Миру Новому

Мощное оружие Искусства

Роль искусства в нашей жизни мы все, мягко говоря, склонны недооценивать. Отношение к искусству как к развлекательной области жизни заставляет даже культурных, вроде бы, людей не видеть огромной опасности и огромных же возможностей, которые несёт с собой эта сторона человеческого существования. Счастливая жизнь или гибель – ваша персонально, или всего человечества – в очень большой степени зависит от правильного понимания и отношения к искусству.

Искусство – неотъемлемый атрибут человеческой жизни.

Прежде всего, нельзя воспринимать искусство как нечто необязательное, дополнительное, «просто» обеспечивающее более высокое качество жизни, развлекательное, наконец. Самые дикие и неразвитые племена имеют своё, пусть даже примитивное и грубое, искусство. И деградировавшие толпы древнеримской черни неспроста требовали себе минимального обеспечения, без которого не могли существовать – «хлеба и зрелищ». Необходимость выявления искусства и восприятия искусства – неотъемлемое свойство подлинно человеческого сознания.

Всё это, казалось бы, очевидно. Многие в достаточной степени интеллектуальные люди понимают всё это – теоретически, конечно. Но на деле искусство занимает самую низшую ступень в иерархии деятельностей человека, и в наших сознаниях (за редкими исключениями), и в самой организации нашего общества. Обратите внимание на пренебрежение к искусству как таковому, к объектам искусства и всему что с ними связано, к людям, работающим в сфере искусства… Искусство настолько считается ничтожным и абсолютно необязательным для человека, что так называемая «минимальная потребительская корзина», определяющая предельно низкий расход средств на поддержание жизни человека, на «культурные нужды» и в том числе на искусство отводит 1,25% всех минимальных расходов человека (питание, одежда, жильё и т.д.).* Конечно, на получившиеся средства нет никакой возможности покупать книги, посещать концерты и выставки и т.д. То есть приобщаться к искусству и знаниям, как полагаем мы и наши государства от нашего лица, человеку вовсе необязательно.

Для того, чтобы изменить сложившийся порядок – в себе и в обществе – надо хорошо представлять себе, что такое в действительности это самое «привычное» нам искусство, каким образом и до какой степени оно предопределяет всю жизнь на нашей планете.


* Это данные Российской Федерации. В Республике Беларусь, например, эта цифра составляет аж 1,4%, правда с оговоркой, что сюда входит ещё и стоимость услуг, связанных с отдыхом (изрядная часть которых к искусству и культуре не имеет никакого отношения).

Что такое искусство, и какое оно бывает.

«Не хлебом единым жив человек», вряд ли кто-нибудь поспорит с этим. Что же кроме материальных предметов и ресурсов нам необходимо? Кроме пищи, комфортных условий тела, здоровья и безопасности мы получаем извне то, в чём мы нуждаемся так же страстно, как в воздухе для дыхания – мы непрерывно получаем поток впечатлений из окружающего нас мира. Этот поток впечатлений для животного сводится, конечно, к получению информации о том, как выжить: где взять пищу, где найти безопасность, тепло или прохладу и т.д. Но для человека, сущность которого составляет чувствующее и мыслящее сознание, эти впечатления становятся буквально пищей, без которой сознание меркнет, а вместо чувств остаются только животные ощущения, инстинкты и рефлексы.

В природе нас окружает множество форм и процессов, и, наверное, первое, что человек, даже примитивный, способен проявить как реакцию на увиденное, будет ощущение красоты. Конечно, восприятие красоты у людей разного уровня развития будет разным, и это ещё мягко сказано! И тем не менее, даже при совершенно неразвитом интеллекте, тонких чувствах и восприятиях, человек, будучи ещё не мёртв духовно, способен отзвучать на созвучные ему, его душе, его сущности, его сердцу вибрации – вибрации цвета, формы, звука и их сочетаний.

Живой дух в человеке хочет проявиться на низшем для него плане психики и далее, вплоть до физического. И если он действительно может действовать (а это и есть зачатки духовности), он побуждает человека длить это созвучие, пытаясь вплыть на волне этой вибрации в наш более объективный мир. Длить, то есть созерцать снова и снова, въяве или в воспоминании, осмыслить, а в идеале – воспроизвести эту вибрацию тем или иным способом! Так строится человеческая личность – душа, с её мыслями и чувствами, предпочтениями и в итоге характером. Душу строит дух, используя материалы, поставляемые впечатлениями. Долог и труден путь накопления сознания; и все выявления человека на внешнем, в том числе физическом, плане служат именно этой главной цели – и лишь во вторую очередь цели выживания. Таким образом, все выявления человека в какой-то степени являются искусством – воспроизведением впечатлений, полученных из окружающего, впечатлений и результатов их переработки, осмысления.

