Миру Новому

Преодоление кармы

окончание статьи

ЗАКОН КАРМЫ

Осмысливая особенности действия закона кармы, о которых говорилось в первой части этой статьи, получаешь впечатление, что буквально каждое наше действие является неизбежным следствием созданных нами же ранее причин, а те причины – следствие более ранних действий-причин, и так далее, «до бесконечности». Все наши поступки, все побуждения, заставляющие нас делать так, а не иначе, весь наш характер, предопределяющий нашу жизнь, получается, не формируются нами сейчас, в это самое время, когда мы действуем, решаем, реагируем на окружающее, а полностью обусловлены тем, что было ранее? Рождается множество вопросов:

Где же свободная воля? Неужели мы не можем вырваться из кармических цепей и изменить свой путь, осознанно выбрать, куда и как нам идти? Можно ли избежать дурных последствий, уже накопленных нами в прошлых существованиях, и в нынешнем? Или расплата абсолютно неотвратима?

Как вообще надо жить, чтобы по-настоящему учитывать закон кармы в нашей жизни, чтобы улучшить свою судьбу и спастись от угрожающих бедствий (которые рано или поздно придут к каждому)?

Как войти в «светлую полосу» жизни и сделать её постоянной? И возможно ли это вообще? И, наконец, куда мы идём, куда плывём «по реке жизни», направляемые кармой, что будет дальше? И перестанем ли мы когда-нибудь создавать новую карму?

Карма, безусловно, может быть изменена сознательными усилиями, и из «порочного круга» кармы есть выход. Порочный круг можно рассмотреть на примитивнейшем примере: получил от недруга удар – обозлился – нанёс ответный удар – заработал очередной удар в наказание – обозлился – … и так до бесконечности. Как выйти из порочного круга? Во-первых, надо осознать, что он есть; во-вторых, единственное, чем мы можем управлять в этом «круге», в этом сцеплении процессов, психических и физических, это собственные реакции. Удержитесь от мести, от негативных реакций, от посылаемых проклятий и импульсов злобы – и сможете прекратить дурную цепь кармических процессов.

«…наша мысль, воля или энергия могут изменить карму, если было бы иначе, мы никогда не вышли бы из этого заколдованного круга» (Письмо Е.И. Рерих от 28.11.1944 г.).

Как же жить, чтобы избежать дурной кармы и накапливать хорошую? Ответ, казалось бы, очевиден: не делать дурного, не причинять страданий людям, делать добро, заботиться, спасать, делать людей счастливыми. Это хорошо, но не всё здесь так просто. Нужно очень хорошо понять, КАК ИМЕННО надо делать добро и воздерживаться от зла – от правильного понимания полностью зависит успешное следование закону Кармы.

1. Надо стараться не причинять вреда, не становиться причиной страданий живых существ; стараться ни прямо, ни косвенно не увеличивать количества страданий вокруг себя, в стране, на планете. Но надо хорошо осознать, что увеличивает эти страдания. Обычно мы судим по себе, что хорошо и что плохо; часто нам даже в голову не приходит, что то, что для нас не имеет значения, или даже хорошо и приятно, для других может быть ужасно и мучительно. Нужно твёрдо запомнить, что люди разные, и даже если мы не понимаем, почему наше поведение явно причиняет боль человеку, с которым соприкасаемся, надо не прощать себе это («сам он, дурак, виноват», «почему так реагирует на обычные вещи», «ненормальный, что ли»), а прекратить мучительство. Постоянное проявление такта (т.е. если и не понимания, то хотя бы допущения того, что люди могут реагировать не так как мы) необходимо и с теми, от кого мы зависим, и с теми, с кем мы не связаны, но особенно – с теми, кто зависит от нас.

Надо всеми силами избегать любых проявлений мстительности (о крайней опасности мести для самого мстящего известно давно и всем, и повторять это не нужно).

Вред нанести можно не только активными действиями, словами и мыслью; очень много вреда проистекает от холодного равнодушия, от отсутствия привычки считаться с окружающими, задумываться о неочевидных последствиях собственных действий или бездействия, от нежелания бросить взгляд вокруг – нет ли рядом страдающего существа, которое нуждается в помощи.

