Миру Новому

Об открывшейся экспозиции картин Рериха на ВДНХ (Музей Востока), а также о красоте и культуре.

В образах красоты находит своё выражение высшая суть бытия. Красота – песнь Вселенной. В красоте Небо сходит на землю.

Зов Красоты вечен, но истина о красоте, зов к красоте – самая насущная мера, спасительная для современной цивилизации.

Великое искусство воплощает свет красоты и сохраняет его для будущих поколений.

Бережность и внимание к великим произведениям искусства является основой культуры и непременным условием поддержания и нарастания культуры в стране.

Множество размышлений вокруг понятия красоты и представлений о прекрасном дал Век уходящий, но многословие затемнило основные смыслы, лишило жизненности и практичности жизненно важные истины. Искусство с его бесценными возможностями – озарять дух и разум, утончать восприятия, оздоравливать и вдохновлять, часто становится в современном мире игрушкой и средством личного обогащения в руках торговцев и мошенников.

Поднять искусство на уровень высших ценностей страны, открыть народу возможность общения с прекрасным искусством, воспитанием вкуса поднять культуру в стране – главные задачи государства и общественности, особенно сейчас.

По многим пророчествам, касающимся будущего России и её роли в обновлении мира, основою грядущих преобразований явится духовное стремление людей к более утончённому взаимодействию с энергиями бытия, нарастающая чуткость восприятия, отторжение грубости во всех её проявлениях. Это тонкое стремление выражается в понятии Красота и находит своё выражение в новом осознании ценностей культуры.

Знамя Культуры 1 , возвещающее начало Эпохи Культуры – Эпохи Света и Красоты, поднятое над миром благодаря подвижническим трудам величайших русских гениев – Н. Рериха и Е. Рерих, является величайшим мировым достижением светлой мысли и воли – поистине, спасительным для планеты.


1. Явление Знамени Культуры отнюдь не ограничивается охраной существующих памятников культуры, оно величественно, глубоко, ещё не осмысленно человечеством. В нём выразился призыв к единению вокруг общечеловеческого идеала светлого жизненного строительства на основе осознания истины о беспредельности бытия в единстве миров зримого, Тонкого и Высшего.

…Живопись Н. Рериха – явление искусства Новой Эпохи, ориентированного на искание высшей красоты бытия и новых возможностей для её воплощения.

И живописные труды Рериха, и его литературно-художественные работы, и его общественная деятельность, были посвящены единой цели – поднять значение культуры, вернуть миру идеал Красоты.

Искусство Рериха обращено к глубине сердца, именно сердце знает, что Красота не абстрактна, не относительна, стремление к прекрасному – это стремление к высшему бытию, в осознании возможностей духа и мысли.

Величие значения искусства особенно проявляется во времена затемнённости высших понятий; поверх всех принятых условностей великое искусство стремится возвратить людям их утраченную способность вдохновляться, испытывать озарения, восходить к восприятию жизни высшей – по мосту Красоты.

Мир творчества уходящей Эпохи перенасыщен образами зла и порока, люди разучились воодушевляться светлым и прекрасным. Но живопись Рериха – это мир Света, это сияние красоты: прекрасны утончённые тона гималайских пейзажей, прекрасны образы возвышенной жизни духа, прекрасны идеи будущего, к которому путь лежит через осознание Света и освобождение от оков зла.

Живописные полотна великого русского художника представляют собой искусство высочайшего уровня, открывающее направление творческих исканий для новых творцов прекрасного.

Сегодня часто звучат призывные словосочетания о прекрасной России, о будущей России, но это прекрасное ещё не мыслится как буквальное привнесение в жизнь светлых образов, светлых мыслей, идей.

Свет в искусстве наиболее очевиден, наиболее ощутим. Все искренние строители Новой России будут учиться на образах великого искусства, воплотившего и отразившего образы лучшего мира. Именно по этой причине столько тёмных противодействий, столько уловок и попыток заморочить сознания массам людей, отвратив их от культуры: огрубление вкуса, ограничение доступа к явлениям великого искусства, приёмами рекламы внушение представлений о ценности примитивных творческих явлений. Сниженный идеал творчества и низкий вкус – прочный фундамент для воспитания рабского сознания. Так веками действует тьма.

