Миру Новому

III.1. Поход Геркулеса

Автор: А.В. Василевский

Было ли хождение Геркулеса (Геракла) в Индию? Если да, каково оно было? – Ответить на эти вопросы можно лишь после того, как определимся с тем, что мы знаем об этом Божестве.

В многочисленной сегодня "популярной", и даже в научной литературе распространены "комплексные биографии" Геракла – т.е. биографии, составленные из множества упоминаний и рассказов, присутствующих в разновременных и разножанровых античных источниках. Но подход этот, простительный для развлекательных текстов, не может быть хоть сколько-нибудь научным.

Если проанализировать источники о Геркулесе, можно выделить следующие виды упоминаний:

1) элементы "священной биографии" – о которой говорится в приведённой в «Предисловии»цитате из третьего тома "Тайной Доктрины" Е.П. Блаватской. Эти элементы встречаются и в сказаниях о других Великих Божествах и Героях, ходивших по земле. Например, история рождения и детства Геркулеса удивительным образом напоминает историю рождения и детства Кришны. Так, подобно Кришне, родившемуся вскоре после своего брата Баларамы, вслед за Гераклом родился его брат-близнец Ификл; как и к Кришне, к Геркулесу были посланы ядовитые змеи, чтоб убить его ещё в колыбели, но божественный младенец задушил змей… О многих подобных «совпадениях» будет упомянуто ниже;

2) "местные" сказания, включающие Геракла в события истории того или иного племени, полиса и т.д. (чаще всего Гераклу приписывается участие во взятии городов и уничтожении племён – приписывается теми, кто считал своих вождей потомками Геракла);

3) символы и аллегории, в которых образ Геракла используется для иллюстрации тех или иных философских положений («Геркулес на распутье» Ксенофонта) или художественных целей (пьеса Аристофана «Лягушки», и т.д.);

4) элементы, не относящиеся ни к одной из первых трёх групп. Многие из них очень странные, и могут быть сильно искажёнными (либо завуалированными) упоминаниями, относящимися к одной из вышеназванных групп.

Как видно, практически ни один из первых трёх видов упоминаний не может рассказать нам, когда и где в действительности жил Геракл.

Откуда взялось сведение о завоевательном походе Геракла в Индию?

Основным источником, говорящем об этом, является книга Арриана о походе Александра Македонского. В том, что гераклово завоевание Индии действительно было, был убеждён сам Александр Великий. Но историк его Арриан в этом не уверен: «Приходил ли Геракл к индам и какой Геракл, фиванский, тирийский или египетский, я ни утверждать, ни отрицать не берусь. Скорее, однако, думаю, что никто и не приходил, но люди склонны преувеличивать трудность всякого трудного дела и рассказывать басни о том, что и Гераклу оно не под силу» (Арриан Квинт Эппий Флавий «Поход Александра», Книга 4, 28,2). Убеждённость Александра была основана на том, что вступив на «индийскую» территорию, он и все, шедшие с ним, обнаружили, что живущие там племена поклоняются Божеству, ходившему некогда по земле, и очень похожему на их «греческого» Геракла. Огромный рост и сила, вооружение (палица и лемех) и т.д. – всё виденное заставило греков и македонцев считать, что «их» Геракл некогда покорил эту землю. Но так ли это? Можем ли мы с уверенностью утверждать, что Геркулес вообще когда-либо жил в Греции?Да, ему поклонялись по всей Элладе, говорили: вот этот город он основал, с этих стен столкнул легендарную личность, эту землю разграбил, русло этой реки расчистил… Но факты (археологические и показания источников) свидетельствуют о том, что племена, населявшие Элладу, приносили его с собой – в качестве племенного Бога – при заселении Греции. Да и во всех окрестных землях, у соседних «негреческих» народов, поклонение Гераклу было, и засвидетельствовано самими же древними греками. И несмотря на то, что они сомневались, что это «их» эллинский Геракл (т.к. отличались имена, принципы построения храмов, обряды), тем не менее греки всегда безошибочно отождествляли латинского Геркулеса, египетского Хершефа, финикийского Мелькарта, вавилонского Баала, и др. – со своим Божеством.

