Говоря о карме, мы все, конечно, понимаем, что карма – это воздаяние за сознательные действия каждому человеческому существу. Но по какой-то загадочной причине, некоторые люди полагают, что кармические следствия должны отражаться не только на человеке, совершившем деяние, но и на его родственниках, детях и т.д. Удивительно, но даже среди людей, называющих себя «последователями Теософии и Учения Живой Этики», встречаются разделяющие такое мнение! Например, целая группа людей, ездившая к некоей даме в соседнюю страну с целью «почистить родовую карму»… Или некоторые лица, называющие себя «рериховцами», уверяющие всех, что «гибельные последствия прочтения Записей Е.И. Рерих» (!) погубят не только читающих, но их детей, внуков, правнуков и т.д. Конечно, для настоящих последователей Великих Учений такое безумие невозможно. Но среди многих людей, не приобщившихся к Великим Книгам и Основам Бытия, время от времени появляются теории о «родовых проклятиях» и о кармических последствиях для людей, непричастных к причинам этих последствий. Откуда появились такие воззрения? И почему они не исчезли? Ведь простое чувство справедливости, имеющееся в каждом чистом сердце, подсказывает истину… Причин этих воззрений, «доказывающих» эти дикие заблуждения, всего две.
1. «Родовое проклятие».
В целом ряде случаев можно наблюдать, что несчастья, постигшие некоторых людей, обрушиваются и на их родственников и потомков. В древности даже упоминаются «проклятые роды», например, род Пелопса, чьи потомки предавали и терзали друг друга, вплоть до полного взаимоистребления (вовлекая попутно в бедствия и всех окружающих). Эти не такие уж и частые случаи страдания потомков как бы за грехи предков объясняются тем, что у людей, имеющих определенного качества карму (добрую или дурную) рождаются не случайные дети, а те, кто с ними связаны по прошлым воплощениям (и может быть вместе создавали эту карму), либо те, чья карма-воздаяние за прошлые деяния сходна с кармой их родителей, и поэтому благополучие или злополучность их – не следствие действий родителей, но их собственных действий в прошлых жизнях.
Сходная карма есть у многих и многих людей, и если мы наблюдаем сходную судьбу у многих, это не следствие воздаяния за других, даже за родственников, а просто одни и те же причины, вызвавшие одни и те же (похожие) следствия. Причины доброй кармы – сердечность, сострадание, забота и помощь нуждающимся, даже в ущерб себе; стремление к Знанию и Красоте, не показное или «по долгу службы», а подлинное; стремление к Высокому Общению и Любовь к Великим Учителям человечества…
О причинах злой кармы прочтем в Письме Великого Учителя: «…Вдумайтесь глубже – и вы найдете, что кроме смерти, которая не есть зло, но неизбежный закон, и несчастных случайностей, которые всегда найдут воздаяние в будущей жизни – происхождение каждого зла, большого либо малого, заключено в человеческом действии, в человеке, разум которого делает его единственным свободным деятелем в природе. Не природа порождает болезни, но человек, миссия и удел которого в экономии природы умирать естественной смертью от старости; за исключением случайностей, ни один дикарь или дикий зверь не умирает от болезни. Еда, половые функции, питье есть естественные необходимости жизни, но излишества в них приносят болезнь, несчастье, страдание умственное и физическое, и все это передается как величайшие бедствия будущим поколениям, потомству преступников. Честолюбие, желание обеспечить благополучие и удобство тех, кого мы любим, приобретением почестей и богатств, достойные похвалы и естественные чувства, но когда они превращают человека в честолюбивого жестокого тирана, скупца, себялюбивого эгоиста, они приносят многочисленные бедствия окружающим его, как нации, так и отдельным личностям.
Таким образом, все это – еда, богатство, честолюбие и тысяча других вещей, которые мы должны оставить неупомянутыми, становятся источником и причиной зла через излишества так же, как и через отсутствие их. Сделайтесь объедалой, развратником, тираном, и вы становитесь породителем болезней, человеческих страданий. Лишенные всего этого, вы умираете с голода, вас презирают, как ничтожество, и большинство из ваших сотоварищей делает из вас мученика на всю вашу жизнь. Потому не природа и не воображаемое Божество должны быть порицаемы, но человеческая природа, ставшая низкой через себялюбие. …» («Письма Махатм Синнету» / Письмо 57).
