный Сергий: «И молчащий брату на помощь занозу из своей ноги не вынет». Конечно, всюду и всегда должна быть соблюдаема соизмеримость и целесообразность. Есть люди, которые отдадут все, а затем сами возложатся на других. Но таким напомним строки из Учения: «Кто сказал, что надо отдавать безумно? Безумием так и останется». При этом люди очень часто забывают о помощи духовной и что помощь духовная – наивысшая. Но особенно упорно упускается из виду, что карма творится и облегчается и отяжеляется, главным образом, нашими мыслями. Именно мысль и побуждение ткут нашу ауру – это магнитное поле, притягивающее или отталкивающее все возможности. Именно этот решающий фактор чаще всего забывается при суждениях о карме. Но если было бы иначе, то не было бы и возможности выйти из заколдованного круга кармы.

Так, если бы люди меньше думали о карме и больше о чистоте и усовершенствовании своих чувств и мыслей, то они и преуспели бы несравнимо. Не страшиться порождения новой кармы должны мы, но лишь стремиться к улучшению качеств её. Из страха перед порождением кармы можно загнать себя в такой курятник, из которого останется лишь путь в инволюцию. Нужно помнить о соизмеримости, царящей в Космосе, и потому ничтожная карма принесёт и ничтожные следствия. Карма великой ответственности хотя и тягостна, но лишь она приносит великие достижения. Поэтому люди не должны избегать ни действий, ни ответственности.

Потому следует запомнить, что трудная карма не значит – карма низкая. Именно наоборот. Лёгкая карма есть карма ничтожества. Часто лёгкая карма является тяжким испытанием, ибо чрезвычайно редко, когда человек поднимается среди благополучия. Потому среди мудрых принято считать лёгкую жизнь за проклятие. Если бы Жанна Д'Арк была пожалована королём поместьями и кончила жизнь в роскоши и благополучии, то она не была бы Жанной Д'Арк. Но не её личная карма требовала костра. Не забудем о Миссиях, принимаемых на себя высокими духами. Отношение к ним со стороны тех, к кому они направлены, утверждает карму тех народов на многие века. Так, они являются пробным камнем сознания народов.

Также если действие или дар, сделанный с высоким побуждением, принят с таким же чувством и пониманием и приложен к такой же высокой цели, то порождённая таким образом тройная энергия в обратном своём движении принесёт следствие, усиленное стократно. Конечно, возможно, что и не в этом воплощении, но в следующем, ибо чем больше круг, захваченный действием, тем больше времени потребуется на его оборот, но тем мощнее следствия и возможности, собранные им. Вот почему во всех Восточных Писаниях указывалось, что помощь, оказанная подвижнику (не в узком понимании этого слова), по своим следствиям превышает все другие. Но именно эта великая истина послужила основанием для самых страшных злоупотреблений со стороны жреческой касты. Жертвоприношения, построения храмов, украшения икон драгоценными камнями и золотом риз, все пудовые свечи в основе своей имеют ту же искажённую истину. По мере прохождения веков все духовные ценности заменялись материальными. Люди забыли, что золото, материальные сокровища не имеют никакого приложения в Мирах Надземных. Самый большой богач здесь нищ в Мире Надземном. Так, улучшения кармы нужно искать не в воздержании от действий, но в усиленном развитии и накоплении духовных сокровищ.

Теперь о § 230 («Мир Огненный»). Равновесие и гармония – одно понятие. Потому можно сказать, что Космос держится действием и гармонией атомов. Человек есть отражение Макрокосма, потому и он должен стремиться к сгармонизированию всех атомов, входящих в его микрокосм. Карма есть действие, каждое действие порождает следствие. Сказано: «Равновесие утверждается сообразно развитию воли». Потому действие, направляемое Волей Высшей в согласии с космическими законами, утверждает гармонию и создаёт равновесие. Воля низшая, окрашенная вожделением самости, порождает ужасы разрушения, ибо столкновения сил дисгармоничных производят в Космосе взрывы и дают доступ хаосу. Именно ядовитые взрывы и хаотические смятения порождает невежественный и порочный человек в своей собственной химической лаборатории и на большое пространство заражает атмосферу. Ещё сказано: «Весы кармы человека утверждают измерение воли его», то есть качество кармы показывает высокую или низкую степень его воли. Ведь воля есть главный побудитель и создатель всего сущего. Так, человек карается или вознаграждается не Высшими Силами или Божеством, но привлекается в ту или иную среду или сферу исключительно по сродству атомов, входящих в вихрь его ауры, с атомами соответствующих сфер. Сказано, что карма не может утяжелить тело гармоническое, потому устремимся к усовершенствованию наших энергий. Усовершенствование приведёт к равновесию или к гармонии».

