В 2020 году исполнится 85 лет со дня принятия Пакта Культуры – Пакта Рериха.
«Когда мир содрогается и в смятении мечется человечество, остается единственный путь спасения. Как же не осознать путь высший и творческий восхождения духа?! Именно, когда все старые пути оказываются разрушенными, когда старые энергии оказываются отжившими, когда сама планета перемещает свою кору, то как же не принять всем духом новые утверждения и перерождающие энергии, исходящие из мощи цепи Иерархии? Только так человечество может притянуться к высшим энергиям…» «Иерархия», 396.
Международный Договор о Культуре 1935 года стал важнейшим достижением на пути к победе гуманистического мировоззрения на нашей планете, ступенью к достижению столь необходимого миру равновесия.
Велика политическая роль этого Документа. Явившись первым законодательным актом, закрепляющим факт абсолютной ценности культуры, в первую очередь охраняемой в периоды международных конфликтов, Пакт Культуры открыл возможность принципиально новых международных отношений и в мирное время.
В силу привычек оценивать явления лишь по степени внешней яркости и масштабности, ещё нет достаточного осмысления этого важнейшего факта и события. Но, поистине, Новый Мир будет проявлять свои черты одновременно с достигнутой мерой осознания Пакта Культуры как ориентира в построении межгосударственных отношений нового типа.
Принятие Пакта Культуры вошло в список величайших исторических достижений человечества, а также умножило перечень героических трудов в области миротворчества. И для тех, кто мало знаком с учением Живой Этики, и для тех, кто под влиянием узкой церковности испытывает сомнения даже в величии творчества художника Н. Рериха, должна быть понятна великая миротворческая роль Договора о Культуре, несущего в себе мощь объединяющей человечество идеи охранения всего того, что служит воплощением Света, познавательных, духовных, творческих достижений всех народов.
Что важнее для современного человечества на Земле, истерзанной войнами, мотивированными религиозными и межнациональными противоречиями, чем продвижение идеи согласия на основе бережности к общечеловеческим достижениям светлого творчества и знания, обозначаемым возвышенным понятием Культура?
Пакт стал не только ещё одним шагом нашей цивилизации в сторону спасительного гуманизма («Красный Крест Культуры»), но действительно ознаменовал начало Новой Эры. Новый Мир заявил о своём приходе утверждением Знамени Культуры.
Эволюционным фактором Знамя Культуры становится по мере осознания достаточным числом людей необходимости всеми мерами укреплять в мировом общежитии народов объединяющие начала.
Идея Единого Света, идея Единой Высшей красоты бытия, выраженные в древнейшем Символе – это идеи, присущие всем религиям, всем формам культуры. Знание, мирное творчество, прекрасное искусство, выражающее сокровенную красоту жизни, сближают людей, разрешают противоречия, обусловленные разницей в уровнях сознаний и многообразием мышления.
Знак на Знамени – Знак Единого и Вечного Света, символизирующий Высшую Истину.
Все светлые нахождения народов в различных эпохах, во всём многообразии искания и творческих запечатлений достижений, явились вкладом в общую сокровищницу духовного опыта и созидательного творчества человечества.
Поверх всех разделений, религиозных, национальных, стирая временные границы, Знак на Знамени Культуры, символизируя великое Единство, «звучит» мощным призывом к исканию возможностей согласия и сотрудничества.
Знамя Культуры с символом Беспредельного бытия и Света, бессмертия духа и единства Миров, является Знаменем Иерархии Света.
Знамя поднято как призыв к объединению всех светлых сил человечества.
В 2020 году исполнится 85 лет с момента принятия Пакта Мира и поднятия Знамени Мира – Знамени Культуры. Мысли об объединяющей и возвышающей сущности культуры, осмысление явления Знамени и Символа – важнейшая часть работы по реализации возможностей, заложенных в факте Договора о культуре и в идее Знамени Культуры.
Е.И. Рерих в 30-е годы писала сотрудникам о необходимости вникать в сущность Знамени Мира, о необходимости ощутить красоту Символа, читая соответствующие параграфы Учения.
Всё, что написано Е.И. Рерих в годы работы над подготовкой Пакта, имеет ещё большее значение сейчас, когда снова нарастает напряжение в мире, обусловленное привычками строить взаимоотношения на утверждении коммерческих ценностей и отстаивании групповых интересов, групповых идеалов.
«…Яро никто сейчас не интересуется этими вопросами, яро касающимися Основ нашего Сознательного Бытия. Но яро никто не заботится о Нашем Главном Сокровище. Ярые живут как двуногие существа вне представления Мира в полноте его разнообразия бытия. Ярые принимают свою малую ограниченную Жизнь Мира видимого им за полноту Бытия. Но ярая Вселенная уявлена на неописуемом разнообразии и на ярой страстной делимости сфер сознаний» (из Записей Е.И. Рерих, 1953 г.).