Анализ источников о Геракле позволяет утверждать: не существует практически никаких оснований считать, что Геркулес когда-либо жил в Греции. Все утверждения, связывающие его с землёй Эллады, относятся к одному из вышеприведённых типов упоминаний. Очевидно, что это Божество было принято для поклонения греками и множеством других народов из какого-то древнего источника. Кто же такой Геркулес?

Е.П. Блаватская в «Тайной Доктрине» открывает для нас эту тайну.

Существовал ли Геркулес на самом деле? – Да, существовал: «…ни Озирис, ни Геркулес не являются солнечными мифами, за исключением одного из их семи аспектов» (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина», Том 2, стр.971).

Откуда пришло поклонение Гераклу? – «Геркулес – индийского происхождения, и полковник Тод – если отложить в сторону его библейскую хронологию – был вполне прав в высказывании, что он был Баларама, или Баладэва. Теперь, нужно читать «Пураны» с Эзотерическим ключом в руке, чтобы узнать, как почти на каждой странице они подтверждают Тайную Доктрину. Классические писатели древности настолько хорошо понимали эту истину, что единодушно приписали Азии происхождение Геркулеса.

Один раздел «Махабхараты» посвящен истории Геркулы, из племени которого произошел Вьяса ... У Диодора находим ту же легенду с некоторыми изменениями. Он говорит: «Геркулес родился среди индийцев и, подобно грекам, они наделяют его палицей и львиной шкурой». Оба (Кришна и Баладэва) являются (господами) племени (кула) Гери (Гери-кулэс), из чего греки могли создать составное слово Геркулес. (Тод, «Rajasthan», I, 28)

Оккультная Доктрина объясняет, что Геркулес был последним воплощением одного из семи «Владык Пламени» в качестве брата Кришны, Баладэвы. Что его воплощения происходили в течение Третьей, Четвертой и Пятой Коренных Рас, и что поклонение ему было принесено в Египет более поздними переселенцами из Ланки и Индии. Что греки заимствовали его от египтян, это несомненно, тем более, что греки определяют его место рождения в Фивах и только его двенадцать трудов – в Аргосе. В «Вишну Пурана» мы находим полное подтверждение сказанному в Сокровенных Учениях; нижеследующее есть краткая сводка этой Пуранической аллегории:

Райвата, внук Шарьяти, четвертого сына Ману, не находя человека, достойного руки его прекрасной дочери, отправляется вместе с нею в царство Брамы, чтобы посоветоваться с Богом, как быть в этом случае. По его прибытии туда Хаха, Хуху и другие гандхарвы пели перед троном, и Райвате, дожидавшемуся пока они кончат, показалось, что прошла всего одна мухурта (миг), тогда как на самом деле прошли долгие века. Когда они кончили, Райвата пал ниц и объяснил свое затруднительное положение. Затем Брама спросил, кого бы он хотел себе в зятья, и выслушав несколько названных имен Отец Мира улыбнулся и сказал: «Из тех, кого ты назвал, третье и четвертое поколение (Коренные Расы) уже не живут, ибо много последовательных веков (Чатур-Юг, или циклов четырех Юг) прошло за то время, пока вы слушали наших певцов. Теперь на земле двадцать восьмой великий век нынешнего Ману почти уже закончен, и период Кали близок. Потому ты должен наградить своею драгоценною девственницею какого-нибудь другого мужа, ибо вы теперь остались одни».

Затем Радже Райвате было сказано, чтобы он шел в Кушастхали, в свою древнюю столицу, которую теперь называли Дварака и где вместо него теперь царствовала часть божественного существа (Вишну) в личности Баладэвы, брата Кришны, считающегося седьмым воплощением Вишну – каждый раз, когда Кришну принимают за полное божество.

«Получив такие наставления от рожденного в Лотосе (Брамы), Райвата со своею дочерью возвратился на землю, где он обнаружил, что человеческая раса уменьшилась в росте (читайте по этому поводу Станцы и Комментарии о постепенном уменьшении человеческих рас в росте); ... понизилась в жизнеспособности и ослабела разумом. Отправившись в город Кушастхали, он нашел его весьма изменившимся», так как, согласно аллегорическому объяснению комментатора, «Кришна отнял у моря часть страны», что на простом языке означает, что материки за это время изменились – и «перестроил город» – или, вернее, построил новый город, Двараку; ибо в «Бхагавад Пуране» (Op. cit., IX. III, 28) мы читаем, что Кушастхали был основан и построен Райватой среди моря; и последовавшие открытия показали, что он был тот же или находился именно на том же месте, где и Дварака. Поэтому раньше он находился на острове.