«19.08.1937 … Некоторое понятие об астрологии полезно иметь, но следует всегда помнить, что свободная воля человека является самым мощным фактором во всём и может изменить многие знаки, и самые тяжкие могут оказаться наиболее способствующими успеху. Один из малых знаков сумеет создать великое построение, другой из самых лучших сложит лишь курятник. Все великие духи всегда имеют трудный гороскоп. Астрология – наука очень сложная, именно при изучении и особенно при толковании её необходимо иметь накопленную психическую энергию. Самый важный ключ к астрологии утерян для Запада. Кроме того, в древности учёный-астролог был и хиромантом и умел читать по ауре. Только такое соединение может дать близкое определение характера и связанной с ним судьбы.

… Земные знаки Вашей старшей девочки могут быть собраны для особой миссии, ведь истинная индивидуальность может быть огненной, тогда как гороскоп личности показывает земные знаки, и наоборот.

Не удивляюсь Вашему гороскопу, ибо откуда же утончённость Ваших чувств? Трудно жить в земной обстановке людям с утончёнными чувствами, но зато им доступны такие взлёты и восторги духа, которые и во сне не снились земным обывателям. Очень люблю сопоставление, часто приводимое в буддийских писаниях: «Пушинка шерсти, опускаясь на ладонь человека, не осязаема, но, проникая в глаз, она причиняет боль. Ладонь – это грубый, невежественный человек, глаз – утончённый мудрец»».

«27.09.1937 … Также Вы правы относительно потенциала Новой Страны и что она как «феникс подымается из пепла». Именно молодой народ, не имевший возможности ещё развернуться во всю ширь своего простора, как географического, так и духовной потенциальности, имеет особую миссию. То обстоятельство, что русские имеют в себе больше азиатской крови, нежели другие европейские народы, и ставит его в совершенно особое положение. Новая Страна есть Ось Мира, и так называемый Пуп Земли тоже находится в её пределах. Сама Священная Шамбала относится многими тибетцами и монголами в Россию и к России – и в этом заключается великий Символ. Конечно, так называемой цивилизации в России было меньше, чем в Европе или в Америке, но принимая во внимание, что Франция меньше одной нашей Архангельской губернии, Англия же вмещается в поместья графов Орловых, Давыдовых или же Балашовых, то этим многое объясняется. К тому же не цивилизация ли с её вульгарной роскошью породила столько разврата, подлости и изнеженности, с одной стороны, и столько преступлений, нищеты и озлобленности с другой. Цивилизация хороша, когда она идёт рука об руку или, вернее, возглавляется Культурою. Но сейчас цивилизация душит Культуру, ибо стала её суррогатом. Цивилизация приобретается скоро и легко, но культурность накапливается с великим трудом. Русский народ хранит в себе природную культурность, ибо характер его слагался на азиатских просторах из накоплений Востока и приобретений Запада. Я горжусь тем, что мы можем называть себя азиатами, ибо из Азии всегда приходил и будет приходить Свет до конца нашей Манвантары, или цикла.

…Вы не ошибаетесь в своей оценке особого положения Новой Страны. Также тот факт, что наибольшая рождаемость сейчас именно в России, указывает на молодость народа и, следовательно, на его грядущий расцвет. Обратите внимание, как упала рождаемость в Германии и Италии, не говоря уже о Франции, и это несмотря на все принимаемые там меры для поднятия её. Так и в Америке за последние годы замечается сильное уменьшение прироста населения. Бедная Франция в процессе разложения, но она сама утяжелила своё положение, не поддержав Абиссинию. Китай тоже в полном разложении, и ожидать его возрождения невозможно, но Япония может потонуть в нём. Иногда внешние победы оказываются погребальным саваном. Наполеон тоже угрожал России. Во всяком случае, грядущая карта Мира уже начертана Силами Высшими и может явиться неожиданной для многих. Мудрая пословица остаётся в силе – «человек предполагает, но Бог располагает».

Также одна национальность всегда завидовала и опасалась всего, что исходило от России и из России. Считать Россию врагом своей страны впитывалось с молоком матери и стало уже тяжким атавизмом. Но судьба жестоко посмеялась и выявила опаснейших врагов и, может быть, роковой удар с той стороны, откуда их меньше всего ожидали! Так бывает и во всей жизни, когда какое-то недоброе чувство овладевает нами и, привязывая наше мышление к одной точке, тем самым суживает наш горизонт, вследствие чего мы упускаем из виду не только благие возможности, но и нарастание опасности с противоположной стороны.

