Лишь с высоты гор виден рельеф долины.
Лишь с вершин духа видны устремлённые линии земных путей.
Учение, данное на Вершинах гор и сошедшее c Высот духа освещает путь всем, ищущим Света.
Не узнают друг друга стремящиеся, ибо меры людские далеки от мерила Света и Огня.
Учения Мысль примиряет идущих к Свету.
Истина о Звёздах, свет от которых исцеляет раны от терний земных, указует направление мыслей в дни тяжких испытаний.
Истина Единства Огня Жизни не позволит пыли земных страстей засорить очи духа.
Накалены все энергии Мира, напрягаются чаши равновесия в Природе. Хватит ли уравновешивающей силы тонкой психической энергии людей?
Причины войн глубоки. Какова степень вынужденности этой трагической войны и какова степень опричиненности её недостатком истинно талантливых и, главное, честных государственных деятелей и политиков, а также недостатком развитости общественного сознания в воющих странах?
Неразвитость сознаний является и психологической причиной распространения таких антигуманных течений, как национализм. Та же духовная и культурная неразвитость множества сознаний даёт государствам расширенное право на насилие над волей своих граждан, тоже далеко выходящее за рамки как гуманизма, так и государственной необходимости.
Что есть преданность Родине в условиях одновременности гражданских противостояний и международных конфликтов, каковы пути каждой отдельной человеческой воли сейчас, в условиях битвы не только физической, но и психологической, когда во вторую вовлечены миллионы, со своими желаниями, симпатиями, обусловленными кармой, идеалами, личными и групповыми интересами. Каковы задачи деятелей культуры в условиях столь опасной утраты равновесия в Мире?
Заметим, что идущая война ещё отнюдь не начало той великой битвы Света и Тьмы, о которой сказано как об Итоговой и окончательной, которую, по Пророчествам, возглавит сам Великий Иерарх и после которой наступит Эра Света.
Нынешние противостояния не только не преддверие тех будущих Событий, но скорее осколки старого уходящего Цикла, к тому же предвещающие период крупных природных катаклизмов, которые внесут свои изменения не только в очертания границ стран, но, как Предсказано, в очертания материков.
Вопросы смыслов событий и личного выбора стоят сейчас перед множеством людей, перед каждым осмысливающим происходящее, сознающим свою сопричастность и ответственность за будущее.
Очевидно, что в условиях смятения умов задачи Обществ имени Рериха должны быть сконцентрированы вокруг Учения в особенной степени. И не так, когда, рождённая в скрытой полемике, тема рассматривается ради обоснования своей уже сложившейся позиции и цитатами Учения лишь подкрепляется. Задачи Знания и задачи единения всех, стремящихся к Свету, поверх национальных и расовых разделений являются задачами Обществ, работающих под высокими именами духовных Водителей человечества и под Знаменем, символом которого – Знак Беспредельности.
Задача Обществ не в том, чтобы одобрять или не одобрять политические решения, принимать или не принимать необходимость военных операций. Всё это вне компетенций и прав общественных организаций, тем более, трудящихся под Знаменем великого Единства – Единства Миров, единства человечества.
Под Знаменем Духа людям не прилично рассуждать о степени оправданности или не оправданности военных действий. Это дело Сознаний Высших. Люди, даже наиболее просвещённые, лишь со временем узнают истинный смысл текущих событий.
Жизнь от каждого человека требует и личной воли, и гражданской позиции, и принятия ответственности, и исполнения долга. Но декларировать свои позиции обществам и их руководителям следует под своими личными именами, не привлекая для этих целей ни имена Рерихов, ни Знамени Владык Света, сущность которого возвышается над всеми человеческими действиями.
Символ Великого Братства дан человечеству для преобразования сознания расы, ради просветления мысли везде, где только возможно. Каждое страждущее сердце имеет право обращаться к высшим обликам, прибегать к изображениям великих символов Духа, и всё искреннее и действительно нуждающееся в поддержке получает её.
Но поднимать Знамя Света по каждому поводу, утверждая тем самым, что личная или групповая позиция полностью выражает позицию Иерархии Света, является страшной несоизмеримостью. Все такие явления – следствие поверхностного отношения к Истинам Учения в многочисленных обществах, взявших имя Рериха.