Не только прямые ущербы, наносимые нами, ткут нам тяжёлую карму, но, например, «воспитываемые», вырабатываемые нами в других качества характера: постоянно соприкасаясь с людьми каждый из нас в действительности принимает активное участие в формировании характеров –наши выявления «обтёсывают» стороны психики многих людей. Ярко влияние это проявляется у людей с их близкими (родственниками, друзьями, сотрудниками). Но для этого мощного влияния не нужно быть как-то особенно близкими, постоянно соприкасающимися, даже вообще знакомыми: достаточно одной мимолётной встречи, когда ваше выявление может незаметно для вас произвести огромное впечатление на кого-то, запечатлевшись в его памяти как мысль, которую слышали от вас, образец поведения, который вы являли, и т.д.

А в случае, когда вы играете социальную роль с определённым статусом: руководитель, учитель, врач, специалист, чьё мнение уважают, учёный… – тем сильнее будет ваше воздействие на окружающих, тем большее количество людей окажется под вашим влиянием. Колоссальная же ответственность за все выявления ложится на тех, кто имеет дело с очень большими людскими аудиториями: управляющие государством, журналисты, популярные деятели искусства… Если бы, например, творцы некоторых чудовищных фильмов, растлевающих сознания смотрящих людей (растлевающих, показывая, например, яркое и привлекательное зло на фоне унылого и невыразительного «добра», изображая плохие явления хорошими, показывая преступления морально допустимыми…) вместо изготовления этих фильмов занимались грабежом на больших дорогах, карма их была бы куда менее тяжёлой, чем сейчас. Ведь дурные семена, посеянные в души людей, обязательно взойдут, и последующие дурные действия ухудшат положение многих и многих людей. Хороший и сознательный человек не даст дурной поросли расти из своей души, но обычное большинство просто не заметит, как начнёт неосознанно воспроизводить образцы поведения циничных политиков («а почему государство что-то должно вам давать?»), разрешит себе поведение аморальных киногероев («ну и что, что берёт взятки, ну и что, что совершает преступления, зато любит и спасает своих друзей»), выскажет отвратительные суждения некоторых журналистов как свои собственные («эта нация – плохая и наш враг», «эти протестующие люди – отщепенцы, враги народа» и т.д.).

2. Надо делать добро, надо приносить благо. Но что есть благо для человека? Надо хорошо это понимать, ведь большинство не способно даже понять, что есть благо для них самих: стремятся к тому, что неизбежно делает их несчастными, и как будто специально избегают всего себе полезного! Конечно, правильно жить надо начать немедленно. Поэтому и добро надо делать сейчас – как умеешь и как понимаешь. Но при этом обязательно осознавать, что наше понимание блага ограничено и должно быть углублено. Ради себя и ради других надо стараться понять, в чём действительное благо человека. А оно состоит в расширении сознания, в очищении психики от грязных составляющих элементов, предопределяющих нечистые реакции на всё встречаемое нами каждый день, что приводит к дурным последствиям. Это очищение, расширение и углубление сознания – ближайшая ступень развития, доступная абсолютно каждому.

Стараясь не делать людей несчастными, надо ещё и стараться делать людей счастливыми, насколько это возможно и насколько это согласуется с их подлинным благом. Например, усиленно советовать, прямо толкать человека к действиям или связям, приносящим много денег или успешную карьеру – ценой счастья, ценой возможностей нормальной жизни, возможностей развития – это значит не приносить благо, а огромный вред.

3. Делая добро и не делая зла, нужно избегать неправильного понимания своей роли в отношении себя самих, других людей, общества в целом.

Понятно, например, что служа высоким Идеалам (справедливость, Общее Благо…), надо всё время проверять себя: не произвели ли мы подмену этого высокого служения (которое часто приносит очень много трудностей и требует от нас существенных вложений и даже жертв) служением себе, или интересам какой-либо группы или организации (подменяющей собой эти идеалы: «наша организация служит Общему Благу, поэтому служить ей – значит служить Общему Благу», и т.д.). То есть каждый должен постоянно исследовать свои побуждения и свои действия, так можно уберечься от дурной кармы.

Но при этом нельзя, ссылаясь на карму, пренебрегать исполнением своего долга. Ведь занимая определённые места в жизни других людей, мы принимаем на себя определённые обязанности, и от нас ждут их исполнения, на нас рассчитывают. Понятие своего долга должно постоянно осмысливаться каждым человеком. Пренебрегать долгом под видом соблюдения закона Кармы нельзя. Например, нельзя убивать. Но если вы воин, сражающийся за свой народ, если вы служитель порядка, пытающийся защитить людей от действий преступников – ваш долг должен быть исполнен, невзирая на возможность получения дурной кармы (которая в этом случае будет совсем иной, нежели карма преступника или карма должностного лица, выполняющего явно преступные приказы).