Потому так советуется в Учении гнать от себя всякие назойливые мысли и представления, чтобы они не выросли в чудовищ, которые и закроют от нас действительность. Неисчислимы примеры, когда люди созданным ими предвзятым представлением лишали себя всякого продвижения. Мудрее, чем в жизни, не бывает, и жизненные уроки, особенно когда они повторны, очень болезненны, но, вероятно, потому они все же в конце концов заучиваются. Но лучшая панацея от всех ударов судьбы – доброжелательность и великодушие».

«5.07.1938 …Человек переходит в Тонкий Мир со всеми своими пороками и добродетелями, именно, он вполне сохраняет свой характер. …Более того, все наши свойства и качества утончаются или усиливаются там, потому злобные здесь становятся там ещё яростнее и т.д. Также мы нарождаемся далеко не такими ангелочками, как это принято изображать. Часто самые настоящие дьяволёнки скрываются под этими с виду невинными младенцами. Каждое эго при каждом своём новом нарождении сохраняет и приносит с собой весь прежний багаж. Куда же может деваться весь накопленный опыт? Ведь не только каждое наше действие, но каждая мысль создаёт вибрацию, и именно эти вибрации являются энергиями, входящими в строение всего человека, как объективного, так и субъективного. Именно эти энергии, порождённые человеком, и являются его неотъемлемым достоянием (кармическим), которое сопутствует ему и в его новой земной жизни. Кармические следствия прошлой жизни следуют за человеком, и человек в следующей своей жизни соберёт запечатлённые им энергии или вибрации в астрале, ибо ничто не может произойти из ничего, и потому и существует связь между жизнями, и новая тонкая оболочка слагается из прежней. Аура новорождённого белая или бесцветная потому только, что сознание ещё не окрасило её. Но при первом же проблеске сознания аура окрашивается в соответствующий цвет».

«17.09.1938 …Именно недопущение непрекращающейся жизни и делает большинство людей такими инертными, такими безвольными и лишает их желания бороться за лучшие условия жизни. Если жизнь так коротка, то к чему подвергаться лишениям и гонениям? – так думают и предпочитают тянуть серую лямку. Осознание непрекращающейся жизни и постоянного обновления оболочек для новых опытов переродило бы человечество. Также кто будет отрицать значение иерархического начала, этого устоя каждого государства и каждого общественного устроения?

Какой мыслящий человек может утверждать, что Мир не есть сцепление причин и следствий и что вся наша личная жизнь не слагается из закладываемых нами же причин и изживания их последствий? …

Идеология, проводимая в книгах Живой Этики, идёт в ритм с требованием Новой Эпохи, и именно молодёжь, воспитанная на этих книгах, создаст авангард нового и более счастливого мира, где все высшие ценности будут поставлены во главу и будет осознано все великое значение психической энергии в её разнообразных свойствах и приложении. Носители её будут рассматриваться как сокровище государства».

«8.10.1938 …Приходится согласиться с выдающимися учёными и мыслителями, что лишь революция в мышлении молодого поколения может спасти страну от полной дегенерации».

«8.12.1938 …В то же время пытайтесь осторожными касаниями расширить кругозор членов семьи, чтобы постепенно поднять и духовный уровень сознания. Нащупайте чутко, на какие понятия отзвучит сердце, и, исходя из этого, всячески расширяйте их значение в мировом понимании и масштабе.

Напрасно Вы думаете, что мы ничего не можем изменить в карме членов нашей семьи, ведь карма творится именно общими усилиями. И потому имеются многие кармы: карма всего человечества, карма народа, карма групповая, карма семьи и карма личная. Каждый помысел наш, каждое действие нашей жизни отягощает или облегчает карму связанных с нами людей. Потому никто не может сказать, что он ничего не может изменить в карме своего ближнего, не говоря уже о более тесно связанных с ним лицах. Индивидуальная карма в значительной степени слагается из тех влияний, которыми данный индивид был окружён в детстве и с которыми он встречается в дальнейшей своей жизни. Самое великое облегчение и благо, которое родители могут дать своим детям, это вооружить их всеми средствами для успешной жизненной борьбы и дать им понимание назначения или смысла жизни, ими проходимой».

«10.06.1939 … Теперь о непротивлении и противлении злу. Конечно, Вы правы, что часто трудно провести границу между личным и общим достоянием. Именно, чем выше сознание человека, чем больше гармонии между его мыслями и действиями, тем незаметнее становится такая граница. Человек, исполняющий своё истинное назначение и несущий доверенную ему миссию, подымается над ограничениями понятия личности, он настолько космически связан с общим благом мира, что становится как бы пробным камнем для сознания человечества. Но необходимо допускать некоторое различие между носителями разных миссий. Так духовный Учитель, неся провозвестие высшего Блага, высшей Мудрости, выказывает противление злу каждою мыслью, каждым словом и каждым действием, воплощающим это слово. И такой Учитель, провозгласив, что зло не может быть прекращено злом, но лишь добром, не будет силою сопротивляться насильникам, ищущим его личного погубления. Именно противление злу может принять, как Вы пишете, иную окраску, но он будет защищать и своё Учение, и своих собратьев силою убеждения.