Очевидное ухудшение условий жизни на Земле: экологические и социальные проблемы, многочисленные природные катаклизмы, – многих заставили искать и осмысливать Основы, которые Эпоха узкого материализма превратила в теоретические абстракции. Конец двадцатого и начало двадцать первого века – время, когда умножились сознательные искания знаний о Высшем Мире, знаний о Высших Руководителях Эволюции человечества и Космоса. Но главным импульсом к таким исканиям и основой преображения сознаний людей стало появление Учения Новой Эпохи (книги Живой Этики и наполненность пространства Иерархической Мыслью).
Современное человечество одарено возможностями прежде сокрытых знаний о духе, Космосе, эволюции. И востребованность глубокого Знания будет нарастать. Знамя Культуры поднимается как Знамя Познания и как призыв к новому уровню ответственности человечества.
Знамя символизирует начало сознательного сотрудничества человечества с Иерархией Света.
«Следует принять Иерархию как эволюционную систему. Духам, не изжившим рабства, можно повторить, что Иерархия совершенно отличается от деспотизма. Но даже трубочист должен взлезть на крышу, чтобы вычистить трубы; снизу этого не сделать. Нельзя составить симфонию без одного ключа для всех инструментов. Можно привести множество аналогий, начав с шутки и кончая трогательными примерами пчел, муравьев и лебедей, но лучше всего для современного человечества дать сравнение с безликой химией. Легко представить, что реакция может происходить лишь при точных условиях. Также Иерархия вполне соответствует астрохимическим началам, которые не дерзнет отрицать даже неофит науки. Справедливо мы уже согласились о важности открытия психической энергии. Для координации осознания ее необходима Иерархия, как облегчающее химическое построение». («Иерархия», 351).
…Нередко люди, даже читающие Книги Живой Этики, дающей знания о закономерностях действия тонких энергий, высказывают мысли о малой эффективности Пакта в современности, забывая при этом, что Армагеддон не закончен и что всё, направленное на очищение и просветление жизни, подвергается нападкам и извращению. Множество проявилось попыток снизить смысл Пакт Рериха, ограничить сферу его действия, а понятие культуры и по-прежнему не только раздроблено, но и затемнено. Заметим, что выглядит большинство действий, направленных на принижение и затемнение больших идей, вполне респектабельно, часто облекаясь в формы научной деятельности и общественно-политической активности.
Сегодня Знамя Мира поднимается над покорёнными горными вершинами, над многими государственными учреждениями. Но продвижение Знамени – это прежде всего продвижение соответствующих идей, поэтому более всего нуждается в утончении представлений о культуре, в знаниях, расширяющих представление о жизни и человеке.
Мир нуждается в высоковибрационной энергии мысли – главном и едином факторе действительного прогресса.
Знамя Мира можно понять, как активный призыв к углубленному познанию бытия, познанию высших возможностей духа. Е.И. Рерих, говоря о значении Знамени, акцентировала необходимость мышления о духе, о бессмертии. Понимание красоты Знамени Культуры будет расти по мере роста осознания нераздельности бытия, нераздельности Миров физического и Тонкого, в озарении их Светом Мира Огненного.
Очистить ключевые понятия культуры и красоты в настоящее время возможно лишь на основе знания о тонких энергиях. Не насаждением взглядов, но углублением знания продвигаются все лучшие идеи и проекты. С углублением знания входит в жизнь Знамя Культуры – Знамя красоты сознательного бытия человека.
Символ на Знамени – это символ Иерархии Света, направляющей процесс эволюции человечества. Поднятие Знамени над миром знаменует начало необычных преобразований в мире, начало утверждения мировоззрения Новой Эпохи, основанного на осознании Единства: единства человечества, Единства Миров, единства человеческой и космической Эволюции.
Знамя и Символ защищают все эволюционные искания, от напряжённости которых зависит будущее. Но подниматься Знамя должно там, где уже созрело понимание значения культуры как тонких и высших устремлений. Там, где не преодолена грубость, хаос, там рано поднимать знамёна Света. Именно над головами людей подниматься должно Знамя, лишь Мадонна Орифламма держит Знамя перед собою, как бы открывая его человечеству как священный Дар Мира Высшего.
Знамя Культуры может продвигаться лишь путями красоты и бережности.
«Пора усвоить, что Знамя Мира в первый раз поднято над Землёю. У Нас считают явление Знамени как соответствие Нашему стягу в Башне» (Е.И. Рерих «Листы Дневника 1931», с. 42).
Знамя Культуры – это Знамя Новой Эпохи, в которой Свет, Знание, Красота и сотрудничество с Силами Эволюции являются практическими основаниями строительства жизни.
Знамя Культуры содержит призыв к объединению всех светлых исканий и усилий, прежде всего в познании тонких энергий и высших возможностей человека.
Не следует думать, что только Общества Рериха являются идейными «правопреемниками» в задаче утверждения Знамени и реализации Пакта Рериха. Идеи Знамени с Символом Единства на нём – это идеи объединения всех созидательных сил человечества. Всякая светлая активность, все труды, способствующие развитию человечества в духе и мышлении, будут защищены Знаменем Культуры.
Именно с целью широкого внедрения идей культурного строительства одновременно с Пактом было инициировано создание Всемирной Лиги Культуры. Формы, соответствующие деятельности Лиги Культуры – и есть закономерная и гармоничная организационная основа для деятельности, направленной на продвижение Знамени Культуры.