Аллегория в «Вишну Пурана» показывает, как царь Райвата отдает свою дочь «держателю лемеха» – или, вернее, «лемехо-знаменному» – Баладэве, который, «увидев, что девушка чрезвычайно высокого роста ... укоротил ее концом лемеха, и она стала его женой» («Вишну Пурана», IV, I. Перевод Уильсона, III, 248–254).

Здесь ясный намек на Третью и Четвертую Расы, на атлантских гигантов и последовательные воплощения «Сынов Пламени» и Дхиан Коганов других категорий в героях и царях человечества вплоть до Кали Юги, или Черного Века, начало которого лежит в исторических временах. Другое совпадение: Фивы – стовратный город, и Дварака получил свое название из-за множества имеющихся в нем ворот или дверей, от слова «двара», «ворота».

И Геркулес и Баладэва оба страстные, горячего нрава, и оба славились красотою своей белой кожи. Нет ни малейшего сомнения, что Геркулес – это Баладэва в греческом одеянии. Арриан отмечает великое сходство между фиванским и индусским Геркулесом; последнему поклонялись сурасены, которые построили Метхорею, и Матхуру, месторождение Кришны. Тот же самый писатель помещает Сандракотта (Чандрагупту, деда царя Ашоки из клана Мория) в непосредственной линии потомков Баладэвы» (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина», Том 3, стр.183-184).

Но если Геркулес – это индийский Баларама, и он не жил в Греции (и похода в Индию не было), стоит ли говорить об этом далее в свете нашей темы? – Да, безусловно, стоит. Во-первых, греческое «жизнеописание» Геркулеса в некоторых деталях может иметь отношение к земной жизни Баларамы – одного из Великих Учителей Братства Света. Во-вторых, история одного из Подвигов Геркулеса имеет прямое отношение к принятию Посвящения в Обители Братства в Гималаях.

Итак, ознакомимся с основными «главами» биографии Геркулеса, пытаясь увидеть за маской внешних событий сущность происходившего на самом деле; попутно будем затрагивать и другие греческие «мифы», помогающие понять эзотеричность содержания античной мифологии и её неразрывную связь с Индией и с Учением Братства Света.

Происхождение.

Древние греки утверждали, что Геракл является потомком древнего героя Пелопса, что Геракл воздвиг ему алтарь в Олимпии (и Пелопс был столь почитаем, что в его честь проводились игры, позднее названные Олимпийскими). О Пелопсе будем говорить во второй части этой главы; сейчас же следует упомянуть, что он был современником, и, как утверждают, врагом Стимфала, от чьей дочери Партенопы Геркулес породил сына Эвера. Таким образом, Геракла от Элата* и Аркада (отца и деда Стимфала) отделяет лишь несколько поколений. Но Аркад был сыном Каллисто и внуком Никтея, последнего из сынов Ликаона. Сынов Ликаона было по преданию 50, и были они нечестивы и злонравны, были при этом колдунами (слово «ликантропия» – способность превращаться в волка – происходит от имени Ликаон, Лик). Конечно, 50 (или 49 = 7х7) сыновей – это 7 субрас, разделённых на 7 меньших частей, – субрас Четвёртой Расы, или Расы Атлантов. Они были поражены молниями Зевса за свои преступления – все, кроме последнего Никтея (Никтима – «ночного»)** , в период царствования которого произошёл Девкалионов Потоп, погубивший последние обиталища Атлантов. Т.о. Геркулес является современником остатков племён атлантов; сам он принадлежит племенам, относящимся к Коренной Пятой Расе.

___________________

* - Необходимо обратить внимание на то, что в некоторых древнегреческих мифах встречаются имена (Элата, Эрик…) и целые «сюжеты», принадлежащие древним кельтам; некоторые из них связаны с повествованием, приведённым нами во второй главе. Так, например, отцом Бреса, дурного царя народа Туата де Дананн, был фомор (атлант) по имени Элата.

