«Догмы не могут существовать, кроме догм, оявленных как Законы Природы». Е.И. Рерих
I. Закон Равновесия в понимании Блага. Место философии в решении задач общественного строительства.
«…Существует заблуждение, что будто бы эволюция незыблема и закон её действует безотносительно. Но мы знаем, что всё живёт и движется индивидуально. Значит, должна быть особая координация и дисциплина, чтобы созвучие не нарушалось
Существует логика эволюции, такая высшая логика приводит закон в движение, когда гармония будет ясна и положена в основание жизни. Особенно трудны годы мирового переустройства. В ясном понимании народы должны осознать путь совершенствования, для этого крупицы Истины должны достичь народного множества.
Легко представить себе, сколько зёрен теряется в таком процессе рассеивания, не только теряется, но и извращается. Столкновения неизбежны там, где истина злотолкуется. Народы восстают против всего человеческого и, в то же время, не дерзают постигать Надземное. Последствия такого разногласия выливаются в бессмысленные братоубийства. Не нужно думать, что эволюция требует таких жестоких проявлений. Нужно оплакивать, видя, как человечество избирает ужасную юдоль.
У Нас удивляются, когда, несмотря на многие достижения, люди всё-таки предпочитают самые низкие решения…» («Надземное», 589).
…Экономика и политология подняты в современном мире на ту высоту, на которой в века расцвета культуры могла претендовать лишь философия в наиболее возвышенном её проявлении. Мудрость, глубина Знания, одна лишь имеющая законное право на решение общественных проблем, вытеснена за пределы так называемой практической, или, как принято говорить, «реальной» жизни. И каждый раз, когда звучит это сакраментальное «реальная жизнь», произносящий вряд ли осознаёт, насколько суживает эту реальность, ограничивая её самым поверхностным уровнем восприятия Действительности.
Принцип «объёмного» взгляда на мир чужд мышлению человечества уходящей Эпохи. В то время, как накопившиеся проблемы требуют именно целостного знания о Действительности и понимания глубины причинных уровней земных событий. Учение Живой Этики провозглашает принцип единства земного и Надземного, зримого и Незримости не только как основу понимания всех явлений, но и как принцип нахождения более совершенных методов деятельности.
«…Мы хотим, чтобы Надземное в полной мере сочеталось с трудами земными. Мыслитель не уставал указывать, что деятель должен быть служителем высших законов» («Надземное», 508).
Мышление о закономерностях развития целостного общественного организма, не разделённого на материальное и духовное, внешнее и внутреннее, стало лишним грузом для интеллекта Эпохи материализма, в конце своём давшей множество инструментальных знаний, но не продвинувшейся даже в понимании причин наиболее актуальных проблем современности, как социальных, так и природных.
Каждая отрасль современной науки мало согласуется с другими, процесс научного познания Действительности словно сбился, поставив себя в состояние обслуживания одних лишь узко-материальных запросов мира, ввергнутого в состояние непрестанной конкуренции. Человечество будто договорилось не учитывать катастрофического нарушения Равновесия, этого великого закона, правящего жизнью на всех уровнях бытия, независимо от того, осознан он или не осознан человечеством.
Равновесие между духовным и материальным, между природным и социальным, между женским и мужским началами и т.д. – причину каждой сложной проблемы, ставшей перед человечеством, следует искать в нарушении великого Закона Равновесия.
Необходимость равновесия между запасом природных ресурсов и цивилизационной деятельностью понимается человечеством, необходимость очищения природы и сбережения природной энергии – задача, сегодня понятная даже детям. Однако другие аспекты великого Закона, который находится в основании всякого созидательного процесса, человечеству ещё предстоит осознать. Основа понимания пути восстановления утраченной гармонии жизни – в знании о тонких энергиях, незримыми нитями связующих зримое и Незримость.
Эволюция есть постоянное Движение, и, как ни парадоксально звучит для внешнего интеллекта, но равновесия в его буквальном смысле не существует в Природе, ибо нет остановки в непрестанном Движении энергий. Смысл равновесия как закона – гармония в непрестанном движении Энергий. Именно нарушение гармонии Движения энергий наносит ущерб процессам развития.
В жизни человеческого сообщества осознание прогресса как искания Равновесия в самом широком, космически-духовном смысле, будет путём Истины… Настоящее время даёт явление Мира в его крайней сфокусированности на плотно материальном Плане, при характерной ограниченности всех знаний и грубости форм действий.[/] [p]Равновесие между материальным и духовным аспектами общественной жизни, между физическим и Духовным Планами на Земле, равновесие интеллекта и сердца, дискретной мысли рассудка и цельной мысли духа.
Человечеству Новой Эпохи предстоит осознать и более высокие уровни проявления равновесия между психической энергий человека и Энергией Пространства: Равновесие между напряжением воли человеческой и напряжением Мысли Пространственной, между устремлением человечества и направлением токов Эволюции, или Мысли Космической.
Все эти проявления великих законов Равновесия - Гармонии в процессе Развития человечество Новой Эпохи постигает и философски, и путями естественных наук – доказательной практикой.
От успеха применения закона Равновесия энергий как Закона сокрытых, непознанных пока Огненных процессов, в конечном итоге зависит степень прогресса новой, более светлой цивилизации, основы которой уже утверждены в пространственных клише.