Культура в Новом Веке расцветает познанием Огненной Стихии.
Мир нуждается в Знамени Культуры, но поднятие Знамени требует осознания тонкости процессов жизни.
Не благоговейный шёпот и не грохочущее празднование, но гармоничный ритм шага в Будущее приличествует всем явлениям Знамени Культуры.
Со Знаменем Культуры связана незримая духовная битва за Новый Мир, за свободу мысли и духа, за утверждение в мире ценностей знания и красоты, за улучшение условий для познавательной и творческой деятельности. Не приличествует движению светлому суета и торопливость. Грубость форм и напористость в действии разрушительны в отношении тонких возможностей.
На Знамени – символ Тонких принципов бытия. Знамя – начало нового, именно тонкого, отношения к жизни и ко всем жизненным действиям.
Знамя явлено как Защита в условиях разложения многих высших понятий для всех наиболее светлых и возвышенных явлений творчества и созидательной деятельности. Там, где условия человечности утверждаются во всей полноте понятия, там пусть поднимется Знамя Мира.
Идея культуры способствует пониманию необходимости очищения жизни, всех сфер деятельности: искусства, науки, образования, политики, экономики, – от грубости, своекорыстия, грубой конкуренции. Знамя Культуры будет защитой там, где борются за улучшение жизни людей, где утверждаются начала гуманизма и общинности.
Знамя Красного Креста послужило задаче охранения физической жизни человека, Знамя Культуры служит охранению возможностей развития сознания и духа человеческого.
Знамя Культуры позволяет объединять силы людям светлой направленности вне условно разделяющих границ наций, народностей, вероисповеданий, особенностей мировоззрения. Знамя Культуры – Знамя для всего человечества. Знак на Знамени является также древнейшим символом сердца.
Знамя Культуры, поднятое над учреждениями культуры, утверждает цели просветления и одухотворения творчества, цели познания тонких энергий культуры.
Знамя над научным учреждением – это не только защита свободы мысли, свободы исканий, но и призыв к познанию тонкого Плана действительности. Это призыв к познанию высших возможностей человека, к исследованию возможностей психической энергии.
Знамя над учреждениями искусства – это не только защита творчества и утверждение ценности искусства как главного средства утончения человека, но и призыв к исканию высшей красоты. Знамя Культуры открывает Эру сознательного стремления к Идеалу.
Знамя над школами и вузами призвано не только защитить институт передачи новым поколениям багажа знаний, но и акцентировать задачу гуманистической направленности знания: задачу служения знаний раскрытию высших способностей человека, познания Человека в его сокрытом потенциале и в единстве с беспредельной Природою.
Знамя над памятниками архитектуры не только утверждает необходимость сохранения их в первозданной идее и первоначальной красоте форм. Знамя культуры акцентирует внимание на необходимости находить формы красоты и в современном строительстве, опираясь на неизменные законы гармонии и ритма.
Знамя Культуры над библиотеками защищает ценность книги, содержащей знание, красоту, инициирующий огонь психической энергии. Но много пустых писаний, много вредоносных, искажающих истины великих Учений. Движение вперёд предполагает очищение полок от книг, содержащих лживые мысли и подложные сведения.
Знамя над храмами защищает все пути духа и напоминает о единстве Основ религий.
Знак Знамени Мира назван Знаком Трёх Владык.
Единый Божественный Дух, Явивший (в Обликах Будды, Христа и Магомета) человечеству идеи трёх основных религий, началу Новой Эпохи Явил Учение, очищающее великие истины прошлого и углубляющее Знание – Учение о Едином Огненном Начале и беспредельности сознания.
Знамя Культуры сегодня – это Знамя, явленное ради объединения всех искренних светлых стремлений человечества, разрозненных неведением.
«В Знамени Владык, конечно, не забыт символ Матери Мира, ибо Её знак – круг, как символ, обнимающий Вселенную…» (Е.И. Рерих «Листы Дневника 1931», с. 15).
«Нужно распространить Знамя Мира. Знамя… как громоотвод встанет над Землёю. Никогда Знамя не выявлялось как знак Нового Мира. Пусть поднимут люди знак спасения. Твердь уже трепещет, и токи раскалены! …
…Жар-цвет – Знамя Мира…» (Е.И. Рерих «Листы Дневника 1931», с. 19).
«…Истинно, Знамя Мира объединит все культурные задания и даст миру достижение, которое так необходимо. Так, несущие устремлённое искание откликнуться на все утверждения. Народы, истинно, объединятся под этим Знаменем» (Е.И. Рерих «Листы Дневника 1931», с. 19).
«При космических пертурбациях накапливаются очищающие огни, которые нагнетают атмосферу и устремляют огни на строительство Нового мира. Так на развалинах старого мира растёт новая эволюция и Эпоха Огня завершает Кали – югу и насыщает пространство огнём нового мира. Так всеобъединяющее Знамя Мира зовёт к чистому творчеству. Так утверждение Иерархии входит в жизнь» («Иерархия», 363, в другой редакции).
июль, 2019