Попытки во всём опираться на влиятельные структуры – привычка уходящего мира, не знающего тонкой жизни, не понимающего силы мысли.
Эти старые привычки удерживаются из-за непонимания, не чувствования мыслеэнергий, непонимания Тонкого Плана.
Мысль является великой силой в своих огненных качествах, рождённая в духе, устремлённая к Свету, очищенная от субъективности. Вникание в тонкую реальность, о которой говорится в каждом параграфе Учения, и труд, даёт ту необходимую энергетику, которая воздействует более всех вместе взятых деклараций и воззваний. Ибо мысль, устремлённая к познанию сущностей (Идей), способна противостоять вихрям хаоса, порождаемым множеством людей, выплёскивающим недовольство, ненависть, активное зложелательство. В таких сражениях правых нет. Как нет и смысла в гражданских противостояниях в поддержку или против идущей войны.
Принимая в качестве критериев жизни и деятельности принципы жизни духовной, каждый человек прежде всего учится понимать людей, со всеми их ошибками и заблуждениями, тем более вовлечённых в хаос войны и теряющих равновесие. Героизм следует прославлять, но никто не имеет права требовать его от другого. Следует учиться терпеливо объяснять свои позиции и мудро строить отношения, как личные, так и межгрупповые, не умножая противостояний в «накалённой» атмосфере. Знамя Культуры – Знамя Мира в такие времена напоминает всему человечеству о необходимости стремиться решать все противоречия и конфликты мирными путями – путями дипломатии и культуры, направив все усилия и все наработанные потенциалы знания и профессионализма на избежание кровопролитий.
Достойное поведение в тяжёлые времена прилично каждому, но людям, открыто объявляющим свою деятельность как служение задачам, поставленным Иерархией Света, – обязательно. Происходящие распри и прежде, а сейчас особенно, показывают, насколько ответственно надо подходить к именованию, и насколько трудно соответствовать взятому великому имени и принятым обязательствам.
Учение является главной задачей каждого сообщества, связывающего свою деятельность с именем Рерих, а в сложное время особенно. Изучение и вникание, исследование, просвещение относительно фундаментальных истин Бытия, среди которых духовное единство всего человечества во всём его многообразии и неповторимости культур.
Труд по развитию международного культурного строительства строится на основе задач, возвышающихся над межгосударственной политикой и вопросами национальных интересов.
К тому далёкому часу, когда всё светлое соберётся под Знамёнами Иерарха Света, человечество должно преобразоваться в существ духовно просветлённых и духовно сознательных, то есть перейти на новую ступень эволюции, но для этого человечеству необходимо предпринимать коллективные усилия сохраниться на этой планете и сохранить Землю.
В прежние века, когда человечеству давалось Учение о Духе, недостаток вникания служил порождению далёких от Истины религий, которые уплощались по мере связанности их с политическими целями. И что особенно характерно, всегда враждующие станы убеждали своих сторонников и обличали противников, обращаясь к одним и тем же текстам, цитируя одни и те же положения.
Каждое новое явление Учения имеет целью очистить прежде всего Истину Единства, и поднять вибрации человечества до уровня, более соответствующего вибрациям Пространства, наполненного Огнём и Мыслью Света.
Культура есть путь повышения вибраций, но сегодня и сама Культура, возможно, как никогда прежде, нуждается в очищении Знанием. И в этом особая сложность времени. При уникальной возможности всеобщей информированности и, как утверждают, интеллектуальности молодых поколений, люди мало видят различия между впечатляющим и вдохновляющим, и очень склонны принимать модное за истинное – среди прочего и в вопросах мировоззрения.
В связи с этим, просветительская деятельность, с которой в основном связывают свои задачи Общества, должна быть более глубокой, включающей знания о тонких энергиях, о Мире Высшем, философские аксиомы о духовном единстве человечества и духовных целях земной Эволюции.
На основе задач просвещения, обмена идеями, исследовательскими проектами надо строить сотрудничество с Обществами других стран. Будь такая работа глубока, не было бы никаких расколов и распрей среди представителей обществ, носящих имя Рериха.
Культура призвана служить именно оплотом устойчивости человеческих сознаний, устойчивости сотрудничества в условиях «разваливающегося» Мира. Но Культура – как проявленная глубина жизни и мысли, та степень возвышенности сознания, которая способна гармонизировать все процессы.