Отличительными характеристиками этой новой цивилизации является ориентированность на Гармонию в самом широком и самом практическом смысле.
Философия, отторгнутая и униженная веками механической цивилизации, в Новой Эпохе снова будет приглашена на отнятый и по праву принадлежащий ей трон не только в зале научного познания жизни, но и в решении актуальных задач жизни. (Осмыслив Законы Бытия в свете знаний о закономерностях тончайших энергий, философия утвердится в научности своих фундаментальных истин, очистится от скепсиса в вопросах гносеологии).
Настоящее время ярко демонстрирует, как утрата руководящего синтеза приводит человечество к деградации. Но тенденции уже Новой Эпохи проявляются в попытках решения задач жизни не узкими методами специальных знаний, но мышлением, основанном на синтезе.
«…Улучшение жизни на планете настолько зависит от сдвига сознания, что главное продвижение является выражением мышления» («Беспредельность», 517).
«Урусвати знает значение тонкой границы. Поистине, редко понимают такую границу, невыразимую словами. Как пояснить, почему нечто позволено, а рядом, на толщину волоса, уже недопустимо. Только расширенное сознание поймёт, где различие между созиданием и разрушением. Многие культуры древности, сочетая в одном символе и созидание, и разрушение, тем указывали на близость понятий, о которых земной рассудок так грубо судит…» («Надземное», 215).
Мир, провозгласивший принцип экономического успеха как единственный ориентир и критерий развитости государства и изгнавший идеи духовного смысла, поднял теории о «вседвижущей» силе экономики на высоту аксиоматических истин. Представителей научной экономики и политологии (этого детища современной софистики), общественное мнение возносит на пьедестал, с которого современный «оракул» призван делать прогнозы и давать советы в условиях цивилизационных тупиков.
Что же явил этот оракул в качестве движущей идеи развития государственного и общественного? Конкуренция, рынок, свобода – от «гнёта» любой идеи, кроме одной – идеи господства своекорыстия, личного и группового.
Так «Прагматизм» – понятие ключевое в современном политическом словаре, и его перекрашенный эмоционально-оценочный фон отражает не просто уже мировоззренчески обусловленную тенденцию.
Положительный эмоционально-оценочный фон таких понятий, как прагматизм, конкуренция, агрессивность, амбициозность и т.п., отражает проблему не только крайней поверхностности распространённых взглядов на социальные процессы, но опасное дальнейшими разрушениями, культивируемое невежество множества людей. Этим множествам людей, наивно доверяющим судьбы стран своих «знающим» и образованным «менеджерам», предназначено ими быть лишь марионеточной массой.
Но куда двинется эта коллективная воля? Кому доверяют люди право решения вопросов блага? Неужели метод, или суммарно – методология – укажет путь блага? (Современные представители софистики не мало преуспели в обмане, убедив множества в том, что между внешней, часто лишь кажущейся полезностью, и благом можно поставить знак равенства).
Великий Платон, философ-Посвящённый, в «Государстве» говорит о недопустимости отдавать руководство людям, жаждущим власти, и тем, кто мечтает обогатиться благодаря высшему положению. А также не следует, по утверждению мудреца, допускать к власти людей поверхностных, хотя бы даже и знающих дело правления, и людей, далёких от понимания справедливости и красоты. Иначе говоря, правление – удел мудрых и знающих, для которых власть и руководство – жертва. Но как обществу подойти к реализации этих идей? По Платону – поступенно, доверяя чувству Света и чувству Истины, слушая тех, чьё сознание более глубоко и более нравственно, то есть «философов» – в истинном смысле понятия, тех, кто знает справедливость в её общечеловеческом смысле и умеет действовать в её свете. Но такие люди, обладающие знанием и мудростью, свободные от своекорыстия, от властолюбия и сребролюбия не стремятся к власти, и если берут на себя её бремя, то не потому, что им нравится это дело, но потому, что общество нуждается в том, чтобы именно такие люди управляли государством. Ибо лишь мудрым и справедливым открыто Общее Благо в его подлинной сущности.
«…Так вот, хорошие люди потому и не соглашаются управлять – ни за деньги, ни ради почёта: они не хотят прозываться ни наёмниками, открыто получая вознаграждение за управление, ни ворами, тайно пользуясь его выгодами; в свою очередь и почёт их не привлекает – ведь они не честолюбивы… А самое великое наказание – это быть под властью человека худшего, чем ты, когда сам ты не согласился управлять. Мне кажется, именно из опасения такого наказания порядочные люди и управляют, когда стоят у власти: они приступают тогда к управлению не потому, что идут на что-то хорошее и находят в этом удовлетворение, но по необходимости, не имея возможности поручить это дело кому-нибудь, кто лучше их или им равен. Если бы государство состояло из одних только хороших людей, все бы, пожалуй, оспаривали друг у друга возможность устраниться от правления, как теперь оспаривают власть. Отсюда стало бы ясно, что по существу подлинный правитель имеет в виду не то, что пригодно ему, а то, что пригодно подвластному…» (Платон «Государство»).