Также нельзя отказывать людям в помощи, говоря себе: «это не моя карма», или «это его карма, а я здесь ни при чём». Подспудная мысль здесь обычно такая: «я не хочу вмешиваться, я не хочу связываться, я не хочу иметь с этим ничего общего». Увы, некоторые люди, боясь создать новую карму с кем-либо, отказываются оказать помощь, воспитывая в себе равнодушие к людским несчастьям и тем только усугубляя свою дурную карму.

Оказывать или не оказывать помощь – это непростой вопрос. Конечно, надо помогать, если просят (правда, надо помогать правильно), конечно, надо помогать, даже если не просят, но явно нуждаются. Но бывают случаи, когда данный человек не должен помогать не просящему, а иногда даже просящему помощи конкретному человеку. Это зависит от кармы помогающего, и очевидность здесь не поможет понять, тот ли это случай. Это очень важный, сложный и ответственный вопрос. Ведь бывает, что вся очевидность говорит: «ты не обязан помогать этому человеку», а в реальности у тебя появилась уникальная возможность отдать старый долг и развязать давний узел кармы, может быть в корне изменив свою дальнейшую судьбу к лучшему. Конечно, чаще всего правильнее (и выгоднее в кармическом плане) помогать, даже если не знаешь, твой ли это долг. Но эта помощь не должна привести к вампиризму и к ущербу, который потерпят другие люди через твою помощь кому-то.

Как распознать правильность действий? – Давать и помогать, и делать людей счастливыми, но помня о соизмеримости и стараясь почувствовать сердцем, что надо делать.

Е.И. Рерих в одном из своих писем говорит: «Также старайтесь не думать – не связывает ли Вас карма с теми или иными людьми. Ибо, истинно, иногда лучше в неведении отходить от кармических узлов, завязанных в прошлом. Следуйте непосредственному указанию сердца, но только самому первому импульсу его. И никогда не стремитесь чрезмерно выдавать свою энергию там, где много неясного и запутанного. Помощь проста – указать Путь, открыть окно в беспредельные Просторы, где столько возможностей и дух может избрать. Также никто не может изменить никому его карму. Лишь проявление личной сильной воли и устремление к расширению мышления и сознания утвердит новый путь. … Истинно, принятие Учения и горение сердца могут изменить карму.

Конечно, радость даяния – самая большая радость, и потому так осторожно нужно охранять этот дар в себе и не расточать его без пользы и даже во вред своему особенному сейчас состоянию… Помните о великой соизмеримости, без неё нельзя ни расти, ни строить» (Письмо Е.И. Рерих от 19.06.1952 г.).

4. Что будет, если творя добро, накапливать благотворную карму, и не творя зла, не накапливать плохой? Одно из двух: если вы будете находиться в низшей плоскости, занимаясь внешними и примитивными вещами, вы на какое-то время обеспечите себе относительное благополучие, внешнее, разумеется, но рано или поздно вам предстоит падение (дело в том, что всё в мире развивается циклически, взлёт сменяется спадом, спад взлётом, и так далее); если же вы постараетесь выйти из низшей плоскости вверх, вы перейдёте на новый уровень кармы, и получите возможность дальнейшего восхождения…

Первый из названных вариантов иллюстрирует один буддийский рассказ (скорее всего, не притча): «Один монах начал опекать двух молодых послушников – по просьбе своего умершего друга, отца этих юношей. Видя, что они без рвения работают над собой, он повёл их в некое место, где показал им ад (адское состояние) со всеми его ужасами, и там были приготовлены два места – для этих молодых людей. Сильно испугавшись, они стали очень прилежными, стали накапливать хорошую карму, и через некоторое время наставник показал им рай (высшее состояние), где были приготовлены для них места. Восхитившись увиденным, юноши стали ещё прилежнее работать над собой. Но через некоторое время наставник снова показал им ад, и места, предназначенные для них. На их испуганные вопросы ответил он, что всё в этом обусловленном мире подчиняется закону циклов, и рано или поздно взлёт сменится падением. Осознав, что были мотивированы неправильно, действуя из страхов и низших желаний, молодые монахи пожелали выйти из состояния низшего, животной обусловленной жизни, и достигли Просветления».