** - Зевс уничтожил практически всех нечестивых сынов Ликаона, но от поражения последнего, самого младшего, его удержала Гера, коснувшись правой руки. Этот рассказ демонстрирует нам факт, упомянутый в «Тайной Доктрине» Е.П. Блаватской, – тот факт, что не вся Четвёртая Раса была уничтожена сразу, и последние остатки её погибли на острове «Посейдонис» (как называет его Платон) более 11000 лет назад – события, скорее всего соответствующие «Девкалионову потопу» древних греков.

Ранние годы.

Геракл родился в «стовратных Фивах» (т.е. в Двараке). Отец и мать Геракла – Амфитрион и Алкмена. Предание говорит также, что бог Зевс (Юпитер), приняв вид Амфитриона, породил Геркулеса. На следующую ночь после рождения Геракла Алкменой был рождён его «смертный» (обычного, не божественного происхождения) брат-близнец Ификл.

С Алкменой связана необыкновенная история: когда она умерла (через годы после смерти Геракла), потомки Геракла понесли её тело в гробу, но, устав от необыкновенной тяжести, открыли гроб. Там вместо тела оказался камень.* Оказалось, что Гермес по приказу Зевса выкрал Алкмену и перенёс её на Острова Блаженных (скорее всего здесь этот термин обозначает Обитель Братства), где она стала женой Радаманта – владыки этих Островов, первого законодателя людей, владыку справедливости (Царя Дхармы, как называли бы его в Индии), судящего каждого человека после смерти. Алкмена почиталась в Древней Греции.

___________________

* - В книгах Учения Живой Этики о таких случаях говорится: «Происходит гораздо больше чудесного, нежели принято думать. Можно привести некоторые исторические примеры, как выдающиеся люди бесследно исчезали. Те же, которые не могли по разным причинам скрыться, те как бы умирали, приказывая плотно закрыть себя и густо засыпать цветами. В ночное время приходили неизвестные и совершали обмен, уезжая с мнимоумершим. Указать можно не один случай в Азии, в Египте, в Греции, когда события требовали такого превращения. История, конечно, изображает совершенно превратно эти события. Пустые гробницы и таинственные сожжения могут напомнить о многом неизвестном для обывателя. Нужно мерить большими мерами. Нельзя думать, что нечто ограничено…» ("Сердце", 565).

«Уже слышали о некоторых пустых гробницах. Слышали о древнейшем обычае, когда мнимоумершие заменялись другими. Нужно не забыть, что во все времена совершались множества необычных деяний, и жизнь преломлялась не однажды. Люди приобщались к тайнам Бытия, и сколько имен написано над пустыми гробницами! Так помимо избитых путей истории творятся неисповедимые подвиги. Нужно привыкать в сознании ко многому, не вошедшему в законы земные. Кто может утверждать, как творятся события? Можно заметить лишь несколько внешних признаков, но истинное русло жизни не записано в государственных анналах. Так люди удивляются, когда после прочтенной надгробной надписи мнимоумерший через десять лет снова появляется и свидетельствует себя многими лицами. Конечно, легко не обратить внимание на такие несомненные свидетельства. Но честные наблюдатели могут собрать много таких достоверных событий. Именно есть история Мира внутренняя и внешняя. Не колдовство, не магия, но путь Мира Высшего» ("Мир Огненный" II, 259).

«Никто не знает, кто умер или ушел? Много гробниц пустых и много пепла древесного, но не телесного. Так нужно понять связь с Иерархией как явление Кормчего. Если сегодня нечто непроизносимо, то можно понять, что руль в Мощных Руках» ("Мир Огненный" II, 345).

Е.И. Рерих в письме от 2 сентября 1937 года говорит: «…параграф, в котором говорится о пустых гробницах, нужно понимать дословно. Именно, имеются пустые гробницы. Ибо при окончании миссии и наступлении срока ухода для Адепта, находящегося среди людей, ухода, чтобы присоединиться к Твердыне в физическом теле, часто происходило мнимое погребение его. Иногда тело уносилось после погребения, ибо оно находилось в состоянии как бы летаргии. Бывали случаи погребения заместителя, как, например, при отъезде Великого Учителя Раккотци. Но явление дематериализации физического тела крайне редкое. Даже останки Будды были сожжены» (Письмо №81 / «Письма Е.И. Рерих» т.5. (Издание МЦР), стр. 228).