Спустя два тысячелетия после Платона, Учение Живой Этики снова акцентирует вопрос Общего Блага в его духовной глубине, обращает ко всему человечеству призыв к осознанию глубины понятий справедливость, закон, развитие… – на основе познания Единой Энергии и основ гармонии человека с живым Пространством. Постулаты о справедливости, нравственности, гуманизме являются, по Учению, не просто нравственными аксиомами, существующими вне зависимости от плана решения «материальных» задач, но именно являются методами решения самых практических задач. Это путь гармонизации энергии людей с тонкими энергиями Пространства. (Энергии тонкие наполняют Пространство, их накопления в духе человека составляют сущность индивидуальности. – Того самого «внутреннего человека», по Платону, который распознаёт благо и красоту не столько опытом земным и логикой рассудка, сколько «припоминанием» того, к чему приобщалась душа, пребывая в небесных сферах – в Мире Духа).
Учение Великих Учителей утверждает, что лишь знание глубины Жизни и глубины человека продвинет человечество в способности к упорядоченному государству, гуманному в истинном значении понятий. Государство как управляемая система общежития должна быть способна обеспечить её членам возможность развития, эволюции. Для этого должно оздоровить сами основы общественной жизни. Синтетическое понятие Культура в значении просвещённости, одухотворённости, знания и устойчивости светлых ориентиров является в Учении олицетворением здоровых оснований общественной жизни.
«…люди неправильно понимают великое понятие справедливости. Нередко люди признают справедливость как условное судейское изречение, но человек призван к познанию достоверному и должен обратить сердце своё к Истине. Может Мир Надземный расширить сознание. Как жезл может указать подземные воды и металлы, так скипетр духа может показать Истину.
Многие качества должны быть осознаны не условными ограничениями, но по существу. Не часто люди понимают такое простое выражение – по существу. Для познания его нужно иметь известную долю синтеза, но для этого нужно, прежде всего, признать значение Надземного Мира
Мыслитель приучал учеников усматривать воздействия Надземные во всех проявлениях жизни. Именно Надземное не есть только сфера, но и состояние сознания» («Надземное», 697).
Необходимость приближения государства к идеалу гуманизма осознана человечеством, очевиден также факт, что цивилизация «экономического успеха» ещё не дала примеров государства, работающего ради действительной человечности.
Но говоря о гуманизме, необходимо договориться о понятии, рассмотреть понятие человечность, которое, как и большинство нравственных понятий в Эпохе материализма, предельно сужено и лишено глубины, отсюда неумение решить вопрос, как не угнетая свобод, не допустить разложения. Следует приложить во всём критерий качества психической энергии, чтобы понять путь истинной свободы воли.
«Урусвати знает, насколько вредно произвольное ограничение понятий. Вот люди говорят о человечности и полагают, что она есть только милосердие и сострадание, но человечность есть выявление всех качеств достойного микрокосма.
Человек не может прожить хотя бы без своеобразного представления о Надземном Мире…
Также человечность должна распознавать, когда совершается нечто значительное…» («Надземное», 697).
Понятие прагматизм – следствие ограниченного понимания полезности, обездушенное представление о пользе, даёт целое мировоззрение, сущность которого в принципиальной отделённости внешнего физического плана жизни от тонкого и духовного. «Прагматизм» в дискурсе современной общественно-политической мысли настолько же далёк от реализма, за агента которого стремится себя выдавать, насколько отвергнутый узкими материалистами романтизм и идеализм, даже в самых «заоблачных» тонах аур этих понятий, ближе к реализму подлинному, не отвергающему глубину задач общественной жизни, знающему о неразделимости Планов бытия.
(Идеологии коммерчески обусловленного общественного блага, направлены на цели порабощения не только индивидуальных сил, но потенциалов целых народов, и становятся скрытой целью тех, кто, проповедуя «здоровый прагматизм» и широту возможностей личности, проводит новые, более изощрённые формы ограбления, создавая условия для подавления психической энергии людей и её растления).
Великие Учителя человечества на протяжении многих веков насыщают пространство идеями развития духа и мысли, поддерживая все стремления людей к познанию и просветлению жизни.
«…Ярому необходимо понять, что Мы не ценим долларное преуспеяние, но яро тут оявленное народом в его исканиях новых форм и в стремлении к истинному просвещению» (Из Записей Е.И. Рерих 1953-1954 гг.).
Энергия, огонь психической энергии, с которым человек является в этот мир, будучи лишь вычерпываемой, подобна природе, превращаемой в пустыню. Придумавшие понятие «человеческий капитал» также отнюдь не имели ввиду ценность этой священной силы в человеке, но лишь её «рыночное» значение – превращение творческой силы человека – истинного блага плотного и Тонкого Миров – в капитал.
Нужно понимать человека со всей мощью его аппарата психической и духовной силы, чтобы видеть всю затемнённость утверждений о факторе и ценности «человеческого капитала».
Именно ради Человека – развития возможностей и сил ещё неведомых, сопряжённых с высочайшими возможностями творчества (в объёмном его понимании), должны развиваться государственные системы со всеми их составляющими институтами и атрибутами.
Каждое человеческое существо рождается на этой планете с призванием дальнейшего развития сознания и ответственностью за развитие жизни на планете. И государство, при всём многообразии концепций, будет лучшим такое, которое даёт человеку возможность развития и приложения своих сил, ради «утончения» всей жизни, умножения её истинного Блага – тонкой, Космической по своей природе, силы жизни на Земле.