Поэтому надо всегда помнить: чаще всего именно не грубо утилитарные проявления являются наиболее важными для жизни духа и эволюции человека. Преследуемая польза – лишь поверхность, от которой отталкивается мыслящее и чувствующее сознание, созидая себя и формы вокруг себя. Например, хватило бы самого грубого горшка, чтобы принимать пищу, для чего же тогда человечество с фантастическим упорством веками изощряется в создании всё новых форм и видов изукрашенных сосудов?

Очевидны две основные функции, выполняемые искусством:

- для создающего явления искусства – это процесс выявления сущностных энергий (форм, звуков, идей), помогающих выявить свой дух, приблизиться к тому в окружающем нас мире (Великом Мироздании), что поможет проявиться его духу и реалиям Духовного Мира на нашем плане – а также подготовка к творчеству на иных, более высоких Планах;

- для воспринимающего явления искусства – это получение жизненно необходимых энергий, впечатлений, возбудителей, стимулирующих сознание к жизни* и развитию: к проявлению, накоплению нужных качеств, к избавлению от мешающих и вредных, – энергий, ведущих в конечном итоге к проявлению духа в его душе.**


* Чтобы жить, телу нужно питаться и двигаться; чтобы жить, сознанию (душе) нужно переживать впечатления и мыслить - действовать на плане психики.

** Впечатления от явлений искусства – важнейшее дополнение в «рационе» души человека, если считать основой впечатления от природных объектов. Здесь явления искусства, стимулирующие сознание, аналогичны доставленной и специально измельчённой пище, которую родители приносят детям, пока ещё самостоятельно не способным её добывать и принимать в необработанном виде. Конечно, результат чьих-то осмыслений и вчувствований не так эффективен, как результат собственных усилий – упражнений в искусстве, но пока человек ещё не способен к гениальным творениям и недостаточно развит для восприятия Мыслей Огненного Мира, искусство является почти единственным источником самых возвышенных вибраций. Точнее, может являться, если это действительно великое искусство.

К сожалению, для большинства творящих и воспринимающих все эти процессы протекают помимо их сознания; часто лишь смутно, так сказать, инстинктивно, чувствуют они необходимость в движении в определённом направлении, в получении определённых впечатлений и т.д. Определяя верное или неверное направления по собственной реакции на собственные повторяющиеся действия: «что-то мне этого больше не хочется», «а это мне интересно»… «К сожалению» также потому, что часто не дух является источником этих желаний и нежеланий, а конгломераты животных энергий, накопившихся в душе: жестокость, похоть, зависть и многие другие грязные психические выделения побуждают создавать или воспринимать определённого рода явления искусства.

Явления искусства, таким образом, могут вести человека вверх, к высотам проявленного духа, или вниз, во тьму животного (скотского) и растительного состояния. Также существует тёмное и светлое искусство. Светлое искусство рождается из попытки чистой души достичь Красоты в своих выявлениях. Тёмное искусство рождается из стремления грязной, нечистой души укрепить и усилить грязные и тёмные энергии – в себе и в окружающих. Первоисточник Искусства – дух человека, но если проводник - носитель духа (душа) загрязнён до такой степени, что дух практически не может проявиться, то в попытке явить искусство живущий будет решать низменные задачи нечистыми методами.

Как распознать светлое и тёмное искусства? – Увы, многие люди не могут этого сделать! Тонкие чувства сердца не развиты, а слои тонкой (по сравнению с физической), но при этом слишком грубой «материи» низших оболочек духа слишком плотны и своевольны, подменяя собой воспринимающий и оценивающий дух. При этом как стараются нечистые и бесталанные творцы и невежественные «критики» и «специалисты» убедить (со всеми иезуитскими приёмами), что показывая чёрное, вам на самом деле показывают белое, что сконцентрированная душевная грязь и мерзость – это и есть «реальная, без сладеньких прикрас жизнь», что если вам гадко и скучно – вы просто ещё не доросли до немыслимого величия этих творцов и творений!

Как же всё-таки распознавать качество искусства? – Ряд творений имеет ясно просматриваемую идею, которую способен воспринять практически каждый. Например, если нам показывают, что добродетель наказана, а порок торжествует – всё достаточно очевидно. Но бывает искусство тёмное, прикидывающееся светлым. Например, вроде бы просматривающаяся светлая идея и цель могут быть «скомпенсированы» обилием тёмных подробностей, может получиться, говоря образно, как бы маленький цветочек на огромной куче навоза.

Бывает и искусство, высокое «по рождению», но искажённое намеренно или в силу бездарности исполнителя, искажённое до прямой противоположности замыслу автора. Великая музыка, исполненная человеком, не чувствующим высоких идей и энергий, вложенных автором, превращается в скучное, а порой даже мучительное и опасное для людей чутких, псевдокультурное «действо». Ужасны также примеры вполне целенаправленного вложения в исполняемое произведение вместо высоких мыслей и чувств автора – низких и грубых эмоций и страстей исполнителя, или даже намеренное извращение идеи произведения: чего стоит, например, постановка «Горя от ума», с глупым и легковесным Чацким – и «мудрым» Фамусовым, осуществлённая одним очень именитым актёром (игравшим, естественно, Фамусова) – даже без малейших изменений в тексте пьесы.