Если мы будем «практиковать» накопление «хорошей» кармы и отказ от плохой, действуя только на самом внешнем, примитивном, грубо материальном уровне, и с неправильной мотивацией (желая себе радости и выгоды – т.е. не себе настоящему, а своей животной неразвитости), – мы на какое-то время внешне улучшим своё положение, но удержаться на этой низшей плоскости не сможем, и падение вниз неизбежно.

Чтобы реализовать второй вариант – выйти на новый уровень кармических взаимоотношений с миром, – надо преодолевать свою животную природу, становиться более духовными, чистыми от всяких форм эгоизма, сердечными и утончёнными, и в основу осознанных действий по «управлению кармой» обязательно положить единственно правильные мотивы: я накапливаю хорошую карму ради блага всех живых существ, я сострадаю им и хочу избавить всех от страданий! Если не это будет основой вашего мышления, ваших слов и действий – никакого успеха вы ни в чём не достигнете.

5. Делать добро и не делать зла, постоянно углублять понимание себя и других, чтобы правильно оценить, в чём благо и что надо делать – всё это хорошо и правильно, но этого недостаточно. Почему? – Потому, что трудно осуществимо. Всё вышесказанное можно хорошо осознать, со всем согласиться и даже принять твёрдое решение действовать именно так. Но когда начинаем пытаться, выясняется, что почти ничего не получается: мы всё время «забываем» о принятом решении, а если даже и помним, поступаем всё равно по-старому.

Дело в том, что наше поведение полностью обусловлено нашим тонким телом, состоящим из психических энергий – санскара-скандх, о которых шла речь в первой части этой статьи. Мы сами накопили эти частицы-скандхи за эту жизнь, и за многие предшествующие воплощения. И особенно сильные черты характера, сложенные нами издавна, не исчезнут, не преобразуются сразу. Поэтому мы должны исправлять себя, создавая себе фактически новое тонкое тело, новый характер (и это касается на только молодых, этим надо заниматься до самой смерти); это долгий, подчас мучительный процесс, но результаты его ослепительно прекрасны (поверьте, даже если вы в этом нескоро убедитесь), и это самое выгодное во всех отношениях предприятие, в котором может участвовать каждый человек! Подумайте, вы навсегда избавитесь от угроз и мучений, вы обеспечите себе счастье и интереснейшую судьбу, пусть даже во всей полноте это проявится и нескоро.

Вообще-то, у вас нет выбора: либо вы чистите свои Авгиевы конюшни и восходите к лучшей и сияющей жизни, либо вы затуманиваетесь и загрязняетесь, и опускаетесь постепенно всё ниже и ниже. Дело в том, что нет ничего неподвижного в мире, и можно либо осознанно и с усилием идти вверх, либо неосознанно погружаться в трясину. Умирать никто не хочет, поэтому надо идти.

Как это сделать? Как исправлять характер, как соткать себе новое чистое тонкое тело?

Начните с постоянного осознания себя внутреннего. Помня, что в вашей основе – бессмертный дух – огонь на престоле вашего сердца, постоянно разглядывайте каждое своё психическое выявление: появляющиеся мысли и желания, реакции на всё увиденное и услышанное, на других людей. Разглядывайте эти выявления как отдельные от вас, они и правда только оболочка, а не вы сами, но именно они ткут вашу карму, направляя вас по жизни и затрагивая других людей, и даже участвуя в построении общей психической атмосферы вашего дома, города, страны, всей планеты. Научитесь сначала просто видеть их, хорошо их разглядеть и осознать: вот они, в этот момент они появились, вот их причина, они направлены туда-то, если дать им ход, будет такое-то следствие, и т.д. Постепенно вы сможете установить, говоря образно, из какой части вашей души выглядывает ангел, а из какой – жалящая гадина, и научитесь лучше проявлять одни и сдерживать другие.