«…Зерно духа одето в сияющую психическую энергию. Это одеяние может быть убого или прекрасно, но оно менее всего принадлежит человеку. Он одарён щедро, ибо микрокосм является конденсатором психической энергии. Не следует называть собственностью дар, который прислан для познания Надземного. …» («Надземное», 697).
Обездушивание социальной жизни, даже при наличии достаточной степени внешней комфортности, очевидное явление современности. Потеря ориентира Свободы, принятие тёмных тенденций и стеснительное отклонение идей светлых и высших – явное достижение Тёмной Эпохи, точнее, тёмной консолидированной воли в Эпоху торжества узкого материализма. Однако время выбора наступило.
Человечество под влиянием умножающегося знания и в результате утончения будет искать и находить пути выхода из создавшихся тупиков общественного развития. Самыми необходимыми становятся знания о человеке, которые отнюдь не только в интеллектуальных усилиях обрело человечество, но и благодаря Мысли Высшей.
Жизнь, с её неизменными законами кармы и космической эволюции, как всеобщий великий учитель, будет ввергать человечество в страдания до тех пор, пока уроки гармонии не будут выучены, и люди не научатся применять великий Закон Равновесия во всей жизни.
(Закон равновесия человеческих волеизъявлений реализуется в обществе формами трудовой кооперации – не конкуренции, а свободного сотрудничества).
…Время Космических сроков… Сколько народов исчезнет с лица Земли, не явив к срокам нового Цикла развития способности к духовной жизни, осознания жизни в её духовном измерении и значении.
Сроки социальных преобразований тоже определяются и достигнутым уровнем сознания людей, и космическими сроками. – «…время разбрасывать камни и время собирать камни». Возможности преобразований зависят также от ранее заложенных причин, разворачивающихся как система соответствующих им событий, явлений, проявления воли личностей и групп людей.
Человек не свободен от законов, на основании которых развёртывается Жизнь. И степень понимания основных принципов бытия, то есть уровень Знания в синтетичном значении этого понятия, определяет качество всего земного творчества.
Человеческое творчество и волеизъявление в процессе непрерывной битвы между деяниями Светлого начала и тёмною волей, в битве культурного начала, как способности следовать законам Космоса, и хаосом как проявлением низших инстинктов, даёт те основы, на которых в различные исторические периоды образуются те или иные государственные формации. Каждая из формаций суть проявление того или иного уровня соотношения сил Блага, Истины, и сил хаоса.
Новые общественно-исторические науки, которые смогут применить знания законов Космического порядка к пониманию условий и причин образования тех или иных государственных форм, и их качеств и процессов, рассмотрят конкретно тот или иной государственный строй не просто в исторической ретроспективе, но в объёме духовных и космических факторов, учитывая также и кармический фактор, затрагивающий не только внешний план, но и внутренний – проявление духовно-нравственных выборов народа.
Традиционные узко материалистические подходы будут оценены как непригодные, ибо они оставляют за пределами причинности и фактор духовного сознания народов, и фактор Высшего Водительства в исторических периодах, отмеченных наибольшим расцветом той или иной страны.
Фундаментальными законами, которые являются самой жизнью Мироздания и сущностью проявленного бытия, является свод «формул» великого Равновесия, постигая смысл которого человечество совершенствуется в способности творить истинное, а не мнимое благо. Новая наука утвердит понимание этих закономерностей как основу для понимания законов построения гармоничных, жизнеспособных общественно-государственных систем.
II. Космические Законы и основы их применения в общественном строительстве.
Среди космических законов, степень осуществления которых определяет степень жизненности и перспективности земного строительства, наиболее важными для понимания пути устроения жизни в обществе, в государстве являются следующие:
1. Закон Равенства Начал – Женского и Мужского.
Восстановление в полноте прав женщины является не только главным условием гармоничного развития стран, но и непременным условием дальнейшей эволюции человечества.
Равновесие Сил Женского и Мужского Начал – основной Закон Космоса, условие существования всего Проявленного Бытия.
Именно нарушение этого закона в устроении обществ и государств стало причиной множества уродливых и нежизнеспособных социальных форм, породило многие явления бесчеловечности, утвердило формы, основанные на порабощении и жестокости.
Сегодняшний мир не только нуждается в равном распределении ответственности между женщинами и мужчинами во всех ключевых сферах деятельности, в том числе в сфере государственного руководства, но прежде всего в продвижении осознания равновесия Начал как жизненно важного принципа, нарушение которого всегда является причиной регресса во всех видах деятельности.
Неравенство в правах мужчин и женщин стало причиной регресса способностей человечества. Восстановление Женского Начала в правах прежде всего означает приоритет тонких подходов, победу миролюбия.
(Из Записей Е.И. Рерих: «…Эгоизм мужчин уявлен был как Молох, по всей истории, и самые лучшие были повинны в силу врождённого эгоизма. Но Космическая Справедливость уявила им страшное избиение во время войн, и ярые также первыми падали жертвами каждого порока. Космическая Справедливость покарала мужчин слабоумием среди множества. Слабоумие мужчин уявилось и в Европе. Страстное тупоумие среди мужчин уявилось в усиленной прогрессии в Америке. Разврат мужчин превышает во много раз разврат женщин» (Записи 1950-1951 гг.)).
