Вера и знание. Могут ли они "в принципе" найти примирение в условиях разделения человечества на ищущих посредством восприятий, и тех, для кого убедительна только истина, выраженная в формуле точной науки?
Напрасно думать, что вопрос неактуален. Все сферы современного научного знания, как бы изящно ни формулировались их перспективы и текущие задачи, по сути "решают" один общий вопрос: как соотнести ту действительность, которая "воспринимается" (интуитивно, или духовно) с той, которая может быть "вычислена" или "обнаружена" посредством технических средств (в века технического прогресса принято вполне доверять только технике, не человеку же с его субъективностью).
Если кто-то думает, что философия как сфера интеллектуально-духовного синтеза "обобщает" искания и даёт основания для единства, то он ошибается. Увы, философия, а точнее, множество из тех, кто профессионально ею занимается, не считают, что она имеет в своём арсенале (среди множества учений) общие точные основания (кстати, вопреки Учению Платона, утверждающему объективность и единство Истины, несмотря на относительность способностей её искателей).
Если бы вопрос веры и знания был только мировоззренческим, его можно было бы и не рассматривать. Казалось бы, какая разница. – Одни "знают опытом восприятий действительности", что Высшее Начало существует, другие не верят, но надеются (иначе на что уповать в безысходности), третьи не верят и не надеются (хотя таких всё меньше, ибо здравый смысл подсказывает, что у Вселенской Гармонии должна быть Причина, а у человека с его "могуществом" – возможность не только искать, но и находить некое единство в беспредельном океане разнообразных энергий и процессов).
По этой причине многие философы, не придя к консенсусу в объяснении Бытия, пришли к согласию о моральной и нравственной необходимости Начала Высшего. И многие учёные в поиске частицы-основы Вселенной тоже признают наличие физически необъяснимой "созидательности" в наблюдаемых процессах Вселенной.
Говорят, мол, можно освободить энергию, можно найти новые состояния материи, но как "запустить" созидательный процесс без воли? Богословы радуются, мол, вот-вот "снова" всё вернётся в "лоно" веры, а следовательно, организованной религиозности. Но нет, что точно ушло в прошлое, так это "слепое" доверие.
Человечество, не доросшее до одухотворённого интеллекта, ещё не открывшее потенциал высшей разумности в себе, всё же достигло некоторой степени свободы духа и понимания того, что внутренний потенциал (как его ни называй) имеется, и от свободной воли, как инструмента реализации этой высшей потенциальности в себе, уже никогда не откажется.
Нет необходимости спорить о существовании Бога или Абсолютной Воли. Нет необходимости "доказывать" наличие или отсутствие Абсолютной Созидательной Силы во Вселенной.
Имеется возможность прийти к согласию и открыть новые горизонты знания – возможность вполне логическая, научная, и при этом отвечающая духовной потребности. Эта возможность – Закон Иерархии.
Закон иерархии выражен во всём бытии, так же, как и во всяком успешном опыте, научном или жизненном опыте каждого наблюдательного человека.
Всякий раз, когда иерархия, то есть руководство более тонкого принципа, нарушается, следует разрушение, неудача, в тупик приводит как научный поиск, так и жизненная активность. (Осталось определить "более высокое", утвердиться в понимании иерархии. Есть принцип утончения, во всём, в вопросах знания, образования, мышления, чувствования… Выше то, что энергетически "тоньше", что возвышеннее, одухотворённее, ближе к области "Идеалов".
Физика в поиске фундаментальных частиц тоже движется иерархически – к более и более тонким уровням материи - энергии. Хотя и не выходя за пределы материи физической.
Главное проявление закона Иерархии – сознание. Между сознанием идиота и сознанием разумной и одухотворённой личности разница огромна. А ещё более разумной и более одухотворённой личности, а ещё и ещё более… может ли кто-либо установить предел этого возвышения разума и духа?