Но при этом надо помнить: речь здесь идёт только о свойствах внешней оболочки вашей – о психическом существе, о внешних энергиях. И созерцает их сердце, ваше сердце, носитель духа и сознания. Сердцу-духу служит глазами ум, сам по себе он не управитель, он только инструмент. Помня о сердце – носителе вашего бессмертного духа, и научившись видеть свои внешние психические проявления как бы со стороны, вы постепенно почувствуете, осознаете новые энергетические проявления, идущие уже на другом, более высоком уровне, чем обычные чувства - эмоции, генерируемые санскара-скандхами. Эти новые проявления ваши будут исходить из сердца, питаться сердечной энергией; они будут непререкаемы, мощны и прекрасны – это проявления нашей бессмертной сущности. Когда управление вашей жизнью возьмут на себя энергии вашего сердца, а не конгломерат низших эмоций, вы перейдёте на совершенно другой уровень кармической деятельности, и тёмные трясины останутся в прошлом.

«Вы спросите – как изжить карму? Ответ на это был дан Владыкою Буддою – карма изживается совершенствованием всех элементов, входящих в строение нашего существа. Карма слагается из наших мыслей, побуждений, слов и поступков. Мысль есть главный фактор в создании кармы, и потому так важно работать над расширением сознания. Мысль есть двигатель мира. Учение Живой Этики утверждает, что карма не может утяжелить гармоническое существо» (Письмо Е.И. Рерих от 28.06.1948 г.).

Какая карма ждёт нас, когда мы сможем выйти на принципиально новый, духовный уровень бытия? – Следующая ступень, которая нас ждёт – это способность сознательно творить свою карму. «Наступающая Эпоха приоткроет и завесу над Миром Надземным. Многое станет очевидным и доступным земным чувствованиям. ... Границы между духовным и материальным, между земным и надземным начнут постепенно стираться, и люди ещё при земной жизни будут сознательно готовить себе приложение в Мире Надземном. Сама земная жизнь не будет бессмысленным обрывком, но явится сознательным творчеством, выполнением и продолжением принятого на себя задания в обоих Мирах. Именно, мы начнём сознательно ткать свою КАРМУ. Можно представить себе, как облагородится и ускорится эволюция…» (Письмо Е.И. Рерих от 2.09.1946 г.).

Внимательно прочтите эти фрагменты Писем Е.И, Рерих о карме:

«Человек переходит в Тонкий Мир со всеми своими пороками и добродетелями, именно, он вполне сохраняет свой характер. «Язвы духа переносятся в Мир Тонкий, если они не изжиты на Земле». Также разве не Сказано: «Сеятель здесь и жнец там», в Тонком Мире. Более того, все наши свойства и качества утончаются или усиливаются там, потому злобные здесь становятся там ещё яростнее и т.д. …

Каждое эго при каждом своём новом нарождении сохраняет и приносит с собой весь прежний багаж. Куда же может деваться весь накопленный опыт? Ведь не только каждое наше действие, но каждая мысль создаёт вибрацию, и именно эти вибрации являются энергиями, входящими в строение всего человека, как объективного, так и субъективного. Именно эти энергии, порождённые человеком, и являются его неотъемлемым достоянием (кармическим), которое сопутствует ему и в его новой земной жизни. Кармические следствия прошлой жизни следуют за человеком, и человек в следующей своей жизни соберёт запечатлённые им энергии или вибрации в астрале, ибо ничто не может произойти из ничего, и потому и существует связь между жизнями, и новая тонкая оболочка слагается из прежней. …»

(Письмо Е.И. Рерих от 5.07.1938 г.).

«Конечно, все происходящее с человеком входит в круг его кармы. Но у человека имеется свободная воля, и эта победительница кармы должна воспитываться на благих устремлениях и укрепляться на сознательном противлении всему злому, следовательно, и всяким привычкам, порождениям старой кармы.

…человек не хочет осознать, что он «беспрестанно находится в трёх битвах. Первая будет между свободной волей и кармой. Ничто не может освободить человека от участия в столкновениях этих начал. Вторая битва бушует вокруг человека между развоплощёнными сущностями добра и зла. Так человек становится добычею одних или других. Невозможно представить себе ярость темных, пытающихся овладеть человеком. Третья битва шумит в бесконечности, в пространстве между тонкими энергиями и волнами хаоса. Невозможно человеческому воображению охватить такие битвы в Беспредельности. Ум человеческий понимает земные столкновения, но не может он, глядя в голубое небо, представить, что там бушуют мощные силы и вихри. Только овладев чувствами земными, может человек помыслить о невидимых мирах. Нужно привыкать к таким мыслям, только они сделают человека сознательным участником сил беспредельных» (Надземное, 161)».