Наконец, нельзя забывать об уровне искусства и его своевременности для определённых людей. Так, например, для человека довольно развитого и утончённого некое произведение искусства может быть слишком грубым, и приобщение к нему может оказаться для такого человека даже не просто бесполезным, но вредным, препятствующим его движению вверх, по пути эволюции. При этом данное произведение искусства не будет тёмным, и для людей определённого уровня развития оно может быть нужным и полезным. Но тёмное искусство полезным быть не может ни для кого, и чем утончённее оно, тем опасней.

Конечно, внимательный и чуткий человек всегда увидит, услышит истину. Иногда и сами творцы «проговариваются», будто вдохнули аромат «цветка правды». Например, создатель сверхпопулярного мультсериала, маркируемого во всем мире «12+», сказал об этом же сериале: «конфетное царство снаружи и тьма внутри». Бывает, что идея хорошо просматривается: например, картинка на упаковке орехов изображает унылую безликую «светлую» массу, а в качестве антипода – весёлый «озорной» чёрт с когтями, рогами и копытами, под надписью «не будь как все».

Но если всё хорошо скрывается, и не хватает чуткости – как различить светлое и тёмное искусства говорит нам Нагорная проповедь: «По плодам их узнаете их». Какие запечатления в душе оставило произведение? Ведь бывает, что ум говорит: вроде бы всё хорошо и правильно, и справедливо, и светлые побеждают, и тёмные наказаны, но в душе остаётся мрачный и грязный след. Доверяйте своему сердцу – только оно может распознать истину. Ведь так сложны и «тонки» бывают подмены и вкрапления - внедрения, и прямого смысла часто не нужно искать, главное – энергии, вибрации нечистого сознания создателя «продукта», которые как через мегафон транслируются в наши умы и души.

Так что не всякое искусство равноценно и «имеет право на существование». Ограничивать чьё-либо творчество не получится, поэтому надо каждому, воспринимая искусство, избегать яда, выбирая здоровье.

Сущность воздействия искусства.

Мы должны очень хорошо себе представлять, каким именно образом воздействует воспринимаемое нами на нашу душу, как оно изменяет нашу психику. Только тогда мы научимся правильно понимать и не будем недооценивать происходящее.

Конечно, очевидная часть воздействия – это «прямые» запечатления на нашей душе: мы увидели гадость – и внутренне поморщились от отвращения (впрочем, бывают и любители), мы увидели благородный поступок – и восхитились красотой чьей-то души (кроме тех, кто ухмыльнётся чьему-то энтузиазму и подвигу). Возникшее «звучание» в душе некоторое время длится, увеличивая наш опыт и, например, пополняя арсенал средств, которые сознание предложит нам как варианты нашего поведения в аналогичных ситуациях. Прямая зависимость здесь очевидна. Если в поле нашего внимания, внимания осознающего, будут всё время явления красоты и света – это очистит наше сознание от грязных энергий и облегчит нам проявление собственных красивых и возвышенных мыслей и чувств (насколько мы вообще способны к самостоятельному проявлению таковых). Если мы постоянно созерцаем подлость и предательство, а высокого не видим – результат будет плачевным.

Но на самом деле работа сознания гораздо сложнее, чем простые и прямые воздействия, о которых здесь шла речь. Организм человека, получая пищу, начинает с ней работать: расщепляет и разлагает, переваривает, извлекая необходимое и отторгая и выделяя ненужное, излишнее и вредное. Сходным образом работает наше сознание; и как мы совершенно не осознаём процесс переваривания, так и процесс работы сознания с полученными впечатлениями полностью скрыт от нашего осознающего внимания. Как и в случае с пищей и отходами, мы видим обычно только то, что на входе, и то, что на выходе (последствия, плоды).

С попавшими в нас впечатлениями* сознание начинает напряжённо работать, перерабатывать их, и чем ярче явление этого впечатления, тем сильнее и дольше будет жить и действовать в душе воспринятая энергия. Этот процесс мы действительно не фиксируем сознанием; такую способность своего сознания многие знают: например, начав размышлять над чем-то, решать какую-то задачу перед сном, засыпают, а затем просыпаются с готовым решением, или начав кого-то мысленно в чём-то убеждать, просыпаются уставшими, как будто всю ночь убеждали кого-то.