 

В юности Геракл обучался воинскому искусству (управлению колесницей, борьбе, стрельбе из лука, сражению в полном вооружении), а также пению и игре на кифаре – обучение это весьма напоминает обучение царских сыновей в древней Индии. Подобно Балараме и Кришне, Геркулес провёл детство (до 18 лет) среди пастухов, являя необыкновенную силу и ловкость.

Первое посвящение.

В 18 лет Геракл получил первое посвящение в мистерии. Этот факт его жизни символизируется его победой над Киферонским львом.

Безусловно, вся эта история полностью символическая. Чтобы понять смысл этих символов, нужно прежде всего обратить внимание на место действия – необычную гору Киферон, часто встречающуюся в древнегреческих мифах.

В Греции есть гора Киферон (правильно «Китерон»), но в мифах имеется в виду не конкретная, а символическая гора – гора, на которой родилось или обитало Божество. В разных местностях жители выбирали реальную гору, игравшую роль горы Божества; на ней происходили Мистерии – древние таинства Посвящения. Несколько древних символических историй могут пролить свет на этот вопрос.

КИФЕРОН И ГЕЛИКОН. ЭРИНИИГора Киферон в Беотии соседствует с горой Геликон. Вид Киферона суров и мрачен, она имеет множество пещер и поросла хвойными лесами; гора Геликон гораздо привлекательнее. Местные жители считали, что Киферон и есть та самая гора Ниса, на которой родился Бог Дионис, родился в одной из пещер; Киферон также считается обителью Эриний (девяти дочерей Зевса и Персефоны), поэтому просто так, самовольно, опасно находиться на этой горе. Близко расположенный Геликон, как бы зеркальное отображение Киферона, называют обителью Муз (девяти дочерей Зевса и Мнемосины); именно на Геликоне бьёт из-под земли знаменитый источник Иппокрены, вдохновляющий людей искусства. Описывают также музыкальное состязание Киферона и Геликона. В состязании победил, как ни странно, Киферон, ибо пропел песню о рождении Зевса и воспитании его в пещере; Боги присудили ему победу, провозглашённую Гермесом, и украсили его гирляндами елей. Возмущённый Геликон вырвал скалу из земли и бросил её в небо; разбившись на множество камней она обрушилась на собравшихся людей, отдавших первенство Киферону. – Гора, в пещерах которой совершались Мистерии – Таинства приобщения к Высшему Знанию, имела бесспорно большее значение, чем все другие священные места. Эринии (их иногда 3, иногда 9, и даже 30000) – сложный символ, и не всегда он обозначает духов, осуществляющих преследование преступника, кармическое воздаяние и муки совести. С одной стороны, их называют Милостивыми (Эвменидами), с другой, их изображают страшными, со змеями вместо волос и бичом в руке. Присутствие Эриний на горе Посвящения не случайно, они означают: 1) трёх Мойр (у римлян их звали Парки, у скандинавов – Норны), сидящих у Источника Бытия – древний космогонический символ; 2) символ «священного безумия», ничего общего не имеющего с обычным сумасшествием, в качестве Маний они являются даже помощницами Эрота, бога духовной, а не телесной любви; 3) как гневные Эринии (Фурии римлян) они участвовали в испытаниях посвящаемого, заставляя искупать дурную карму прошлого, в качестве Эвменид они покровительствовали посвящаемым, помогая добиться прощения.