Бывают также массовые преступления, совершённые множествами людей в некоторые периоды истории человечества (и это не только что-то «громкое» в виде геноцида или порабощения целых народов; это может быть «незаметное» невнимательному, равнодушному взгляду мучительство и унижение отдельных лиц или групп людей невежественными и жестокими «соседями» по учреждению, городу, стране…). Точнее, такое происходит не в некоторые периоды, но постоянно, в той или иной мере. В этом случае, участвовавшие в общем преступлении будут рождаться в поколениях, получающих определенные плоды-следствия их деятельности. Множества могут быть большими, и для их воплощения может потребоваться несколько поколений, которые, конечно, будут нести сходную карму.
Таким образом, заблуждение о «карме предков» рождается в соответствии с известной логической ошибкой: «Мы видим, что событие А наступает всегда после события В, отсюда делаем (часто неправильный) вывод, что В – это причина А, что А – это следствие В. Но это также может объясняться тем, что А и В имеют одну и ту же причину С, поэтому и появляются вместе (причем А с некоторой задержкой); таким образом между А и В может не быть непосредственной причинно-следственной связи».
2. Неверно понятые и искажённые цитаты из Великих Источников.
Наверное, одной из самых главных причин, порождающих заблуждения о «грехах отцов на детях их», являются некоторые фрагменты переводов Библии. Несколько раз упоминается в этих переводах нечто похожее, и ярче всего это выражено в переводе книги «Исход»: «И прошел Господь пред лицом его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (34:6,7). Ну как не поверить, ведь это «говорится» в самой Библии! К сожалению, не принимают во внимание следующее:
Библия – книга, полная символизма, сложного и многослойного, особенно в древнейших её книгах, из которых, собственно, и берутся эти цитаты. Текст этот может иметь иное значение. Что именно понимается под «детьми» «отцов», и под «третьим» и «четвертым родом»? Сторонники буквалистского прочтения древних текстов не моргнув глазом истолкуют буквально и двух «посланных Богом» медведиц, растерзавших 42 маленьких ребёнка, назвавших пророка Елисея «плешивым», и диковинное существо, описанное в Апокалипсисе Святого Иоанна («Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей»)… Один из таких чтецов (больше 1000 лет назад) уверял, что видел своими глазами, как в церкви при совершении Таинства Евхаристии, священник поместил на алтарь младенца, зарезал и потом давал всем есть его плоть и пить его кровь – буквально. Иисус Христос объяснял ученикам своим, что «тем внешним всё бывает в притчах» (Евангелие от Марка, Глава 4)… Но дремучее невежество дикарей, похоже, неистребимо…
Кроме того, следует учесть, что мы читаем не оригинал Библии, а перевод с перевода с перевода с перевода… и т.д. Достаточно чуть-чуть изменить, исказить смысл одного лишь слова на любом этапе – и весь смысл отрывка будет совершенно искажён. Древний текст Библии написан на древнееврейском и арамейском языках; запись представляет собой непрерывную последовательность букв, преимущественно согласных. Чтобы прочесть текст, надо разбить непрерывную последовательность на группы букв – «слова», и вставить между этими буквами гласные. Таким образом, если разбить текст на слова по-разному, получим разный смысл; если вставить между согласными одни гласные – получится одно, если вставить другие – другое. Даже одно это, не считая многочисленных злоупотреблений (намеренных искажений и вставок), делает буквалистское прочтение недопустимым, и часто преступным – по последствиям, оправданиям преступных действий ссылками «на святое писание».
Конечно, если под «детьми» понимать следующее воплощение «отцов», то очевиден смысл этой цитаты: свой грех ты будешь искупать не только сейчас, но и в следующих твоих воплощениях, до третьего или четвёртого воплощения.
Мы действительно «отцы» (т.е. предки) самих себя – в следующих воплощениях. По сути дела, даже в этом воплощении мы «вчерашние» отцы нас же «завтрашних» – не буквально вчерашние и завтрашние, но по периодам жизни, по семилетиям, а может быть по поколениям (около 30 лет).