* Кстати, речь идёт обо всех впечатлениях, не только от искусства, но и от того, что мы видим в окружающей нас жизни. Но явления талантливого искусства могут запечатлеваться, действовать на сознание куда мощнее, чем те же ситуации в обычной жизни, ведь явление искусства – это специально созданное для вашего восприятия, сконцентрированное, подготовленное и развёрнутое перед воспринимающим сознанием явление, к тому же оно – плод действия творца, несущий на себе специфические ритмы, энергии, вибрации души своего творца, сильно окрашенное ими (что очень важно – как рассказ двух участников происшествия, поданный каждой из противостоящих сторон со своей точки зрения).

Что сознание делает с впечатлениями? – Это зависит напрямую от состояния души и уровня развития человека. Получив негативные впечатления, развитый и опытный человек отсеет их, отсечёт, воспримет правильно, т.е. не как образец для подражания, и т.д. Получив возвышенные впечатления, развитый человек сможет взять из них самое лучшее, «обрадовать» свою душу, получить толчок к собственному творческому мышлению, вдохновиться высокими энергиями и образами. В угнетённом, раздражённом и т.п. состоянии такой человек может стать гораздо менее восприимчивым к лучшим творениям, а худшие хоть и не развратят душу человека с сердечным иммунитетом, но усилят мрачный фон восприятия жизни и отяготят сознание, съедят жизненную энергию.

Человек менее развитый, не победивший ещё свои животные страсти, или имеющий тёмные привычки, или тайные, даже не осознаваемые желания, которые он будучи «в сознании» никогда не осуществит, может поддаться безмолвным «уговорам» образов, отзвучать на преступные, низкие вибрации, чувства и мысли; получившиеся в душе энергии будут в ней жить и накапливаться, пока не настанет срок их «актуализации», проявления, подчас даже неожиданного для самого человека. Осознаваемые тёмные впечатления скорее всего будут отвергнуты, потому что результат воспитания – ум – скажет: «так нельзя», «это неправильно», но впечатления проникающие без осознания будут «обрабатываться», усваиваться той частью души, которая в настоящий момент будет наиболее актуальной, мощной, преобладающей в проявлении, и искусственный, умственный, не исходящий из сердца «ограничитель» не включится, и не запретит.

Возвышенные вибрации высоких произведений искусства могут оказывать весьма слабое действие на сознание не очень развитых людей, а иногда и вовсе никакого. Ведь чтобы восприниматься, усваиваться, эти вибрации, энергии, мысли должны найти отклик в душе, что-то должно быть им созвучно, и не слегка, а ощутимо. Если же человек не привык, не воспринимает прекрасное и высокое, мало шансов приобщиться к такому искусству и получить от него пользу. И если в душе накоплен весомый груз тёмных образов, впечатлений, на фоне такой огромной кучи гниющих остатков любой цветок покажется насмешкой. Ведь «реальная» (для такого человека) жизнь совсем другая, и в ней нет места высокому, о котором скажут как о сантиментах, как о чём-то искусственном, надуманном.

Восприятие детей, чаще всего не критичное, не имеющее опыта, ярче воспринимающее всё увиденное, так как в отличие от взрослых для детей – всё новое, – детское восприятие сильнее всего поражается - заражается грязными образами, низшими и грубыми ритмами и вибрациями, открывается доступ к детской душе всему тёмному и губительному. Поэтому дети беззащитнее всех перед воздействием тёмного искусства; корни многих преступлений кроются во впечатлениях детства – от просмотренных фильмов, прочтённых книг, услышанной мерзкой и грубой музыки. Возвышенные впечатления всегда воспринимаются детьми, но степень и качество их восприятия зависит от целенаправленных усилий по воспитанию способности приобщаться к высшему.

Способность воспринимать развивается постепенно, она именно развивается и накапливается – способность воспринимать высшее и способность воспринимать низшее, это разные способности, и чем сильнее одна, тем слабее другая. Если долго «практиковаться» в восприятии низменных и подлых образов и вибраций, это и станет «реальной жизнью» для такой души, и другая, возвышенная сторона будет поневоле отторгаться. Конечно, развитый в смысле способности проявления дух может преодолеть тёмные накопления, но как дух приблизится к проявлению? Именно тёмные накопления и делают проявление духа невозможным. И только светлыми, прекрасными и возвышенными накоплениями и приближается дух к проявлению в этом мире.

Многие взрослые, особенно неразвитые, вполне сознательно недооценивают способность детей впечатляться увиденным и воспринимать явления искусства. «Что они там могут понимать? Не доросли ещё» – говорят глупцы, лишая детей возвышенный впечатлений и глядя сквозь пальцы на тёмное содержание фильмов, книг и игр. Но детское сознание зачастую гораздо интенсивнее, чем взрослое, перерабатывает впечатления, и из-за отсутствия основы в виде сформировавшихся взглядов, убеждений, критериев и т.д. полностью предопределяется воспринятым. Исключением являются сердечные дети, «по приказу» собственного сердца отторгающие грязное и «по зову» сердца тянущиеся к Свету, но много ли таких?