Истины Учения при всей кристальной чёткости великой мысли являются истинами Духа и требуют духовного восприятия. Поэтому никогда не следует прикрываться постулатами и символами Учения, отстаивая ту или иную гражданскую, политическую, общественную позицию, какой бы истинной она ни являлась или ни казалась.
В одном из писем сотрудникам Е.И. Рерих выражала возмущение по поводу появления Знамени Культуры на одной из политических демонстраций в Америке, напоминая сотрудникам, что Знамя всегда следует нести высоко.
Жизнь глубока, и процессы взаимодействия народов сложны. Каждый, кто внесёт свою долю в понимание идей и тех общих дел, которые объединяют людей, не противоречат ничьим интересам и служат общей Эволюции, будет истинным сотрудником Нового Мира.
У России врагов много, и силы, стравливающие народы, целенаправленно и хитроумно разжигают ненависть ко всему русскому. Ибо знают, что сила России – в единстве многих народов, её составляющих, с правом развития национальных культур (не случайно враги так стремятся разорвать это единство), в союзе с дружественными народами. Но правда также и в том, что победа над злом невежества и грубости в массах, своекорыстия и акультурности во власти необходима России не менее, чем победа над её внешними врагами.
Отвратительное раздувание ненависти к русскому опирается на невежество людей не столько в вопросах сокровенной истории Мира и роли России, сколько на ограниченность и материалистичность сознаний, нечистоту мышления, которые всегда служат рассадником зависти и ненависти к чужому величию и силе, не растраченной в приземлённости стремлений.
Именно Общества Рериха должны внести вклад в просвещение людей о Законах Огненной Стихии как Единой Жизненной Основе, всему дающей бытие и развитие. О психической энергии человека как дифференциации Огня, её взаимодействии с Огнём Пространства, о скрытых в духе возможностях человека, которые многие современные искания пытаются подменить техническими подпорками.
Взаимодействия Обществ Рериха на международном уровне должны стать примером мудрости в понимании причин происходящего не только на внешнем плане событий, но и на внутреннем. Взаимопонимание рождается в общем труде. Пусть общим трудом будет общий труд познания и исследования в важнейших областях психической энергии и мысли.
Можно посылать мысли о Благе для всех народов, для защиты всего причастного Свету. Много форм можно придумать, если стремиться к познанию и сотрудничеству.
Но обмен Посланиями и подписями «в поддержку», против «поддержки поддержки» является крайней грубостью, это не красиво и не достойно, это поверхностность действий и мыслей, так характерная для уходящего Мира с его узостью представлений о действии и упованием на внешнюю силу.
Законы Учения – Законы Огня и Духа. Их невозможно непосредственно приложить к сфере человеческой деятельности, подобно трудовому кодексу или партийному уставу. Всегда печально, когда руководители обществ Рериха ведут себя как партийные деятели или руководители профсоюза. Забывая, видимо, что Учение от Духа, и в духе следует искать понимание и применение его истин, на качества духа опираться в сотрудничестве.
Сила Учения в способности его истин одухотворять сознания всех людей, открывать глубину индивидуальных накоплений, давать осознание глубинного смысла и назначения жизни, тем открывая пути созидания даже поверх существующих форм и вопреки внешним обстоятельствам.
Ничто так не диссонирует с глубиной Учения и высокими целями Знамени Мира, как формы, опирающиеся на старые привычки решать сложные вопросы упрощёнными методами – путём резолюций, всяческих коллективных порицаний, исключений и т.п.
Как замечала ещё Е.П. Блаватская, всегда те, кто не уверены в истинности своих позиций и не умеют убедить других, прибегают к полицейским методам. Всё это имеет причиною недостаточность главной работы – познания Учения, идеи которого породили и Пакт Культуры, и задачи утончения сознания Красотою – Красотою Миров Высших.
Путь каждого человека полон испытаний, ошибок, падений. Не потому ли заповедано терпение и неосуждение, как минимум, публичное, даже чуждых позиций. Объясняйте, доказывайте – логикой и благородством ваших поступков, но не превращением общественной деятельности в ещё одно поле битвы.