Но носитель миссии вождя и строитель государства должен уже приноравливаться к условиям, доступным данному народу, и тут мы видим, с одной стороны, всевмещение, с другой, ограничение, обусловленное той ступенью сознания, на которой находится большинство. Так, если строитель за каждое зло будет платить добром или не будет противиться злу, то из строителя жизни и государства он окажется вреднейшим попустителем и, следовательно, соучастником многих преступлений. Потому строитель жизни должен придерживаться мудрого изречения Конфуция – «За добро плати добром, а за зло – по справедливости»».

«14.06.1947 … Теперь о разбитии одного долгого земного опыта на несколько малых опытов. Вас пугает количество потраченных усилий в каждом новом воплощении на овладение самыми элементарными свойствами и особенностями нового тела и новых условий, а также недостаток времени для совершенствования и проведения своих заданий… отсюда якобы и огромная задержка. Но не следует забывать, что с каждым новым воплощением мы легче овладеваем элементарными свойствами, а новые условия часто лучше приспособлены для дальнейшего совершенствования и развития избранного нами того или иного дарования. Таким образом, непроизводительная якобы затрата усилий и потеря времени и задержка – чрезвычайно относительны. Каждая эволюция человека настолько индивидуальна, что необходимо рассматривать каждый случай отдельно. Также и успех определённого задания – не в долгосрочности его несения, но в степени напряжения психической энергии, в него вложенной. Конечно, когда синтез многих достижений имеется в «чаше», то дух может сам избирать свои воплощения и даже удлинить срок своей жизни, если это нужно для избранной им миссии».

«9.10.1951 … Как нужна большая подвижность в издании и переиздании книг Учения! Страшно подумать, что нет в продаже ни первой части «Листов Сада Мории», ни «Агни Йоги», ни «Аума»! Да и остальные имеются в нескольких только копиях! Положение совершенно неестественное, если люди действительно интересуются этим Учением! Как нужны зажигатели, которые бы могли поддерживать неугасимый огонёк духа! Но где эти магниты Сердца? Где души, проникнутые, истинно, значением своего пребывания на земле и необходимостью запечатлеть его служением человечеству! Никто не хочет понять, что, служа человечеству, мы служим самим себе. Хотя бы из эгоизма совершалось продвижение это».

«1.01.1952 … Тяжко видеть, насколько люди, даже лучшие, не имеют мужества хранить в сердце священный Огонь энтузиазма, когда они прикасаются к строительству светлому и бескорыстному, когда они могут помочь себе и другим в расширении сознания и утончении своего внутреннего настоящего облика! Даже среди знающих нет ещё полного осознания, насколько рост и расширение сознания среди множества и в правильном направлении в конечном итоге способствует эволюции и облегчает и личное их продвижение, ибо они могут получить лучшие инструменты для последующих проявлений своего эго. Страшно подумать, какими негодными, искалеченными телами приходится довольствоваться большим Духам, приходящим с определённой благой Миссией. Эти Носители Света лишь частично успевают выполнить Порученное им. Продвижение сознания и утончение внутреннего человека продвигается черепашьим шагом. Между тем, положение Земли требует неслыханного ускорения в росте сознания и улучшения нравственности, чтобы спасти лучшую часть человечества от страстной тяжкой участи…

… Пуще всего торопитесь переводить и издавать книги. Пора осознать, что только Учением держимся, и продвигаемся, и собираем людей, и приносим радость и Знание. Ничто другое не может сравниться с этим Магнитом. Но сами мы должны проникнуться значением нами выдаваемого и ценить каждую возможность уявить новую книгу Света. Итак, пусть главная забота будет об Учении. Пусть огонёк теплится в прочих начинаниях, но как можно возжечь его, когда нет притока масла? Явим терпение и дождёмся нового притока сил и условий.

… Книгу … получила. Можно пожалеть, что такая вера и мужество не сотрудничают с распознанием и с большим смирением. Думается, что ошибка её именно указана была ей в услышанных ею Словах – [«Ты слишком честолюбива»]. Мы так скоро готовы стать великими посвящёнными и носителями особых Миссий и избранными учениками Великих Учителей и т.д., но быть скромными исполнителями Их Воли и настоящими тружениками никто, почти никто не желает. Но лишь в великой скромности и простоте достигаются и высшие ступени».