Проглатывая кусок пищи, вы не знаете, что там внутри; выпивая жидкость, вы не знаете, какие химические вещества там растворены. Воспринимая произведение искусства, вы на самом деле получаете не только то, что непосредственно попало в поле вашего внимания и может быть вами сразу осознано и описано, но получаете множество малых впечатлений, целый поток, большая часть которого проходит мимо внимания. Кое-что может потом осознаться и вспомниться, но многое остаётся в лучшем случае как осознание энергетического фона, «тональности звучания» того, что вы видели и слышали – без детализации. Знаменитый эффект «25-го кадра» этому лучшая иллюстрация, только в большинстве случаев и 25-го кадра не нужно. Психология конца ХХ века называла это суггестивным воздействием (внушение, гипноз без усыпления).

Таким образом, даже если вы будете пытаться со всем возможным вниманием воспринимать и анализировать произведение искусства, многое ускользнёт от вашего непосредственного внимания, проскочит барьер сознания без контроля. Ведь мысль часто передаётся не в непосредственном выражении, а опосредованно, причём это у автора может получаться непроизвольно, а может быть специально созданным, запланированным. Так, действие на экране может быть перенасыщено составляющими, множеством малых действий, намёков, недоговоренных фраз, художественных деталей, и всё это вроде бы не имеет прямого отношения к «основному»* действию зрелища, а служит как бы фоном, но этот фон может полностью менять смысл всего действия, или составлять тёмный противовес «основному» действию, или быть каплей яда в бочке мёда, высевая страшные семена в неустойчивые ко злу души. Например, одобрение преступления, или «просто» упоминание о низменном и подлом, как об обычном и естественном для всех, может быть даже не проговорено словами, а изображено сценой второго плана, или может подразумеваться в контексте.**


* Слово «основному» взято в кавычки потому, что зачастую по мысли автора действие на переднем плане на самом деле основным не является. Это бывает как в высоких, так и в низменных произведениях искусства. Примером такого высокого произведения может служить «Евгений Онегин» Пушкина, в котором главным планом действия является живая мысль автора, беседа его с читателем, а действующие лица оказываются на втором плане, хотя привычное восприятие требует, чтобы на первом были герои, а слова автора создавали фон.

** В музыке существует приём, в соответствии с которым звуковая фраза, музыкальное предложение, которое должно заканчиваться определённым звуком («разрешаться в тонику», как говорят музыканты), в произведении не заканчивается этим звуком, он не исполняется, специально отсутствует в нотах. Тогда сознание человека (любого, не только музыканта), которое воспринимает это разрешение в тонику как естественное, не услышав «логичный», ожидаемый последний звук само додумывает этот звук, «исполняет» его мысленно. Такое явление существует и в других видах искусства, и нередко используется тёмными творцами для проведения своего грязного идейного содержания через критический барьер сознания воспринимающего. Начатая и не законченная фраза, акцент изображения на определённом предмете, который в данном контексте приобретает особый смысл, кусочек разыгрываемой фоном сценки, без конца и без начала, но вполне узнаваемой… Всё это будет додумано сознанием, но помимо актуального внимания, за критическим барьером.

Все тёмные приёмы и уловки часто применяются авторами тёмных произведений искусства вполне осознанно, и с большим знанием дела. Существует множество методик, целые науки, вроде так называемого «нейролингвистического программирования», или НЛП, которые годами занимаются разработкой способов проникновения в сознание жертв.

Итак, не только ясно понятные и чётко выраженные идеи и образы проникают в сознание, и поэтому полностью отсеять грязное невозможно. К тому же, талантливо изображённое зло может быть подано действительно талантливым мастером слова или талантливым актёром, художником, и на силе этого впечатления проникать через критическое восприятие, становясь поразившей воспринимающего человека «реальностью», фактом в его сознании, который там теперь существует независимо от того, хороший ли он, желателен ли он, или нет.

Затем начинается работа сознания над полученными впечатлениями. В чём она состоит? Это не просто реакция на воспринятое, принятие или отторжение, это обдумывание, анализ и последующий синтез, «пережёвывание» полученного. Чтобы пища усвоилась, её пережёвывают и расщепляют. Наша душа, та её часть, которая действует помимо оперативного сознания, работает с запечатлённым. Жевать надо, но это скучно и утомительно, поэтому нам помогает чувство вкуса, мы наслаждаемся вкусом, и это стимулирует процесс переработки. Впечатления рассматриваются со всех сторон, прикладываются и к нам, и к разным обстоятельствам, нашим и не нашим, потому что низший интеллект любит что-нибудь «повращать», обработать, это его жизненный процесс, когда он упражняется, он чувствует себя живым; а удовольствие, испытываемое при ощущении созвучия того, что обдумывается, с теми энергиями, которые есть в нашей душе и являются для неё привычными, желанными – это «тонкое» чувство вкуса. И опыт, полученный душой в таком процессе, может быть огромен! Вы видели или слышали нечто в течение нескольких минут, но если впечатление попало в нужный тон и ритм, и оказалось чем-то близким вашей душе (о чём вы может быть и не подозревали), последствия будут равносильны многодневному созерцанию этого «нечто». Обработка впечатлений усиливает и концентрирует их, и преобразовывает нашу душу.