(Письмо Е.И. Рерих от 13.08.1938 г.).

«На Ваш вопрос, приходит ли человек на Землю с определённою задачею, могу ответить, что каждый дух имеет определённое задание с момента зарождения его человеческого сознания, именно задание самоусовершенствования. Но кроме того каждая продвинувшаяся душа сама или по указанию Сил Света избирает себе определённое воплощение и задание, согласно её желаниям и устремлению. И размеры этого задания определяются самим выполнителем в полном соответствии с его способностями и силою устремления. Конечно, у большинства человечества даже желания настолько слабо оформлены, что они рождаются, влекомые лишь кармическим притяжением и забыв и о своём основном задании совершенствования».

(Письмо Е.И. Рерих от 12.01.1940 г.).

«…карма, будучи многообразным фактором космических и человеческих проявлений, ибо она лежит в основании Бытия, является законом Любви! Любовь же, как утверждают даже средние поэты, сильнее смерти! Но и мы скажем – Любовь есть Жизнь Вечная!

Карма лежит в основании Космического Магнита и мощнее и прекраснее всего проявляется в Любви. В Учении Живой Этики сказано, что карма Космического Права, ткущая свой узор на протяжении тысячелетий, – рычаг самый мощный. Истинно, этот рычаг является зачинателем и спасителем миров.

Конечно, карма есть понятие, имеющее много значений, так же как и особый термин для каждого её аспекта. Как Космическое Начало карма есть вечное действие, порождающее Мир причин и следствий в их полном соответствии и соизмеримости. Но карму можно назвать и Высшей Гармонией, ибо она не только действие, но приноравливание следствий этого действия, и такое приноравливание уже есть искание совершенствования или гармонии во всех проявлениях. Эволюция возможна именно на уявлении закона кармы. Когда же карма уявляется на плане человеческого проявления, она становится законом «Этической Причинности» или следствием проступка, совершенного с эгоистической целью и нарушившего тем закон гармонии. Божественный дар человеку – его свободная воля – разворачивает этот закон в величественную, прекраснейшую, но и грозную мощь страданий и радостей, подъёмов и падений в вечном совершенствовании, в труде, и творчестве, и любви. Так, Венец Кармы – вечное Созидание в Любви, Красоте и Гармонии. Помните, как Сказано: «Энергия и Воля – властители кармы» (Агни Йога, 127). Озарение, достигаемое человеком на пути совершенствования, делает его Архатом, или Владыкою Кармы. Закон причин и следствий непреложен, именно эта непреложность его и даёт человеку овладеть этим законом, и тогда он может сам избирать свой путь и закладывать те причины, которые должны принести желаемые им следствия. Дух, закончивший свою земную карму, может для ускорения планетной эволюции начать новую карму и на той же Земле, и, действуя уже в знании и согласии с законами природы, он все же принимает на себя ответственность за эту новую карму, но такая карма не может усложнить тело гармоническое. Люди должны знать и не забывать, что главная тягота и опасность не от внешней кармы, но от кармы внутреннего человека, и такая карма творится человеком ежеминутно мыслью, словом и делом, и главным образом мыслью, ибо энергия мысли есть самая мощная творческая сила. Именно мысль создаёт наше бессмертное «Я». Но не только Архат, но и ученик, обладающий уже очищенной и дисциплинированной волей, может облегчить и изменить качество своей кармы и с помощью Учителя миновать многие опасности. «В воле, в устремлении и в глубине доверия к Иерархии Света лежит одна из побед над кармой».

Сама по себе карма есть истинно прекрасный закон. Карма есть наше неотъемлемое, неповторимое индивидуальное творчество и достижение. Неповторяемая сказка нашего бытия. Каждый имеет свою Книгу Жизни, и карма вписывает в неё до мельчайших подробностей все движения нашей души, весь рост и раскрытие потенциала нашего духа. И хотя накопленные нами опыты и заработанные дарования не могут выявиться все одновременно в одном воплощении в определённом ограниченном физическом теле, все же они придают особую тональность и магнетичность нашей временной личности и помогают синтезу сознания.

Я часто думаю, как мы должны любить нашу карму, чтобы сделать её Книгою Прекрасною. Ведь «атомистическая энергия кармы, сознательно ткущейся, – сильнейший рычаг» (Иерархия, 26).