Поскольку в течение многих веков Закон Равенства женщин и мужчин нарушался, улучшение положения человечества требует принятия законов, которые на государственном и международном уровне не только закрепляли бы права женщин, но обеспечивали приоритетные возможности. Нарастание вклада женщин в процессы государственного строительства станет началом Эпохи культурного созидания.
2. Закон главенства Тонкого принципа – Незримости над зримыми явлениями.
Если нарушение равновесия между зримостью и Незримым Миром породило угнетение интеллектуальных форм труда, то нарушение иерархии «плотное – тонкое – тончайшее» привело к утрате возвышенных идеалов, без магнита которых невозможно развитие. Необходимость ведущей роли культуры, воплощающей и способствующей претворению в повседневности одухотворённого мироощущения, основана на этом законе ведущего тонкого начала.
Именно нарушенная иерархия между процессами культуры, как внутренним двигателем прогресса, и процессами цивилизации, как внешними его условиями, и привело к узакониванию агрессивных форм человеческого общежития, где государство лишь фиксирует в кодексе законов ценности грубо материального порядка, в этом процессе теряя и ценность человека. Если цивилизованное государство и берёт на себя ответственность за охранение физической жизни человека, то жизнь духовная, психическая не защищена даже в наиболее цивилизованных современных системах. Расширение границ свободы без понимания законов тонкого равновесия ведёт к ещё большему разложению общественного организма.
Тонкое Начало бытия (психическая энергия, жизненность) сохраняется и преумножается путём культуры. Закон культуры, будучи принятым в свод государственных законов, – явит оздоровление всей системы общежития, сотрудничества, даст приток силам обновляющего творчества.
Культура в Новой Эпохе перестанет быть только понятием гуманитарных наук, будет иметь обоснование со стороны биологии, приложение в медицине.
Но культура основана на знании Бытия. Поэтому приоритетной задачей государства в Новой Эпохе становится Просвещение. Новейшие открытия науки и знания, углубляющие представления о человеке, о Природе будут основою образования в Новой Эпохе.
«Необходимо оявить новые горизонты народу, открыть Космическое мышление и уявить новое понимание Заветов всех Великих Спасителей Человечества.
Догмы не могут существовать, кроме догм, оявленных как Законы Природы» (Е.И. Рерих Записи 1950 - 1951г.).
3. Закон эволюции, ставящий в основу всякого внешнего развития утончение существа человека.
Общество и государство, не ставящее своей целью создание условий для развития человека, независимо от условий его рождения, социального положения, обречены на деградацию – как несоответствующие Законам, по которым развёртывается вся жизнь в Космосе.
Приняв идею гуманизма как стремления к тонкости творческого проявления человека, будущие строители жизни обнаружат неожиданное нарастание и внешних, материальных, возможностей, вопреки узко-материалистическим теориям. Энергия психическая – высшее проявление энергии. Знание и бережное обращение с этой высшей ценностью приведёт к истинному благосостоянию.
Пространство, этот великий Вечный Двигатель, постоянной сменой ритмов и энергий создающий новые и новые условия для реализации потенциала духа и сознания, в соответствующие космические сроки становится тем таинственным Вершителем Справедливости, от незримой «Руки» которого внезапно рушатся или неожиданно расцветают государства, страны, народы.
4. Закон взаимодействия энергий между процессами на Земле и в системе Миров, в Космосе.
Этот закон – основа развития знания в Новой Эпохе. Исследование космических вибраций во взаимодействии с вибрациями психической энергии откроет путь к истинному оздоровлению жизни, оставив в прошлом технологии, которые являются разрушительными для энергетики Земли, нарушающими её защитную сеть.
Новые науки, изучающие воздействие космических ритмов и космических энергий (включая понимание фактора Мысли Космической), станут не только базой для преобразования всей гуманитарной сферы (философия и психология, образование и медицина), но и, дав приток знания, явятся основою для построения новых взаимоотношений в обществе: пространство общего бытия «расширится», одухотворив представления о благе, свободе и справедливости.
5. Закон кармы. – Закон Равновесия между прошлым и будущим.
Закон кармы – это постоянное «присутствие» прошлого в настоящем – как незримых причин, вносящих соответствующее влияние на всё происходящее, способствуя или препятствуя результатам строительства.
Непонимание закона кармы в историческом процессе государств не позволяет увидеть обусловленность многих тенденций и понять пути улучшения, которые суть – всегда закладывание зёрен для будущих, улучшенных условий и форм созидания.
…Психическая энергия и сознание, царствуя на всех Планах, проявляют те формы, те степени гармонии и красоты, которые соответствуют уровням сознательной жизни.
Жизнь, вечная и беспредельная, разворачиваясь из сокрытых импульсов Огня и следуя единым законам Огненных процессов, на человеческой ступени Эволюции становится манифестацией творческой воли и проявлением степени сотрудничества сознания человечества с Сознаниями высших ступеней.
Если творчество Космическое предстаёт перед взором исследователей в виде становления форм и процессов, ведомых законами Огненной стихии: гармония из хаоса, сознательность из неосознанности, красота утончающихся форм из бесформенности, – то творчество земной жизни выглядит как непрерывная битва Света и тьмы. Законы Космоса кажутся далёкими, и их действие в человеческой деятельности неочевидно.