Всё воспринятое так или иначе становится отложенными в душе возможными образцами собственных выявлений, и горе человеку, если в его душе есть почва, за которую могут зацепиться некоторые отравленные семена! Согласно закону диалектики, имеет место процесс перехода накопленных количественных изменений в качественные. – Что же, если я буду постоянно смотреть на преступления, я смогу со временем их совершить? – Увы, да, если только ваше сердце не запрещает вам такие проявления, делает их для вас невозможными. Замечено, что человек, который не мог даже про себя произнести неприличные слова, после нескольких лет постоянного слышания их от кого-то наконец-то их произносит. Самые жуткие вещи, становясь привычными, воспринимаются как нечто обычное, легко «проглатываются», становятся всё более и более допустимыми и простительными.

Наивные люди, ознакомившись со всем этим, подумают: «ну и что, что я чем-то впечатлился, я вроде бы вообще не очень-то впечатлялся, я хороший человек, и никакие произведения искусства не сделают меня преступником». Увы, огромное большинство не в состоянии оценить, до какой степени сильно, почти полностью, все наши действия и реакции каждого дня и всей жизни имеют причиной или находятся под мощным влиянием того, что мы почти «мимоходом» восприняли в качестве произведений искусства. Ведь происходит не однократное, «мимолётное» воздействие, всё наше сознание насыщается постепенно тем, что мы видим и слышим; а избирая себе зрелища «по вкусу», часто из сходных областей, мы дополнительно концентрируем это воздействие.

Последите за собой, последите за другими: если будете иметь терпение, то заметите, как многое из того, что все мы говорим, пишем и делаем воспроизводит какие-то образцы, часто взятые у других, из жизни, «из интернета», но главным образом и первично – из искусства (потому, что искусство впечатляет сильнее, действует целенаправленнее, и содержит в какой-то степени нечто оригинальное, «новенькое», которым всякий человек пожелает «блеснуть» в своём кругу общения). А постоянство воздействий довершает мощное преобразующее действие. Существует народная поговорка: «говори человеку – «свинья, свинья» – он и захрюкает».

Даже очень чистый и сердечный человек, у которого есть сердечный иммунитет ко всему нечистому, просматривая, например, на протяжении некоторого времени образцы тёмного искусства замечает, что его душа как бы испачкалась, в ней постоянно, ПОСТОЯННО присутствуют грязные энергии просмотренного. И хоть они глубоко чужды такому человеку, и не испортят его природу, он воспринимает случившееся как нечто мучительное, влекущее за собой утрату энергии и вдохновения, и осознаёт необходимость очищения.

Что же говорить о человеке, ещё не справившемся с тёмными сторонами своей души! Они, конечно, не доводят его сразу до преступлений и подлостей, но тёмным энергиям произведений искусства будет за что зацепиться, и ухудшить характер, и толкать вниз. Если же речь идёт о человеке не с высочайшей нравственностью, то мерзкие деяния со временем станут возможными, ведь наши впечатления – это буквально, абсолютно не символически – пища, которую потребляет наше сознание, и из продуктов переработки которой строится сама наша душа, наши привычки, наш характер, наши взгляды и представления об окружающем, как бы окно, через которое мы смотрим на мир, и решаем, на основании увиденного, как нужно поступать.

Откуда берутся наши взгляды? – многие сами не смогут сказать, откуда. Едва ли многие напряжённо размышляли над всеми проблемами, искали истину, сравнивали точки зрения… То, как мы видим мир и даже себя самих во многом предопределено искусством, передающим через барьер сознания образцы и подходы, словесные формулы и энергии типовых реакций на происходящее. И если человек сам не искал и не вынашивал свои взгляды, огромен шанс для него воспринять все эти взгляды сразу, в полностью готовом виде, да ещё и без критической оценки своего разума. Всякая пустота в природе немедленно чем-нибудь заполняется, тем, что ближе всего и мощнее действует.