Гносеологический вопрос о познаваемости Бытия – условность, чисто теоретическая "игрушка" интеллекта – если Бесконечность (Беспредельность) принята как реальность, как идея.
Бесконечность предполагает неограниченность: неограниченность роста мысли, утончения восприятий, появления новых качеств.
Если истории известны более мудрые мыслители, более проницательные деятели, известны "необъяснимые" способности (индийского йога или христианского святого…), то несложно понять возможность нарастания каждого качества и каждой такой способности…
Это принцип иерархии – утончения, углубления, причём, неограниченного (принимая бесконечность как "доказанный" или аксиоматичный принцип Бытия).
Тогда зачем спорить о Боге – Абсолюте? Если принять принцип нарастания во всём, несложно признать разум и дух и нравственность более высокого порядка, чем то, что наблюдают многие люди "вокруг себя".
Правда, надо учесть самость и самонадеянность, свойственную определённому типу людей, мыслящих примерно так:
"Если даже я этого не знаю (не понимаю), если даже те, кого я считаю высокоразумными и знающими этого не знают, значит… это недоступно никому…"
Никому? Нигде и никогда? Значит, на "мне" и "таких, как я" замкнулась Жизнь, с присущей этой Жизни Бесконечностью, признанной даже самыми точными науками?
Как только человек и человечество примет принцип бесконечности вдумчиво и действенно, а не формально, то вопрос о Боге… "отодвинется".
Не в том дело, существует ли Абсолютная Воля и Абсолютное Сознание, но в том, что над каждой мыслимой ступенью разумности и могущества имеется более высокая ступень, а над нею следующая, за той следующая… Мы ведь признаём Бесконечность?
Принятие Иерархии естественно для разума, нравственности и духа человеческого. Если нет более высокого, то нет и возможности роста, ни в чём… (впрочем, затемнённая совесть именно это и "говорит" новым и новым "Раскольниковым", ведя к неминуемым разрушениям…) Созидание любое, в нарастании знания или росте нравственности – всегда иерархично.
Именно поэтому Великий Будда не говорил со всеми о Боге – о Наивысшем, но утверждал Знание о человеке и бытии, которые тоже при обобщении сводятся к Иерархии: Закон, Учитель, Общность, Путь и возрастание духа на Пути – к Высшему Миру (Нирване). А ближайшим ученикам объяснялось, что и Нирвана – не предел восхождения духа и сознания.
А ещё иерархия в мотивах: ради собственного освобождения (Хинаяна) – более низкая ступень. Достижение Освобождения ради Освобождения для всех – более высокая и более истинная ступень – Махаяна, Путь Бодхисаттвы). Ещё более высокий путь – Достижение Освобождения и отречение от Нирваны – ради Помощи людям на земле.
Агни-Йога даёт и более далёкие горизонты знания, более высокие уровни мысли и духа. Люди, принимающие Беспредельность, понимают, что мысль и возможности роста сознания не могут быть ограничены ни земной телесностью, ни пространствами космическими.
Понять и принять Закон Иерархии для человечества в совокупности его достижений означает оставить споры об Абсолюте и обрести, наконец, основания для созидательной деятельности.
"…Правильно, что иерархия рабства окончилась, но явление Иерархии сознательной сопровождается страданием человечества. Слишком много рабства в мире, и слишком подавлено каждое пламя сознания. Рабство и сознательная Иерархия – как день и ночь! Потому не смущайтесь повторять: Иерархия сознательная, Иерархия свободы, Иерархия знания, Иерархия Света. Пусть незнающие зачатия Нового Мира насмехаются, ибо каждое понятие Нового Мира им страшно. Разве им не ужасна Беспредельность? Разве им не тягостна Иерархия? Ведь, будучи сами деспотами невежества, они не понимают созидательность Иерархии. Сами будучи трусами, они ужасаются перед подвигом. Так положим на весы самые нужные понятия наступающего великого Века – Беспредельность и Иерархия!"("Иерархия", 345).
03 июля 2023 года