КИФЕРОН, ЗЕВС И ПЛАТЕЯ. Греки утверждали, что название горы Киферон происходит от имени некоего царя Киферона, который дал Зевсу мудрый совет. Когда Гера, жена Зевса, поссорилась со своим мужем, Зевс по совету Киферона посадил в свою колесницу деревянное изваяние Платеи, дочери реки Асопус, накрытое покрывалом. Увидев мужа со спутницей в колеснице, ревнивая Гера отдёрнула покрывало и обнаружила изваяние, после чего помирилась с Зевсом. – Посвящённые в Мистерии под страхом смерти обязались не выдавать их содержания, поэтому в таких описаниях даются очень отдалённые намёки на символы Таинств. Лишь по крупицам, по отдельным деталям можно пытаться понять, о чём говорит тот или иной образ, символ. В частности, известно, что в египетском городе Саис в храме было изваяние Исиды, покрытое покрывалом, и приподнять, сорвать эту завесу мог только достойный – Посвящённый. Если дерзнувший был ещё не достоин, он бывал поражён чем-то, от чего не мог уже оправиться. Многие мифы повествуют о попытках получить посвящение, символизируя это попытками сватовства к Богиням, или подглядыванием за ними (за Артемидой подглядывал Актеон, за Афиной – прорицатель Тиресий, к Гере сватался Иксион, к Персефоне – Пиритой, у Фетиды (Тетис) был смертный возлюбленный – Пелей, у Афродиты – Адонис…).

АКТЕОН. Актеон на склонах горы Киферон подглядывал за купающейся Артемидой (по другим источникам он сватался к ней, или же к возлюбленной Зевса – Семеле, матери Диониса). За это он был превращён в оленя, и его растерзали его собственные собаки. Причём собак было 50, в разных источниках называются имена всех пятидесяти, а затем говорится, что они были помещены на небо – в виде звёзд (созвездия Малого и Большого Пса). – Миф этот многослоен, здесь несколько истолкований. Одно из них, самое очевидное: Актеон был не готов предстать перед Великой Истиной своего духовного, подлинного «Я», ведь перед этим должны быть побеждены все низменные черты характера, все животные страсти (которые часто символизируются в виде животных или чудовищ). Поэтому на него обрушились его страсти – в виде собственных его собак, и растерзали его. При этом Великий Эсхил свидетельствует, что собаки были охвачены безумием, посланным божеством безумия по имени Лисса, тесно связанным с Маниями (Эриниями). Но есть и другие истолкования, более глубокие, в которых Актеон предстаёт не наказанным преступником, но принесшим жертву и возвысившимся до Божества – имеются сведения о поклонении Актеону, а невыясненного происхождения древний отрывок, который цитирует Аполлодор в своей «Библиотеке», после описания гибели Актеона гласит: «Людям лекарством то служит и лечит от тяжких страданий» (Глава IIIIV, 4). Собаки растерзали его потому, что не узнали своего хозяина. Но убив, узнали, и не могли утешиться, пока учитель Актеона, кентавр Хирон, не сделал для них изваяния Актеона, что их утешило. – Так дикое, неразвитое человечество убивает, растерзывает своих Учителей и Спасителей, а потом «утешается», поклоняясь их изваяниям и изображениям.

ПЕНТЕЙНа склонах Киферона произошла ещё одна, схожая с этой, история. Пентей, не поклонявшийся Дионису, взошёл на Киферон, чтобы прекратить вакхические таинства (которых ему указал остерегаться прорицатель Тиресий). Там он взобрался на ель, в чём ему помог сам Дионис. Но вакханки, среди которых первенствовала его мать, вырвали ель с корнем и растерзали Пентея. Из дерева, на котором он сидел, были потом сделаны священные изображения Диониса. Говорят также, что ель произрастила Эриния Мегера, и возросла она из источника – крови Актеона и Пентея. – Здесь, помимо похожих на вышеописанные мотивов, присутствует также священное дерево. Дерево – многослойный символ, от фаллического значения до символа Мирового Древа. Но одно из древнейших значений человека на древе – распятие Посвящения. Этот символ был широко распространён среди древних народов – от индийского Викарттаны до кельтского Езуса (дохристианское Божество, изображавшееся на фоне древа; жертвы ему развешивались на дереве). Также нужно вспомнить, что Эринии, которых Великий Эсхил, знавший Тайны Посвящения, отождествлял с Мойрами, являются аналогом древнескандинавских Норн, поливавших корень Мирового Древа – Ясеня Иггдрасиль – водой из Священного Источника.