Ещё один «механизм» процесса переработки впечатлений, скрытый от сознания (правда скрытый в меньшей степени, чем остальные) – это наслаждение мечтой. (На самом деле это не «ещё один» механизм, а более подробное описание того, о чём говорилось выше, описание с несколько иной точки зрения.) Это действие души объясняется тем, что наша душа безо всякого с нашей стороны приказа старается из всего, с чем пришла в соприкосновение, вынести урок, всё применить к себе для собственного роста (или падения, если применяется грязное). Воспринимая произведение искусства человек ставит себя на место главного действующего лица, точнее, воображает себя им. И попадает благодаря этому в определённые условия. Эти условия могут быть приятными, могут и мучительными. От мучительных хочется уйти, приятные хочется длить. Вот тут и начинается уникальное явление человеческого сознания – мечта.

Э.Т.А. Гофман в одном из важнейших своих произведений «Принцесса Брамбилла» описывает реакцию человека на увиденное яркое впечатление: «Люди теснились вокруг кареты, стараясь заглянуть в нее, но ничего не видели, кроме Корсо и себя, так как окна кареты были зеркальные. Иной, поглядев в них, мгновенно решал, что он сам и сидит в этой роскошной карете, отчего приходил в неистовый восторг». И восприятие произведений искусства часто обусловлено тем, что человеку воспринимающему желательно и приятно: эти произведения будут предпочитаться, и мечты, вынашиваемые в душе, будут расти благодаря подпитке от таких произведений искусства. И часто творя, занимаясь искусством, человек старается воспроизвести, воплотить свою мечту. Прекрасный человек сотворит (воспроизведёт, опишет) прекрасное явление, которое сам хотел бы выявлять, которое хотел бы видеть всегда рядом с собой. Обыватель напишет поэму об уюте, сытости и приятном обиходе. Тайный садист и потенциальный преступник будет наслаждаться мучениями людей, хотя бы и изображёнными на экране. И, будучи уличён, поспешит уверить всех, что такие, как у него, мерзости живут в душе каждого, только все лицемерят, скрывают, а он не стыдится.

«По плодам их узнаете их». О чём мечтает создатель фильма, картины, книги, музыки? Какие не только идеи, но образы, энергии он воспроизводит своим творением? Нередко можно встретить произведения, образец которого продемонстрировал Ярослав Гашек в одном из своих фельетонов: рассказ, написанный неким гимназистом, под названием «О том, как нельзя мучить птичек», в котором гимназист говорит, что нельзя ни в коем случае мучить птичек, а затем долго и подробно, и с большим знанием дела описывает, как именно мучают птичек, всё время повторяя, что, конечно же, делать так нельзя.

Мечта возвышенная и прекрасная может стать подлинным произведением искусства, даже без воплощения в материальные объекты и зрелища, даже оставаясь в душе творца – она построит прекрасную душу, и человек с высокой мечтой будет так или иначе строить прекрасную жизнь вокруг себя. Мечта убогая породит убожество. Тешащий низменные чувства, в них и утонет, и гибель его неминуема. Искусство – воплощение мечты и основа для собственной мечты всякого воспринимающего человека.

Какие же мечты, какое восприятие действительности, какие образцы и правила поведения будут у детей, приобщающихся к тёмному искусству, уровень которого они, естественно, сами распознать не могут? Недооценивающие мощь воздействия искусства на детей ищут причины страшных последствий везде – «школа недоработала», «улица повлияла»… Но страшнее всего – тёмное, скрытое тёмное искусство. Вот несколько сегодня имеющих место примеров.

Вот показывают каждый день комедийный сериал, и вроде бы нет в нём неприличных слов и порнографии, и преступлений никто не совершает и даже не упоминает, но на протяжении сотен серий – сотен дней постоянной обработки сознания – демонстрируется «обычная» семья, все члены которой фактически холодно равнодушны друг к другу и к кому бы то ни было (кроме себя самого), и крайне эгоистичны, и «расцвечены» множеством прочих пороков – лень, цинизм, презрение к возвышенному искусству и благородным чувствам… И всё это показано «с шутками и прибаутками» как совершенно обычная, нормальная жизнь, как у всех… И дети со смехом повторяют на улице шуточки и фразочки из этого фильма, и взрослые мило смеются вместе с ними.

Вот показывают «милый» детский мультик, громадный сериал с конфетными и кукольными персонажами и вроде бы детским содержимым, очень популярный во всем мире. Взглянем, например, на содержание одной из многочисленных серий: один из персонажей оскорбился неприятной правдой о себе; в отместку, соединившись с другим персонажем, он повреждает жильё оскорбительницы, они угоняют её машину и, случайно сбив оскорбительницу, грузят её в багажник, отвозят в пустыню и там приказывают ей рыть себе могилу. Ой, нет, извините, сериал же детский, скажем, «строить замок из песка», с помощью лопаты. А затем со словами «работай, мы за тобой всё время следим» удаляются, бросив жертву в пустыне. А затем следует очень поучительный диалог этих двух персонажей. Один спрашивает: я сейчас сделал плохо, значит, я плохой? – нет, говорит второй персонаж, случается и хорошие люди делают плохо, но это не значит, что они плохие. Плохих людей вообще не бывает. Во всяком случае, один раз сделать плохо – это ничего не значит. А вот что действительно плохо – мы украли компакт-диск в угнанной машине, но мы его обязательно вернём – вышлем почтой. – Но кто из взрослых будет отсматривать сотни серий детских мультиков, которые «по определению» есть нечто чистое и невинное, тем более, что картинка довольно милая и наивная.