В Письме Великого Учителя сказано: «… Теперь, возвращаясь к вопросу тождественности между старым и новым Эго, я могу напомнить вам, что даже ваша наука приняла старый, очень старый факт – явно утверждаемый нашим Владыкой – что человек любого конкретного возраста, хотя чувствами тот же самый, тем не менее физически не тот, каким он был несколько лет тому назад. (Мы говорим семь лет и готовы поддержать и доказать это). Говоря согласно Буддизму, его Сканды изменились, в то же время они постоянно, беспрерывно работают, приготовляя абстрактную форму – privation – «особенности» будущего нового существа. Итак, если справедливо, что человек в 40 лет будет наслаждаться или страдать за свои же действия, совершенные в двадцатилетнем возрасте, то одинаково справедливо, чтоб существо нового рождения, которое по существу тождественно с предыдущим существом, раз оно является его порождением и созданием, восчувствовало бы последствия этого самопорождающего Я или личности. (Смотрите «Абхидхарма Кошаа Вьякхья», «Сутта Питака» и другие северные буддистские книги. Во всех найдете Готаму Будду, утверждающего, что ни одна из Сканд не есть душа, ибо тело постоянно меняется. Ни человек, ни животное, ни растение не являются теми же самыми в течение двух последующих дней или даже минут. «Нищенствующие! Знайте, что нет в человеке "постоянного принципа" и только наставленный ученик приобретал мудрость, говоря: "Я есмь", – знает, что он говорит».)
Ваш западный закон, карающий невинного сына виновного отца, лишая его отцовских прав и имущества; ваше цивилизованное общество, клеймящее бесчестьем невинную дочь безнравственной матери; ваша христианская церковь и Писания, учащие, что Бог взыскивает грехи отцов с детей до третьего и четвертого поколения – разве это не гораздо несправедливее и более жестоко, нежели что-либо совершенное Кармою? Вместо того, чтобы карать невинного вместе с преступником, Карма отмщает и вознаграждает первого, что никто из ваших трех, вышеупомянутых властелинов, никогда не додумался сделать. Но может быть, на наше физиологическое указание возражатели могут ответить, что только тело изменяется, ибо есть лишь молекулярное перерождение, которое ничего общего не имеет с умственной эволюцией; а что Сканды представляют не только ряд материальных, но также и умственных и моральных качеств. Но существует ли, спрашиваю я, какое-либо ощущение, абстрактная идея, склонность ума или умственная мощь, которые бы могли быть названы абсолютно не молекулярным феноменом? Может ли ощущение или наиболее абстрактные мысли, которые суть ничто, произойти из ничего или быть ничем? …» («Письма Махатм Синнету» / Письмо 70).
Дикий бред относительно опасности чтения текстов Великих Учителей для читающих и для их потомков, конечно, не стоит даже комментировать. Но в подтверждение (своего невежества) приводят цитату из Учения Храма:
«Годы проходят, слагая десятилетия; десятилетия слагают столетия, а столетия – эпохи. Расы и нации рождаются и умирают, и все же человек – итог всех усилий природы, – имея за плечами опыт, собранный на протяжении всех минувших эпох, по-прежнему уклоняется от закона, требующего, чтобы он жил для своей расы, своего народа и своего мира, а не только для себя одного. Всякий раз, когда он нарушает этот закон, он навлекает наказание на свою собственную голову и на головы своих детей до третьего поколения и дальше. Когда он нарушает закон Любви, он преступает закон, лежащий в основе всех других законов, ибо на его нерушимости покоится здоровье, нормальное психическое состояние, рост и развитие его расы» («Учение Храма» Том 1 / Наставление 219 «ПРОКЛЯТИЕ МИРА»).
Беда некоторых лиц, считающих себя последователями Учения, в том, что они не хотят учиться, не хотят читать это самое Учение. Хотя, кажется, даже самый невежественный человек обратил бы внимание на слова «Наставление 219», и подумал бы, что, похоже, это не набор не связанных между собой текстов (откуда удобно вырывать цитаты для подтверждения своих мнений), а именно УРОКИ – НАСТАВЛЕНИЯ, которые надо изучать последовательно. Если бы было хоть малейшее желание действительно изучать Учение, тогда до Наставления 219 прочли бы предшествующие Наставления, и в том числе Наставление 30, в котором по сути дела объясняется смысл этого фрагмента.