Но люди не признают, что их судьба находится в зависимости от их сознания, и боятся кармы, понимая её односторонне, как только воздаяние или возмездие. Но они должны смотреть на неё как на своё самое большое сокровище, в ней все наши чаяния, мечты, все достижения и возможности. Только этот сложенный нами индивидуальный узор или поток (как говорят буддисты), или магнитный огненный вихрь, называйте как хотите, привлекает все возможности и приносит завершение сокровенной мечте. Тот, кто любит созидание, творчество, должен полюбить и творчество своей кармы.

Карма, ткущаяся свободною волею, побеждает карму космическую или безличную… Космическая, безликая карма, в основе имеющая живоначальную мощь огня пространственного, в котором преобладают тонкие и творческие энергии, слагается на основе этих тонких энергий, потому в Космосе живёт преобладание гармонии над дисгармонией и ДОБРА над ЗЛОМ. Если было бы иначе, никакая эволюция не была бы возможна. Потому не будем страшиться кармы космической, но, помня нашу взаимную с нею зависимость, приложим добрую волю и прекрасные устремления, чтобы в сотрудничестве с космическими энергиями и законом кармы создать лучшую страницу нашего настоящего земного существования. Переустройство мира идёт!

Вы спрашиваете… «как человек, который уже перегнал свою карму, очистив и облагородив все свои низшие принципы, следовательно, сделавшись неуязвимым для более грубой кармы, заплатит за грубые грехи?». Но именно облагораживание качеств и свойств и очищенная внутренняя сущность его создают и очищение и оздоровление окружающей атмосферы, его магнитные излучения привлекают лучшие вибрации и подымают настроение и сознание людей, приходящих в соприкосновение с ним. Ведь в каждом воплощении среди встреченных людей больше половины наши кредиторы и должники, и тогда такая духовная терапия при соприкасании с излучениями очищенной внутренней сущности действует много сильнее земных мер расплаты. «Помощь в духе – наисильнейшая», хотя, может быть, она и не осознается получающими её. Очищенная внутренняя сущность человека уже не несёт на себе духовных язв, которые слагают такое тяжкое пребывание в Мире Надземном и влекут в такие же тяжкие слои в сфере земной.

Хочу закончить мысли о карме параграфом из «Надземного»: «Вы знаете древний Завет о лёгкой карме. Человек во время многих земных странствий накопляет тяжкий груз причин, порождающих следствия неизбежные. Не следует полагать, что груз кармы слагается лишь из отвратительных преступлений. Он постепенно нарастает из действий лености, грубости, неблагодарности и многих черт невежества, но за все придётся заплатить, и такая плата неизбежна.

Но Завет говорит о лёгкой карме – что же это значит? Свободная, добрая воля может умягчить суровость кармы. Но для этого человек в земной жизни должен уже признать, что за ним волочится длинный хвост неизжитых преступлений. Человек может в силу такого осознания терпеливо переносить невзгоды и может своей волей даже уменьшить их, так слагается лёгкая карма. Там, где невежда должен заплатить суровую мзду, там расширенное сознание поможет внести лёгкую плату. Таким образом, человек, расширяя сознание, помогает себе облегчить путь.

Завет лёгкой кармы относится как к земной, так и к Надземной. И среди Тонкого Мира человек может познать, за что платит он, и может удивиться, что ярые действия его оценены не по его разумению. Малое действие иногда ценится дороже; так пусть сердце человека поможет распознать. Мыслитель говорил: "Счастье в том, что нам дана возможность самим назначить плату за труды"» (815, Надземное)».

(Письмо Е.И. Рерих от 17.06.1946 г.).

«Вы спрашиваете: «Можем ли мы сознательно подготовить новую карму, находясь в Тонком Мире?» Сознательному духу все возможно, но для этого нужно именно уявиться на чётком сознании, не только на физическом плане, но и в тонких сферах. У многих людей, если начать проверять их сознание, обнаружится весьма смутное понимание о самых насущных законах бытия. Как же смогут они сознательно подготовлять для себя новую карму, не имея ясного представления о ней и законах, которые управляют ею? Для сознательного существования в Тонком Мире люди должны, прежде всего, осознать значение и мощь мысли не только на физическом плане, но именно в Мире Тонком, где все творится, все движется только мыслью. Мысль есть главный рычаг мироздания. Мысль есть двигатель мира. Сила мысли, осиянной любовью, беспредельна».