А вот ещё один пример, совершенно чудовищный: детский мультик с детскими на вид персонажами; они говорят правильные и даже хорошие и почти возвышенные слова, они делают правильные и хорошие дела. Но талантливый художник мастерски нарисовал эту полнометражную картину – у всех персонажей нарисованы подлые лица. Лица действительно подлые и глумливые. Представьте теперь, как звучат благородные и возвышенные слова, произнесенные с подлым и глумливым выражением на лице! И получается издевательство и унижение всего лучшего, что может быть у человека, но к тексту не подкопаешься. А лица? – ну, это ваше субъективное восприятие, мне, творцу, эти лица такими не кажутся – скажет нам автор.

Тёмное искусство разлагает сознание. Обывательское искусство отупляет. Светлое, возвышенное искусство помогает человеку развиваться, делаться более духовным, слагать себе и всей планете лучшее будущее. Но увы, не всё так просто, как может показаться. Недостаточно избегать дурного искусства и поощрять хорошее. Ведь воспринять высокое очень непросто, особенно тем, кто не имеет ещё такого опыта и перенасытил своё сознание низкими образами и вибрациями. Сознание надо очистить, в течение долгого времени избегая всех грязных воздействий, и питать душу настолько более высоким и чистым искусством, насколько способна воспринять душа. Наступит такой момент, когда чистое и красивое больше не будет отторгаться. Со временем душа будет развиваться, будут утончаться восприятия, будут проявляться энергии духа – возвышенные и чистые, и наконец станет доступным полное и глубокое восприятие поистине великого искусства.

Придёт время, и как венец, как плод неустанного труда по очищению сознания от грубых и грязных образов и энергий, по чуткому прислушиванию к голосу сердца и сердечным реакциям на всё воспринимаемое, по устремлению к высшему творчеству – получим, наконец, запечатление СЛОВ и ДЕЙСТВИЙ нашего духа на материи нашего сознания – и тогда для нас начнётся жизнь подлинно духовная.

«Надземное», 597

«Урусвати знает, как беспрерывно совершается работа в глубинах сознания и как редко люди ощущают ее. Чуткий человек улавливает эти внутренние зовы, которые помогают ему в некоторых событиях. Ученые пытаются это назвать интуицией или подсознанием. Они боятся назвать этот процесс работою сознания. Если положить неведомые границы между сверхсознанием и подсознанием, то где же будет сознание? Подобно сердцу, сознание работает и днем и ночью, но сердце есть земной удел, тогда как сознание есть орган трех миров. Накопление сознания следует за всеми оболочками.

Мы называем сознание подземным огнем. Много аналогий между этими феноменами. Огонь необходим для равновесия планеты, но, кроме благотворных проявлений, тот же огонь может быть и разрушительным.

Не то же ли самое можно сказать и о сознании? Оно двигает человека к совершенствованию, но оно же может при беспорядочности создать взрыв. Одурманенный человек готов к любому преступлению, он теряет равновесие, и огненная природа сознания производит взрыв. После неуравновешенных проступков человек тщетно пытается собрать уничтоженные частицы сознания, но иногда приходится начать новые накопления.

Каким черным грузом ложатся шлаки сожженного сознания в Тонком Мире! Можно, подобно поэту, описывать нагруженных путников, пытающихся взобраться на гору. Каждый думает: "Зачем запасся я таким грузом?" Но стоило лишь слушать голос сознания, и груз был бы легким. Кроме того, и Мы могли бы помочь. Нам доставляет великую радость помогать каждому в его области. Но часто самая лучшая посылка летит обратно – непринятая. У Нас велики архивы непринятых посылок, как на почте накопляются недошедшие письма. А ведь некоторые Наши корреспонденты могли бы быть уже осмотрительными. Зачем заслоняться сомнением и раздражением? Когда Мы говорим о Надземном, казалось бы, следовало насторожиться и ловить каждое слово.

Наша внутренняя жизнь полна психологическими моментами, когда каждое чуткое отношение к Нам вызывает Нашу признательность. Урусвати не однажды слышала эти слова признательности. Когда Мы зовем к еще большему спокойствию, значит, Мы предвидим напряжение и нужно пережить дни бережно. Каждому не трудно выйти из равновесия, но какая же это будет находка? Не только нужно напрячь ум, но и прислушаться к голосу сознания.

Мыслитель говорил: "Мой бедный ум, куда ты пойдешь без руководительницы прекрасной, без души?"»

июль, 2019