«Действие кармического закона в делах наций и людей, а также в Космосе является самым интересным из всего остального, хотя часто и непостижимо для обычного ученика. В глубине души каждого живого существа живет чувство абстрактной справедливости и чувство отвращения к ее антиподу, обычно называемому несправедливостью; эти чувства обязаны действию двух полюсов врожденного качества, или состояния субстанции, проявляющегося как мудрость.
Как бы ни был низок человек, но сознание того, что его несправедливо обидела природа или его же собрат, обязательно пробудит в нем сильный, хотя, быть может, и молчаливый протест; и нередко такой длительно продолжающийся протест изменяет природу нормального человеческого существа, открывая путь к вырождению. Если бы все люди осознали, что действие негативного полюса кармы было в действительности результатом их собственных ошибок, дурных мыслей и поступков, то растворилась бы самая горькая капля в чаше их печалей. Признав справедливость своего наказания, человек постепенно пришел бы к осознанию, что воспринимаемое им как безжалостное или несправедливое наказание в действительности было проявлением самого благодетельного закона, стремящегося всего лишь восстановить утраченное равновесие.
Ничто и никто не живет лишь для себя одного и ради собственного удовлетворения. Закон, который приносит воздаяние за зло, причиненное вами вашему брату, – это тот же закон, что управляет движением светил на их пути, муравьями в муравейниках, возвращением волны от далеких берегов Океана Жизни.
Сказано: «Ни один воробей не упадет на землю без ведома Отца»; и уж тем более ни одно светило, ни одна звезда не может сойти со своей орбиты и направиться в необъятность пространства без Его ведома; и если это случается, то причина может быть найдена в нарушенном равновесии и расстройстве извечной гармонии. Этот отдельный воробей не обязательно повинен в разладе, но сущностная групповая душа всех воробьев, быть может, нарушила гармонию сферы своего обитания, чем породила одинаковую судьбу для всех атомов – созданий данной группы, которая настигла одного воробья, а именно смерть.
До третьего и четвертого поколений передается проклятие, или дьявол, нарушивший равновесие Любви Отца (в Библии под «поколением» часто подразумевается целый век), и до тех пор, пока эта групповая душа, проявившаяся как зло, не восстановит вновь гармонии, подчинившись Воле Отца; до тех пор, пока не зазвучит ее прежний тон, некогда верно и чисто звучавший в гамме созидания, воробьи – Его создания – будут продолжать падать.
Если камень брошен в воду, то волны, вызванные в результате силы, порожденной его движением и контактом с водою, не могут прекратить своего движения до тех пор, пока не достигнут дальнего берега и не возвратятся к первоначальной точке отправления. То же самое происходит и тогда, когда разлад, или грех, пробуждает вибрации в Океане Жизни. Этот разлад, или грех, расходится к периферии его сферы действия и возвращается назад, к центру своего бытия, до тех пор, пока его сила не будет исчерпана. Породившая его мощь является проводником для его же наказания, ибо лишь там, где эта мощь бездействует, существуют мир и гармония; а лишь в мире и согласии могут царить совершенная радость и удовлетворение, может найти свое осуществление Любовь.
От единичного дисгармоничного действия природы или человека большого несчастья не случается. Но если век за веком к общей массе прибавляется по одному малому действию, по одной малой капле, то мера становится наконец полной, а переполнившись, извергает свое содержимое при последнем действии, каким бы ничтожным и незначительным оно ни было.
Вы сами – ментально, морально и физически – являетесь результатом веков чередующегося роста и упадка, и все, что к вам относится, подвержено действию тех же самых законов. Ныне на земле находится бесчисленное множество человеческих существ, каждое из которых ждет лишь одного слова, одного взгляда или действия кого-то другого, чтобы окончательно ступить на тот путь, который приведет его под руководство Учителей Белого Братства. И существует бесчисленное множество других, которые также ждут подобного слова, взгляда или действия, в результате которых они сделают последний шаг в самую бездну жизни, под контроль Братьев Тьмы. Почти невозможно для Меня заставить вас ощутить и осознать невероятный кризис, нависший над делами людей и наций, а также то, сколь важны ваши мысли и действия как сейчас, так и в недалеком будущем. В некоторых случаях такие мысли и действия можно уподобить тому последнему импульсу или событию, что требуется для того, чтобы вызвать большое бедствие: эволюционное состояние некоторых из вас таково, что вы можете даже бессознательно оказывать огромное влияние. Ваша мысль, слово или действие могут вызвать необходимую стихийную силу, посредством которой, найдя канал, или проводник, в каком-либо влиятельном воплощенном лице, будет обеспечена и укреплена связь, а уже совершенные необходимые приготовления воспламенят похоронный факел, – и тогда вспыхнет пожар, последствия которого не знает ни один человек» («Учение Храма» Том 1 / Наставление 30 «ТРЕТЬЕМУ И ЧЕТВЕРТОМУ ПОКОЛЕНИЯМ»).