(Письмо Е.И. Рерих от 28.06.1948 г.).

«Старайтесь понять мудрость кармы, которая оберегает узы любви. Кто усвоил беспредельность нашей жизни, нашего растущего сознания и карму, отсюда проистекающую, тот знает, что карма приводит нас к великому знанию и ткёт свой узор в точном согласии со свободной волей человека. Пусть воля эта будет благой, полная любви и устремления. Ибо любовь прежде всего куёт неразрывные узы во всех мирах.

Осознание основ, законов Бытия помогает нам творить лучшую карму, ибо карма творится прежде всего мыслью, побуждением; слово и действие – второстепенные факторы. Ваше новое понимание и устремление к знанию Надземного Мира уже творит лучшую карму, и связь ваша с [теми, кого любите] укрепится сильнее, ибо вы уже сознаёте неразрывность её. Осознание есть уже частичное овладение».

(Письмо Е.И. Рерих от 15.10.1948 г.).

«…психическая энергия… уявляется на страстном накоплении при сердечном устремлении, при утончении мышления и становится ведущим началом в кармическом потоке человека. …Мощь и красота психической энергии при её утончении беспредельны».

(Письмо Е.И. Рерих от 18.11.1948 г.).

«Знание не лишает нас радостей, наоборот, оно окрыляет и помогает переходить бездны на крыльях Знания и Помощи посылаемой. Также и карма прошлых ошибок неизбежна, но при знании, при Высшей Помощи, смысл её преображается и она утрачивает остроту своего жала. Люди не хотят осознать, что весь смысл, вся радость, вся мощь приходят с расширением сознания, с достижением внутреннего знания, которому становятся доступными рекорды будущего и открывается величайшая Библиотека знаний прошлых, настоящих и будущих. Все это не сказка, но прекрасная Истина. Потому будем мужественно твердить о необходимости достижения внутреннего истинного знания. Когда будет лучше понят и изучен тончайший организм человека, когда древнее изречение «Макрокосм и Микрокосм – едины» станет не трюизмом, но насущным пониманием, тогда и Карма Мира преобразится. И это придёт!»

(Письмо Е.И. Рерих от 1.10.1949 г.).

«Трудности – великая школа жизни, напрягающая наши способности, наши центры, которые только тогда могут запылать именно в напряжении. Сколько прекрасных достижений бывают не замечены нами, ибо они совершаются в великом напряжении и на плане невидимом. Сколько прекрасных огней зажигаются и становятся путеводителями нашими. Хвала препятствиям и трудностям.

Благополучие – смерть духа. Трудности вырабатывают в нас необходимые качества для продвижения на духовном плане. Когда-то люди поймут, что они потеряли, избегая трудности и рождаясь в лёгких условиях. Великие Учителя выбрали самые трудные жизни и стали Владыками Кармы. Карма побеждается трудными жизнями. Венец достижения складывается из терний, не из Лавров земных».

(Письмо Е.И. Рерих от 21.04.1951 г.).

«…приходится претерпеть, все должны пройти более или менее трудным путём. Карма изживается не в довольстве и в окружении только друзьями, но на встречах с обиженными нами и ставшими недругами нашими. Без изживания кармы или значительного погашения её трудно подойти близко к Служению и Великим Наставникам. Часть кармы должна быть изжита, и, конечно, чем ближе окончание пути, тем больше нагромождений для изживания встречаются нами. Но лучше изжить на земном плане, нежели нести их в Мире Тонком».

(Письмо Е.И. Рерих от 11.03.1953 г.).

«Главное, не устрашайтесь! Даже большие люди бывают подвержены страхам и тем нарушают карму не только свою, но и общую. И это так грустно, ибо час осознания своего малодушия наступит неминуемо и необходимость искупления, уже в более трудных условиях, остро встанет перед ними, истинно, придётся изживать вибрации малодушия, запечатлевшиеся крепко во внутреннем существе, ибо нет иного пути. И откуда иначе придёт необходимое усовершенствование? Итак, гоните все страхи».

(Письмо Е.И. Рерих от 26.06.1953 г.).

«Сознание человека – его карма, от которой не уйти. Причина и следствие неотделимы, и, если человек сам не сдвинет своё сознание, никто другой не может это сделать».

(Письмо Е.И. Рерих от 18.09.1953 г.).