КИФЕРОНСКИЙ ЛЕВ. На склонах Киферона были погублены сыновья и дочери Амфиона и Ниобы, дерзнувшей состязаться с Божеством (в подобном дерзновении обвиняли и Актеона). Наконец, до прибытия на Киферон Геракла на склонах этой горы погиб сын царя Мегарея, растерзанный Киферонским львом. Царь тогда обещал отдать свою дочь в жёны, а также царскую власть любому, кто победит льва. Алкатой убил льва и женился на царской дочери. На дочери Алкатоя – Автомедусе – женился затем Ификл, брат-близнец Геракла. – Как видим, Киферонский лев был убит Алкатоем, и тем не менее он жив к моменту прихода Геркулеса, т.е. Киферонский лев – это символ испытаний перед Посвящением. Испытания часто бывали очень суровы, и гибель испытуемых – довольно частое явление, например – сын критского царя Миноса, вышеупомянутый сын царя Мегарея…

ГЕРАКЛ НА КИФЕРОНЕРассказывают, что чудовищный лев, устремившись с вершины Киферона, пожирал коров Амфитриона и Теспия, местного царя. Геракл 50 или 49 дней выходил на охоту за львом, и, наконец, убил его. Впоследствии носил шкуру этого льва как плащ, а головой с открытой пастью пользовался как шлемом. В благодарность за избавление от льва царь Теспий (по некоторым источникам царя звали Тестий) посылал каждую ночь Гераклу одну из своих 50 дочерей, от которых родились соответственно 50 сыновей. По другим источникам Геркулес одержал победу за один день, и овладел 50 дочерями Теспия за одну ночь. – Геракл выдержал испытания, символизированные борьбой со львом, и возжёг огни своих 49 центров (имеются в виду узловые точки духовного тела человека, некоторые из которых соответствуют нервным центрам физического тела; преображение, раскрытие и развитие – т.е. возжжение этих центров сопровождает и составляет процесс духовного развития человека). Т.о. практически всегда, когда мы встречаем в древних мифах число 50, это может означать 7х7=49 человеческих центров (центров 7, и у каждого по 7 «ответвлений»), или 7 человеческих Рас, каждая из которых разделена на 7 Субрас. Так, 50 собак, растерзавших своего хозяина могут означать гибель человека в результате неправильно протекающего процесса возжжения центров (к тому же собаки соотнесены с сияющими звёздами).

ГЕРАКЛ И МЕГАРАПосле одоления Киферонского льва (или до этого) Геракл женился на Мегаре, дочери царя близлежащих Фив, его брат-близнец Ификл женился на её младшей сестре. После того, как Мегара родила ему нескольких сыновей, Геракл впал в безумие и убил своих детей, детей брата Ификла, а по некоторым источникам и саму Мегару. – Имя жены Геракла (МЕГАРА) очень близко к имени самой страшной из Эриний (МЕГЕРА, по написанию МЕГАЙРА), и безумие на него насылает уже упоминавшееся божество Лисса (связанное с Маниями - Эриниями). Т.о. символ этот может обозначать уничтожение дурной кармы, плохих последствий прежней жизни, прежних воплощений, чтобы чистым вступить в чертог Посвящения. В «биографии» Геракла всеприступы безумия, влекшего за собой гибель людей, всегда были преддвериемсовершения подвигов Посвящения (экзотерически – трудами, предпринятыми радиискупления).

ГЕРАКЛ И КЕРЫ. Существует изображение Геракла, поражающегосвоей палицей Керес – крылатого духа. Керы, по утверждению Гесиода, были духамисмерти, смертоносной судьбы, чьими сёстрами являлись Мойры. Также описываютсяони как страшные существа, пьющие кровь и губящие раненых в битве. Существовалиобряды, предназначенные для того, чтобы отгонять Кер от раненых и больных. Ввизантийском словаре Х века Керы названы духами, состоящими из огня, носителямигубительной судьбы. Гесиод говорит и о том, что Керы предназначены наказыватьлюдей за их преступления. В «Илиаде» Гомера о них говорится как о «носителях»,персонификациях судьбы человека: Ахилл должен выбрать одну из двух Кер – долгойи спокойной жизни, с забвением после смерти, или короткой жизни, ведущей кнемеркнущей славе в веках. Позже Зевс взвешивает Кер греков и троянцев, начинающихсражение, чтобы определить, чьи Керы тяжелее, т.е. кто из них должен погибнуть.В трагедии же Еврипида «Электра» Керы фактически отождествляются с Эриниями.– В Мистериях Посвящения Керы были персонификацией дурной кармы, которую надобыло изжить посвящаемому. Помимо этого, Керы могли быть посланы чёрными магами(как это описывает Аполлоний Родосский в своей «Аргонавтике») – таким образом,посвящаемый должен был преодолеть натиск тёмных сил. Ценнейшее изображение,которое мы здесь видим, показывает нам Геракла во время Посвящения, борющегосяс Керами (Эриниями).