Теперь можно прочитать Наставление 219, причём полностью:
«Годы проходят, слагая десятилетия; десятилетия слагают столетия, а столетия – эпохи. Расы и нации рождаются и умирают, и все же человек – итог всех усилий природы, – имея за плечами опыт, собранный на протяжении всех минувших эпох, по-прежнему уклоняется от закона, требующего, чтобы он жил для своей расы, своего народа и своего мира, а не только для себя одного. Всякий раз, когда он нарушает этот закон, он навлекает наказание на свою собственную голову и на головы своих детей до третьего поколения и дальше. Когда он нарушает закон Любви, он преступает закон, лежащий в основе всех других законов, ибо на его нерушимости покоится здоровье, нормальное психическое состояние, рост и развитие его расы.
Закон Любви и закон моногамии в основе своей один и тот же закон. Небрежение к чистоте и девственности со стороны мужчины или женщины, оскорбляющее этот закон, есть преступление против Божественной Любви, для которого нет прощения. Человеческий закон, служители которого провозгласили союз одного мужчины с одной женщиной, основан именно на этом Божественном Законе, даже если эти служители, возможно, и не знали этого факта. И ни один мужчина, и ни одна женщина не могут нарушить его, без того чтобы не умножить последствий проклятия, павшего на человеческую расу из-за продолжающегося уже веками нарушения этого закона. Все самые ужасные условия человеческой жизни есть результат его нарушения. Человек может сколько угодно спорить, испытывать себя, проклинать, как только возможно, этот закон, но и сегодня этот закон остается для него таким же неизменным, как и в день его сотворения, или в день разделения полов.
Каждому мужчине и каждой женщине предоставляется возможность решать вопрос отнюдь не о том, будут ли он или она лично брать от жизни самое лучшее, и не о том, будет ли его жена или ее муж святым или грешником, – но о том, будут ли они, как представители расы, способствовать развитию этой расы своим примером, исполняя эту заповедь, или, напротив, внесут свою лепту в поток опустошений и преступлений, а также в вырождение этой расы, восставшей против закона Любви. И пока человечество в целом не осознает этой истины, не может быть рождена совершенная раса» («Учение Храма» Том 1 / Наставление 219 «ПРОКЛЯТИЕ МИРА»).
Таким образом, изучив оба Наставления, мы видим, о чём идёт речь. Люди, ведущие развратный образ жизни и не соблюдающие закон Любви и сочетаний порождают потомство, тела, непригодные для воплощения развитых, возвышенных духов. Причина – телесная дисгармоничность рождающихся, не дающая развить, раскрыть, использовать высшие духовные центры для проявления в течение жизни. Вот о каких последствиях, проявляющихся в детях согрешивших предков, здесь говорится. И не прекратится это «производство» дисгармоничных тел для вновь воплощающихся духов в течение нескольких (трёх-четырёх) веков… Конечно, ни о каком наказании детей за поступки родителей здесь не говорится.
«Родовая карма», «карма поколений» может пониматься не только в смысле порождения негодных тел, но и как коллективная карма групп людей, от малых (среди которых могут быть и отдельные семьи) до больших (целых народов, или всего в этот период живущего и действующего человечества). Но если отдельный человек не совершил деяния (под деянием подразумевается не только действие, но также слова и мысли), то он и не понесёт за них ответственность. Тем не менее, если, например, преступные люди или группы людей ухудшают жизнь какой-нибудь страны в целом, не всегда получается полностью избежать этих последствий для всех, живущих в этот момент в данной стране. Но все незаслуженные страдания обязательно будут скомпенсированы, и существенно плохих последствий удастся избегнуть (если, конечно, накопленная ранее карма это позволит). Нередки также случаи – для людей, пытающихся сознательно идти по пути самосовершенствования, эволюции – случаи сознательного избрания для себя трудных воплощений, предполагающих незаслуженные тяготы и страдания, если это необходимо для продвижения по пути эволюции духа.