Однако Новая Эпоха, стимулируя рост знания и умножение духовности, явит не только знание взаимосвязи и взаимозависимости человеческой суммарной воли и Космической энергетики, но станет ощутимым для достаточного числа людей.
Жизнь сознательная, зарождаясь и развиваясь, являет лик красоты посредством Творчества духа и разума. Все формы бытия являются лишь ступенями пути по лестнице восхождения духа к высотам сознательного творчества в согласии с космическими законами, в понимании нераздельности психической энергии человечества от Огненных процессов, которыми определяется будущее Земли и всей Солнечной системы.
Великая Единая Жизнь - Природа являет Истину посредством духа и разума – божественного и человеческого. В спирали творчества жизни мысль и энергия человечества вплетает свои нити Огня – психической энергии и мысли.
В Мире плотном и Мире Тонком мысль и качество сознания строит жизнь планеты и её будущее.
Наблюдая исторический процесс, человек видит формы, которые создавались человечеством на малом отрезке времени; они отражают не только возможности сознания людей этого исследуемого исторического периода, но и несут последствия кармы, иначе говоря, являются реализацией причин, заложенных века или многие тысячелетия назад.
В непонимании внутренней обусловленности внешнего социального процесса, его кармической и космической составляющих, а также роли каждой человеческой воли, закладывающей скрытые причины грядущих событий, человек принимает обозреваемую внешнюю действительность за единственную реальность, и так или иначе начинает формировать представления, не принимая в расчёт ни малоизвестные страницы Эпох боле высоких ступеней развития, ни те незримые отложения энергетики, которые человеческие этносы оставляют как пространственные семена будущих восхождений.
Только осознавая Незримость, можно приближаться к правильной оценке событий и исторических периодов государств и стран.
Иной короткий период в существовании государства, дав возможность взлёта мысли и духа и явив хотя бы на короткий период формы общественного союза, близкие к идеалу гуманизма и общего блага, даёт огромный потенциал для будущих попыток обустройства общества более совершенных формаций. В то время, как длительный период относительного равновесия может проявиться как духовное разложение.
Достижения в области государственного развития должны оцениваться по критериям культуры и тонкости мышления людей, проявляющейся в различении добра и зла и умении наиболее человечными путями провести грань защиты общества от разлагающих психическую энергию явлений.
6. Закон мысли. Энергия мысли как фактор прогресса.
Принципиальное непонимание целостности бытия, непонимание общества как части всей совокупности процессов в их незримости, в их мировой и космической взаимосвязи, часто побуждает принимать в вопросах социального строительства поражения за успехи, и наоборот, считать единственно возможными формы, основанные на самых ограниченных представлениях о человеке и обществе. Так в современности утвердились представления о «самоорганизации» и примате животно-эгоистического начала как главного движущего фактора социальных процессов, чему соответствует и затемнённое представление о государстве как системе, обслуживающей этот животно-эгоистический базис, и упрощённое представление о ведущих факторах действительного прогресса. Соответственно узакониваются все грубейшие формы конкуренции, то есть социального и психического «взаимопоедания», эксплуатации, унижения интеллигентных форм труда.
Научное исследование законов энергии мысли и психической энергии, направит внимание деятелей просвещённых на возможности осуществления идеалов как форм, уже имеющих бытие – в Незримости. Именно этот принцип руководящего света мудрости имел ввиду Платон, когда утверждал, что лишь мудрые и возвышенные должны править государствами, ибо они видят возможности, неочевидные для большинства. И лишь мудрые могут повести дело так, как выводят слепых из пещеры, поступенно, сообразно возможностям, но всё же – в направлении Света.
Бывают исторические моменты, когда на Тонком Плане сложены, насыщены мыслью готовые к осуществлению формы. Светлые деятели, обладающие синтезом, или чувствознанием, ориентируются именно на ощущение возможностей – космических сроков и сложенных клише Тонкого Плана.
Попытки скопировать те формы, которые, как кажется, являются основою прогресса создавших их народов, ошибочны по выше обозначенным причинам. Устремления мысли, сознание, карма, а также ритмы Нового Века могут стать основою новых возможностей для народа, имеющего потенциал.
Непонимание фундаментальных законов, то есть отодвигание философии в её истинном значении, в угоду так называемым практическим областям – экономике и политике, побуждает даже искренних искателей блага совершать всё новые и новые ошибки.
…В Эпохах, скрытых границами изменяющихся материальных и духовных условий Земли, имели место общественные формации, которые покажутся утопией современному прагматику, но при этом он не сможет обозреть даже формы в одной Эпохе… Эпоха, с её тысячелетиями, с её культурами, отличающимися настолько, что современный западный человек, говорящий трюизмы об общечеловеческих ценностях, не в состоянии понять человека Востока в элементарных вопросах культуры. Ещё менее получается оценивать степени расцвета и упадка, принимая за расцвет цивилизационный успех Рима, и считая недостаточностью развития Индию, с её непревзойдённой культурою мысли и достижениями духа…
Ещё менее современный исследователь государства может представить достижения тех Эпох, в которых устроителями человеческой жизни на Земле явились Боги… (Махабхарата отражает жизнь и расцвет государственности во времена воплощённых Богов, благодаря чему пути блага были открыты множествам).