ОСНОВАНИЕ ТИРА. Может появиться вопрос:неужели древние греки знали индийское учение о духовных центрах человека? – НоУчение Гималайского Братства, лежавшее в основе практически всех возвышенныхрелигиозных и философских систем древности, едино. К тому же, один изэллинистических источников – книга Нонна Панополитанского «Деяния Диониса» –рассказывает именно о строении духовного тела и о человеческих огнях – центрах.Так, Песнь XLповествует нам о том, что возвращаясь изпохода в Индию, Дионис приходит в город Тир, и там, в храме Геракла-Астрохитона(Геракла, одетого в хитон из Звёзд – Бог Звёздного Неба, Бог Светил*) взывает к этому Божеству, называя егоВладыкой Огня, и вопрошает его о том, как сей дивный город возник. Конечно, Тир здесь символизирует духовноразвитого человека (как Новый Иерусалим в Новом Завете – в одном из своихзначений). Геракл-Астрохитонотвечает: те, кто воздвигли этот град, получили указание от Божества – создатькорабль и плыть к двойным скалам, из которых растёт олива, такая же древняя,как и камень её основания. На вершине оливы – орёл, сидящий над чашей. Оливаохвачена пламенем до середины ствола, и огонь не достигает до кроны, и неповреждает ствол, орла и змея, который спирально обвил ствол оливы. Змей неможет добраться до орла, как и орёл до змея. Должно изловить орла – премудруюптицу, ровесницу оливы, и принести в жертву Богу, тогда скалы, носящиеся поморю, станут неподвижно, соединяясь с материковой сушей. Люди вняли видению,посланному Гераклом, и стали учиться мореплаванию, построили корабль, как имбыло указано, приплыли к скалам и взобрались на оливу. Орёл сам спустился к ними отдался им в руки; они принесли его в жертву и оросили его кровью скалы –подножие оливы, и скалы стали неподвижно. Там был построен город Тир. – Олива символизирует строение тонкого идуховного тела человека: ствол, обвитый змеем** (отниза и до середины) – это позвоночник, вернее нервные каналы, идущие вдольнего, и змей Кундалини, спирально устремляющийся вверх, когда он пробуждён.Орёл и чаша наверху – это центры третьего глаза***(источник мудрости) и Чаши соответственно. Не на змея низшей энергии должноопираться искателям, но добыть власть над высшими центрами, и тогда всёустройство человека будет покоиться на скале духа. Геракл-Астрохитонрассказал также, что жители Тира (тирийский род) берёт начало из священногоисточника: три наяды обитали при древе оливы; раненные стрелами Эрота, они сочеталисьс «земнородными». После рассказа Геракл облёк слушавшего его Диониса в расшитыйзвёздами пеплос (одежду).– Три наяды при корне священной оливы напоминают нам о трёх Мойрах - Норнах прикорне Мирового Древа, связанных с источником. Дионис, прошедший Посвящение,облёкся в одеяние, сияющее звёздами, т.е. в одном из смыслов, стал сиять огнямицентров.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

* -Т.е. Бог небесных воинств, который в Библии, в Ветхом Завете, назван Саваоф(Цебаот).

** - В Археологическом музее г. Варна(Болгария) находится довольно большое количество каменных плит, на которыхизображены: слева – всадник на лошади, справа – дерево, ствол которого обвитзмеёй, а на вершине этого дерева сидит птица.

*** - Из древности дошли до нас предания оГлазе Птицы, символе мудрости и сострадания. Происходят они из Древнего Египта,где Гор, Бог-сокол, сражавшийся с Духом Зла, потерял в битве один глаз, которыйстал существовать отдельно от него, помогая людям. Его стали изображать как Оков Треугольнике, это стало одним из символов духовных тайных обществ, и, вчастности, масонским символом. Также есть предание, говорящее о том, чтодревнескандинавский Бог Один отдал один из своих глаз за обладание мудростью.

Продолжение следует