Прочтите фрагменты из письма Е.И. Рерих и из книги «Надземное» на эту тему:
«12.01.1940 … Приводимая Вами фраза – «Непринятием учения Христа евреи исключили себя из духовной эволюции» – принадлежит не мне, а моему корреспонденту, на письмо которого я и отвечала. Фраза эта была поставлена мною в кавычках. Дальнейшие строки в этом моем письме не ограничивают приведенное утверждение одним народом, но прилагают его и к другому случаю в общечеловеческой истории и поясняют, как отказ от Учения Света, неизменно приносимого Великим Учителем на границе смены эпохи, отяжеляет судьбу, или карму, народа. Ведь каждый Великий Учитель указывает следующую, или грядущую, ступень эволюции, и, конечно, народ непринятием ее отказывается от сужденного продвижения, или планомерной эволюции. Так Христос приносил очищение древнего Учения и боролся с возрастающим лицемерием фарисеев и поклонением золотому тельцу, и те, которые отвергли приносимое Им Провозвестие новой ступени эволюции, обрекли себя и всех связанных с ними кармою на тяжкий путь. Груз золота особенно тяжек. Но среди евреев, как и среди каждого народа, исповедующего иную веру, есть достойнейшие люди, и которые больше служат Заветам Христа, нежели многие, называющие себя христианами, и, конечно, они продолжают свою духовную эволюцию. Итак, исключение из духовной эволюции в приводимом Вами утверждении следует понять как добровольный отказ или исключение себя из определенного цикла эволюции, или как временную задержку в духовном продвижении. Но если существует бесконечная эволюция, то должна существовать и такая же инволюция, потому в этом последнем процессе можно дойти до такого состояния разложения, которое как космический сор может поступить лишь в переработку при новом круговращении Великой Матери Природы.
Теперь вопрос – все ли евреи несут карму за содеянное их народностью великое злодеяние? Как народность в целом, несомненно, они ее несут, но в разной степени для отдельных индивидуумов, так же как и каждый другой народ, совершивший то или иное преступление против эволюции. Некоторые народности, в том числе и евреи, держатся обособленно в силу многих причин, как на Земле, так и в Тонком Мире, и потому перевоплощаются в своей же среде. Именно это последнее обстоятельство может чрезвычайно усилять в силу атавизма некоторые национальные черты, которые и куют общую карму народа.
В пояснение привожу из «Надземного» § 504. «Урусвати знает, насколько своеобразно касается карма целых стран. Можно себе представить, как смешиваются кармы: личная, родовая и народная. Вы увидите страны, как бы несущие на себе какое-то проклятие. История этих стран может дать некоторую разгадку, но могут быть причины, не вошедшие на страницы истории. Спросят – неужели несправедливость, совершенная в отношении одного человека, может отразиться на целой стране? Может, тем более что многие воплощаются в одном народе. Все такие обстоятельства увеличивают ответственность человечества. Телесные особенности передаются на многие поколения, тем печальнее, что люди не думают, что могут передаваться и все кармические признаки. Урусвати права, полагая, что лучше воплощаться в разных народностях, но и это соображение нужно усвоить, иначе в Тонком Мире человек пытается замкнуться среди сородичей и тем лишает себя новых испытаний…»
Итак, главная беда в том, что никто не хочет полностью осознать, что начало или корень всех бедствий, всякого зла в мире есть НЕВЕЖЕСТВО. Как сказано – Ад есть невежество. И потому убийство носителей Света и отвергание приносимых ими ступеней эволюции есть ввергание себя и своих близких во тьму или в ад жестокосердия человеческого невежества. Нет большего преступления, как невежество. Если честно и вдумчиво проследить историю эволюции человечества, то увидим, что именно ограничения и преследования свободного познавания и делали возможными все жестокие восстания.