Воюйте на полях сражений физически, в мирном поле должно действовать методами мира, но не войны.
Беседа, мудрая дипломатия, личная ответственность в действиях приличны людям, изучающим Учение о беспредельных возможностях человеческого духа. Но отнюдь не методы коллективного воздействия на своих бывших сотрудников из-за их политической или идеологической позиции, тем более со ссылками на Иерархию.
Знание Учения является путём расширения сознания. Именно расширение сознания и развитие всех путей, ведущих к братству народов, является путём спасения человечества. Ради этих целей одухотворения жизни и объединения человечества в духе дано Учение и предваряющее его Движение Теософии, прямо декларирующее свои цели как братство всех людей и познание скрытых возможностей духа.
В Письмах Великих Учителей двум английским деятелям, вызвавшимся сотрудничать ради просвещения Западного Мира в вопросах сокровенных сил человека и Природы, было неоднократно сказано, что препятствием к познанию служит отравленная атмосфера человечества, насыщенная самостью, гордостью и всепроникающей битвой за существование, отравившей множество умов.
Теософия как система представлений об Общем Благе человечества, затем Великое Учение Агни Йоги, дающее знания о строении внутреннего человека и связи человека с Космосом, даны Великими Учителями ради продвижения сознания человечества в Область Духа – ради расширения сознания.
Новый мир и новая раса человечества – это формы, в которых реализуется большая степень духовности, чем прежде. Эти формы нельзя притянуть, создать или воспитать, но время их проявления следует приближать, именно утончением во всём.
Сложность процессов современного Мира, неоднозначность каждого явления требуют достаточно много одухотворённых умов и синтетичных сознаний для разрешения к лучшему, более гармоничному состоянию Мира.
Учение сегодня – единое средство очищения энергий мышления. Вибрация мысли, устремлённой к познанию глубины Бытия и человека, есть самое насущное, самое необходимое. Каждой строкой Учение утверждает панацею духовно устремлённой мысли. Прямо утверждается, что надо концентрировать усилия на создании причин лучшего будущего, а не на борьбе со следствиями.
«Как непонятен мир следствий человечеству. Произвола нет в Космосе… Произвольная мысль даст почву разрушению; или же устремление даст хаотическому явлению выразиться в форму. Среди форм, явленных на земле, так много жертв произвола. Так же, как и действие содрогает сферы, тот же произвол содрогает мир следствий. Закон настолько непреложен, что можно сказать, что при развитии тонкости мысли можно будет сознательно форму переделать.
Представим себе миры как миры утончённых принципов во всей беспредельной красоте» («Беспредельность», 189).
«…Мы подымаем человечество из состояния низшей сферы в сферу беспредельной мысли. Ограничение заключает дух в ту замкнутую цепь, которая так уничтожает лучшие космические течения…» («Беспредельность», 191).
Война в Украине выглядит как следствие множества причин, внешних и внутренних. Конечно, главным является то, что на её территории развернулась битва с Россией её исконных врагов, хитроумно и длительно готовивших к ней Украину, и это очевидно для каждого честного взгляда.
Также должно быть ясно всем, что Россия обязана устоять перед напором сил, желающих её уничтожения, хотя бы по той причине, что не только гибель, но даже ослабление такого мирового Полюса означало бы гибель для всего Мира. Множество людей, русских и выросших в русской культуре, а также духовно близких ей, устремлены в желании этой великой стране достойного её положения в мире.
И Россия вправе ждать от своих граждан и соседствующих народов понимания значения государственных интересов в условиях битвы Мировых сил. Но Знамя Мира самим своим существованием напоминает о необходимости прежде всего беречь мир на Земле. На обострении национальных чувств, на застарелых обидах постоянно играют силы, заинтересованные в войнах и конфликтах, ослабляющих и разрушающих все народы, и создающие условия для непоправимой катастрофы. В таких условиях Знамя помогает помнить об ответственности, о взаимоуважении народов, защите прав развития каждой нации и народности, без ущемления прав других, независимо от их численности.
Но есть ещё многое, что никто не может знать вполне, кроме истинных Провидцев, ибо извилисты пути мысли правителей земных, и Общее Благо не стало нормой поведения всех, облечённых властью. Также и массы вовлечённых в противостояние людей степенью своей человечности тоже в огромной степени формируют завтрашние следствия сегодняшних событий.