Современному человеку непонятны и кажутся утопичными не только возвышенные идеи благоустройства государства по Платону, но и непонятен принцип Общины, идеал которой кажется недостижимым. Однако успешные опыты общинного устроения жизни не только имеются в далёких Эпохах, но существуют сейчас.
«… Удивляться не следует, что могли жить такие Общины. С точки зрения современности, они должны быть нелепостью, но в давние времена, когда люди не имели железных крыльев, они иногда обладали крыльями Света. Не признают люди, что их предки могли иметь взлеты мысли, ведшей их к прекрасному самоотвержению. Но Земля имела и таких жителей, и они умели мыслить об Общем Благе. Мыслитель предлагал гражданам: «Если вы забыли о подвиге, пройдем на кладбище. Пусть саркофаги предков напомнят вам об отваге, когда жизнь была отдана за родину. Некрополь иногда окажется живее Акрополя»» («Надземное», 562).
III. Эпоха уходящая и Эпоха Новая. Новый Мир – новые формы.
Современное человечество больно… Общества больны… И государства, и общества являют облик разложившейся личности, подпавшей под власть низших инстинктов. Карма, как строгий кредитор, всё чаще и настойчивее требует уплаты долгов. Духовный регресс, выражающийся в падении идеалов, не сказывается мгновенно, но, как все тонкие причины, влияет невидимо, но мощно, неотвратимо приближая время окончательного исчезновения обезжизненных форм.
Когда в обществе идеал Блага заменяется формулами личного и группового благополучия, то ставшая следствием этого изолированность физического плана жизни от Плана Тонкого приводит к постепенно к деградации человеческих способностей. Творчество поникает, и лишь бесконечное копирование существующих форм – вместо новых, более утончённых, приводит к нарастанию проблем социального и материального порядка.
Если в таком состоянии человек, общество, наука пытаются строить теории государственного развития, то Благо видится лишь как продление существования любой ценой, и, как тяжелому больному, не до существенных перемен, но лишь покой кажется благом. Но народ, не исчерпавший своего потенциала, даже в тяжёлом внешнем положении ощущает красоту будущего и не боится перемен.
Исчерпавшему потенциал развития народу, потерявшему огонь, Идеал будет казаться утопией, а единственно возможным принципом сосуществования – принятие любой формы волеизъявления, вплоть до грубейшей. На вершины социума таким путём поднимается всё самое беспринципное, обладающее той желанной для тёмного хаоса псевдосвободой, в которой все регулирующие рычаги законов духа замены хаосом безудержных страстей.
Человек, не утративший в этот период переустройств земных способность ощущать зовы духа, тщетно пытается ответить на вопрос о том, есть ли выход из хаоса «в космос» – из необузданности сил к гармонии сотруднических начал. Поднимая взор ввысь, человек видит красоту гармонии, внизу – битва стихийная и тёмная, и ему начинает казаться, что между Абсолютом гармонии и планом невежественности и хаоса нет мостов.
Религия только поддерживает иллюзию, не давая реалистичности духовной жизни, отрывая её от земных дел. Частные знания не могут дать решения задачам, имеющим множество условий и требующим для решения истинного сотрудничества всех наук, причём на общей основе – понимании фундаментальных законов бытия и знания закономерностей тонких энергий. Именно человеческая энергетика – люди с их сокрытыми мотивами и стремлениями, их степенью духовности – главный фактор, от которого зависит возможность строительства. Но наука, увязнув в привычке классифицировать явления, не может найти выход, ибо для этого придётся отказаться от привычки всё упрощать и калечить мысль «прокрустовым ложем» формализма.
Процесс бытия и творчества, в котором дух человеческий творит, вечно взаимодействуя с пространственным огнём и мыслью пространства, тонок, индивидуализирован и исполнен тех возможностей, которые наукою не учитываются. Незримость, этот великий резервуар преобразующей мощи, не осознана человечеством…
Философия стала ненужной в обществе дележа благ, и часто её прекрасным именем прикрывается цинизм в отношении высших идеалов. Идеи Платона, намёками и символами сказавшего о тайнах человеческого пути ко Благу как к высшей сознательности, не поняты современностью. Его истины о человеке, о государстве как воплощении человека и формах государства как отражении уровней самого человека, воспринимаются как абстракции или утопии. Однако великий философ, будучи посвящённым в высшее знание о Бытии и человеке, запечатлел, часто иносказательно, истины, которые не только принадлежат Вечности и являются выражениями космических законов и сокровенных знаний о человеке, но которые были реализованы в Эпохах, скрытых от взглядов современности десятками и сотнями тысячелетий.
Государство в конкретный временной период отражает уровень эволюции общества и период переживания кармических явлений. Исторический процесс отражает не только волю народов, часто кульминирующую в личностях Водителей, но находится под мощным космическим воздействием. Карма народов и стран объясняет происходящее, космические процессы – связь этносов со светилами, под которыми они зарождались…
Государство у Платона – аналог личности, с её уровнями и степенью главенства высшего, духовного начала – в соответствии с уровнем эволюции разума и духа.