Поэтому сегодня задача поднятия значения истинного искусства, охранения великих произведений и воспитания вкуса – самая актуальная и по-прежнему требует подвижнических и героических трудов.

Сознание красоты спасёт, осознание ценностей культуры спасёт. Осознание и распознавание. Никто не должен оставаться в равнодушии и бездействии…

Подвергся уничтожению Музей Рерихов. Вместо прекрасного здания музея в центре Москвы предложен павильон ВДНХ как часть Музея Востока. Что же, может быть, великое искусство хотя бы так приблизится к народу, которому и предназначалось?

Экспозиция открыта. Но где же обещанное? Неужели это вся коллекция картин и все экспонаты музея? Неужели снова запасники, эта вечная беда нашего мира – малая доступность культурных сокровищ для людей и «обогащение» этими ценностями подземелий?

Смотрим выставку картин. Блики, блики, невозможно найти ракурс, который позволил бы рассмотреть работу полностью, без отражения в стекле лампового освещения. Неужели это профессиональный подход? Кто занимался освещением этих великих произведений живописи?

201905181051-01.jpg

Выставка картин Николая Рериха. Москва. ВДНХ. Музей Востока. фото. scalae7.net.

Часть картин, застеклённых, находится внутри стеклянного шкафа (?). Ещё часть расположена под самым потолком – над шкафами. Смотреть трудно, надо высоко запрокидывать голову.

201905181051-03.jpg

Выставка картин Николая Рериха. Москва. ВДНХ. Музей Востока. фото: scalae7.net

Множество картин из гималайской серии размещено вплотную друг к другу, образуя какие-то самопроизвольные панно, будто каждая из этих картин не является бесценным шедевром мировой живописи, а просто некой яркой деталью.

201905181051-02.jpg

Выставка картин Николая Рериха. Москва. ВДНХ. Музей Востока. фото: scalae7.net

Независимо от того, являются ли эти действия целенаправленным актом или обычным явлением некачественной работы и безвкусия, по отношению к искусству это вандализм – явление затемнения смыслов великих произведений или затруднения восприятия их.

Всё это чудовищно: и захват здания Музея, и варварское отношение к великим сокровищам искусства, и отвергание государством своих великих соотечественников, обогативших сокровищницу мировой культуры… Но люди в России слишком привыкли, что сокровища культуры – не для них, знание, искусство – не для них. А то, что им доступно как культурный продукт – не имеет существенной ценности. Подобная тактика позволяет, с одной стороны, удерживать народ в рамках низкого вкуса и маломыслия, с другой – бесконтрольно распоряжаться национальным достоянием страны. В этом же ряду – чудовищное отношение к архитектурным ценностям – уничтожение и акультурная непрофессиональная реставрация памятников старины, а также грубые формы массовых развлечений, грубые звучания, наполняющие города и сам центр столицы во время празднований. Веселись, народ, что тебе до красоты. Красота, рядом с которой всегда идут и понятия вкуса и утончённости, и гуманизма, и истинной человечности, а также не напускной духовности, не пустого знания, и в целом качественной, содержательной жизни – явление дорогостоящее, не для множеств – «не по Сеньке шапка». Таков негласный, но очень явственный смысл подобных явлений.

Не следует думать, что можно улучшить жизнь в стране, не изменив отношения страны и народа к своей великой культуре, не осознав величия своих гениальных творцов, не воздав должное их героическим трудам и не создав возможности для того, чтобы великие достижения искусства и знания широко вошли в жизнь страны и её народа.

Велик народ русский. Велика культура, созданная гениями страны, умножившими её силу, духовную мощь и обеспечившими мировую славу на многие века вперёд. Пришло время защитить великую культуру, внимательным отношением ко всему происходящему в области искусства, культуры, активным просвещением и продуманными действиями создать русло общественного участия и контроля над всеми наиболее ценными объектами, коллекциями, архивами. Не только сохранение, но качественное, достойное представление должно стать задачей общественного движения в защиту культуры.

Создание нового музея Рериха должно находиться под контролем общественности.

…Сегодня нужно, чтобы как можно большее число людей осознало, что от решения задачи сохранения сокровищ культуры, что включает также качественное и доступное представление великих произведений искусства в стране, зависит, без преувеличения, будущее России.

май, 2019