Острота поднимаемых в общественном поле вопросов выбора, и полемика, и эмоциональность обличений не имеют смысла в текущих событиях. Вести себя достойно необходимо, и это достоинство поведения – тоже критерий общей культуры, личной и общенародной. Достоинство выбора, достоинство поведения в мире и в войне, достоинство гражданина и человека, значительная часть которого формируется мужеством и состраданием, но в огромной степени и чувством соизмеримости, по крайней мере, в словах и действиях.
Причина того, что Общества Рериха ввязываются в политические противостояния, всё та же – привычная поверхностность деятельности – акцент на внешней активности в ущерб действительному изучению Учения (не случайно даже в подборках цитат обычно преобладают «Грани»).
Учение – основа сотрудничества в Обществах Рериха на всей планете. Все иные виды деятельности являются вспомогательными и не должны загромождать поле деятельности, создавая по причине их необязательности впечатление клубов граждан с избытком свободного времени и культурными интересами (как следствие – граждан очень немолодых).
Общества Рериха должны быть притягательны своей глубиной для тех, кто ищет Истину и понимание Общего Блага, особенно молодёжи (не только ради предоставляемой возможности реализации своих творческих способностей).
Нужно высоко нести имя Рерихов – носителей великого Знания и Искусства Будущего, где от каждой линии и тона, от каждого слова веет воздухом Сфер Надземных. Общества не должны подменять собой работу библиотекарей, артистов, воспитателей детей. Цель обществ Рериха – Учение.
Культура, как многогранная сфера познания и творчества, в современном мире имеет все необходимые институты для развития всех форм творчества, изощрённые методики выявления и развития способностей детей. Образно говоря, каждая Муза имеет свои храмы, и каждая сфера имеет своих талантливых и результативных деятелей. Не следует Обществам, взявшим высокое имя Рерих, выглядеть прислуживающими в широкой и высокопрофессиональной сфере культуры и воспитания. Можно услышать возражение, что искусство, познание, воспитание нуждаются в расширении. Это верно, деятельность добровольных просветителей прекрасна, но эти задачи можно предоставить клубам друзей культуры, клубам любителей книги, музыки, живописи, помощникам воспитателей. Тем боле, что общекультурное просвещение – прямая профессиональная задача всех официальных образовательных и культурных учреждений.
Величие трудов Н.К. и Е.И. Рерих вполне осознает лишь просвещённое знанием Духа человечество. Необходимо прославлять великих деятелей. Однако не пафос эпитетов, но убедительность знания соответствует настоящему времени. Много слов проливается, но лишь глубина мысли и магнетизм высокой психической энергии имеют значение (как это наглядно сейчас!).
Путь Красоты, заповеданный Учением, возможен лишь в полноте знания. Чувство красоты растёт и утончается глубиной мысли.
Когда же мы видим нашедшее свой путь к сознаниям Учение? – Когда среди обычной жизни ответственно мыслят и проявляют чувствования качества мысленной энергии и значения мыслей, когда в своём труде выходят за рамки узких мер качества, когда умеют смотреть вдаль за пределы одной жизни.
А также когда проявляют понимание истинных путей своей страны в согласии и сотрудничестве разных народов. Когда наука выходит на рубежи познания тонких форм материи. Может быть, люди не всегда понимают часто употребляемое слово «карма», но оно звучит. И отношение к религиям изменяется, проявляется чувство единого для всех Начала и Света. Так постепенно человечество продвигает себя в новый более просвещённый Мир. И в этом продвижении роль Обществ Рериха является ведущей лишь в той мере, в которой ими проявлена глубина знания и утончение трудов.
«При строительстве нужно развивать все устремления к тождественному пониманию. Каждая задача несёт свою тождественную силу; к исканию этого ключа должно стремиться. Невозможно требовать, чтобы явление великое можно было измерить малыми мерами. Никак не украсить малую мысль, не стать героем малой мысли! Только тонкая тождественность даёт соответствие. Потому всё высшее высшему. Чем выше, тем утверждённее, только так можно расти и проводить назначенное в жизнь. План Высший требует применения высших мер» («Иерархия», 130).
07 августа 2022 года