Приводимое Вами речение: «Несть бо ни эллин, ни иудей» – следует понять как подтверждение, что все люди едины в своем происхождении и лишь степень прилежания их к Божественному Началу или погружения в земное отмечает их эволюцию. Деление человечества может быть лишь по этим двум видам, все же остальные человеческие разграничения принадлежат к земным преходящим формам.
Следующий параграф из «Надземного» поясняет великую взаимодействующую кармическую связь между людьми. «596. Урусвати знает, что каждое человеческое общение порождает следствие для всех участников. Следует повторять это всем людям, ибо большинство вообще не понимают, о чем идет речь, и даже просвещенные люди думают, что предполагается какое-то важное действие, а привычный обиход не имеет касания к сказанному. Нужно подчеркнуть, что мы говорим о каждом действии независимо от его размера. Могут сказать – неужели домашний обиход может иметь глубокий смысл? Именно может. Постоянно говорят о несчастных безвинно страдающих, но посмотрим в корень быта и найдем множество причин, порождающих несчастье. Могут быть прямые и косвенные причины. Может человек страдать по вине другого, но какая-то связь следствий должна быть. Простой семейный быт разве не порождает множество следствий? Семья забыта и часто служит злейшим рассадником вражды. Могут ли такие порождения происходить бесследно? К тому же они обычно прикреплены к одному месту и тем усиливают размножение губительных бактерий. И такие людские рассадники являются опасными врагами счастья человеческого. Но также не забудем многолюдные учреждения, где гнездится человеконенавистничество. Так люди должны помнить свой долг и не заражать пространство. У Нас имеются аппараты, которые показывают заражение пространства. Правители зовут решать дела мира, но основа раздоров вовсе не в неудачном приказе, но в каждодневном быту народа. Мыслитель говорил: "Не Архонты объявляют войну, но каждый гражданин таит ее в своем доме"».
Кто-то раз сказал, что ведать и вести политику страны могут лишь специалисты, но на это один очень умный человек возразил – «Но беда в том, что невозможно ограничить или определить, где начинаются и кончаются пределы политики. Каждый гражданин страны вольно или невольно только и делает, что творит политику. Потому самая лучшая мера для улучшения всякой политики – это начать с правильного воспитания и образования народа в духе дружелюбия и неограниченного познавания».
Так карма охватывает и поясняет все деяния человеческие.
На Ваш вопрос, приходит ли человек на Землю с определенною задачею, могу ответить, что каждый дух имеет определенное задание с момента зарождения его человеческого сознания, именно задание самоусовершенствования. Но кроме того каждая продвинувшаяся душа сама или по указанию Сил Света избирает себе определенное воплощение и задание, согласно ее желаниям и устремлению. И размеры этого задания определяются самим выполнителем в полном соответствии с его способностями и силою устремления. Конечно, у большинства человечества даже желания настолько слабо оформлены, что они рождаются, влекомые лишь кармическим притяжением и забыв и о своем основном задании совершенствования».
«Урусвати знает, что некоторые жители Тонкого Мира сознательно выбирают воплощения. Говорю о тех, кому карма позволяет иметь и более легкое существование, но утонченное сознание подсказывает, что трудная земная жизнь стоит многих легких. К тому же эти самоотверженные путники охотно принимают поручения, от которых малодушные поспешили бы уклониться.
Вот вы поминали Нараду, названного Спорщиком. Он имел нелегкую задачу вызывать разумное суждение посредством спора, таким образом многие дремавшие сознания пробуждались. Также немало сильных духом принимали задания освободить людей от ветхих пережитков. Можно представить, как тяжка была жизнь таких очистителей! Они выдерживали ярые нападения, и лишь далекое будущее уделяло им справедливую оценку. Но многие такие труженики не оставляли имени; в истории лишь указывалось на некоторое движение, способствовавшее обновлению мышления.
Не нужно думать, что таких борцов было мало. В разные эпохи появлялись сильные духом, которые своею жизнью свидетельствовали о правильном пути продвижения. Пусть друзья подумают о таких тружениках, они тем ценнее, что могли бы избрать существование почти беззаботное, но они решили потрудиться. Пусть эти труды будут степенями светлого восхождения.
Мыслитель убеждал учеников избирать трудную жизнь: «Лишь в труде преуспеете»» («Надземное», 621).
июнь 2022 года