Человек современный не может вместить возможность более высокой формы, ибо не видит достаточного числа людей, руководствующихся волей духа и разума. Но понять путь развития и возможность устроения государства возможно, лишь вникая в устроение человека и пути его развития. Надо наблюдать человека высокого развития, чтобы понять, как строить государство, идущее ко Благу.
Системы миров скреплены единым Началом. Это начало – Огонь в высоком напряжении – Свет.
В гармонично организованном сообществе, где закон Равновесия не нарушается, психическая энергия людей находится в гармонии с Энергией Пространственно-космической, гармоничный процесс Энергообмена между человечеством выражается в постоянном притоке творческой энергии, в обновлении форм и методов, в утончении творчества, в нахождениях знания. Свободное развитие мысли и знания аккумулирует творческую энергию. Аккумулируемая сила – истинное благо, движущая энергия прогресса. Эта сила обеспечивает согласие сил на основе магнита Общего Блага, которое понимается как практический идеал развития сил духа и разума во всех членах сообщества.
Тяготение и силы сцепления, огненные, космические создают условия для новых и новых форм, новых проявлений энергии, новых аспектов…
Человеческая мысль беспредельна в способности создавать блага. Обеспечивая энергией и формами творческими во всех областях человеческой деятельности…
Приоритет общего блага – русло приложения сил в гармонично организованном государстве. Такое Государство поддерживает созидателей. Государство – тот регулировщик движения сил, который приоритет движения отдаёт наиболее созидательным явлениям.
Критерий качества включать должен принцип красоты как явление психической энергии наиболее утончённых качеств. В каждом деле можно утвердиться на пути созидательности, если принять, осознать критерий энергии психической. Качество – это степень светлой энергии. Именно энергия, утончённая, чистая, гармоническая и есть благо, здоровье, магнетизм мышления – талантливость.
Истинно, здоровый человек, в понимании человека как существа сознательного и духовного – модель здорового государства. Там, где силы физического тела являют приоритет над высшими уровнями, при малом развитии психики, мысли, духа – там человеческие качества поникают. В этом случае действия и творчество неосознанно, из неразвитости представлений, будут ущемлять людей более утончённых. Так и общество, строящее государство на примитивном представлении о благе – в тупике развития, его движитель – грубая сила, приводит к разрушительной борьбе, вытесняющей тонкие силы из поля творчества.
Преобразования произойдут на пути консолидации сил светлых. Там, где Свет – абстракция, там и будущее – темно.
Неверно думать, что государству блага на соврем этапе может соответствовать узкое разделение деятельности с узкими её целями, как это показали государства уходящей Эпохи. Узкие постановки целей, вне ценностной ориентации, и вне внимания к человеку как к носителю психической энергии, привели к деградации всех без исключения сфер человеческой деятельности.
Наука застряла в условностях и, отставив тонкую сферу, ограничила познание самозапретами, экономика «забыла», что движение и поиск финансовых средств так же подвержено закону тонких энергий, как всякое действие воли, и всякое притяжение средств, то есть энергии, требует не меньшей отдачи энергии в других формах.
Произойдёт консолидация созидающих сил. Нуклеи сознаний, мыслящих о благе народа, о развитии народа, явятся фокусами энергии пространственной и Иерархической… Энергия не может быть ограничена извне, препятствиями и притеснениями она нарастает. Явит силу Закон смещения энергий, когда в сроки возрастёт многократно результативность всех эволюционно значимых явлений и действий. Соответствующие сроки явят прилив сил, заставив сворачиваться процессы, не соответствующие Природе сил космических, частью этого огромного могучего целого является человечество. Не следует недооценивать степень, истину космической обусловленности всех процессов на Земле.
Новая Эпоха отличается осознанием человечества Космоса, сознанием, утончающим деятельность и творчество, возвышающим критерии качества.
Закон соизмеримости будет положен в основание государственной справедливости: мера блага будет мерою благосостояния. Дающий будет получающим. Отсюда новая мера социальной справедливости. Мысль исследователя, мысль творца утончённых форм красоты, глубина деятельности являются накопителями психической энергии в общем ментальном поле, магнитами для новых энергий. Каждый член сообщества, каждый трудящийся получает от государства доход, обеспечивающий возможность жилья и питания, образования и медицины. Более высокий доход – в областях, требующих вклад наиболее тонких форм энергии – исследователь, мыслитель, творец прекрасных форм, целитель, воспитатель молодых поколений, каждый, кто создаёт более утончённый продукт в любой сфере… Государство растёт энергией своих людей, мыслью и творчеством людей.
Как развивается живой организм? – Изнутри, из тонких форм, из Незримости – в зримые оболочки. Все материальные формы следуют этому закону – зарождения из внутреннего потенциала. Благо в его материальном аспекте растёт идеями и тонкими формами творчества, не наоборот.
В мировом процессе оборота капитала и подвластной политике тёмное начало узурпировало право распределения, сконцентрировав средства в руках агрессоров воли, поработителей психической энергии – в сфере, подавляющей свободу как закон развития тонких сил человечества.
Путь восстановления равновесия подсказан законами Природы - Космоса.
К моменту, когда карма и Пространство являются на «вершине» Ритмов, накопленная на Земле энергетика вызывает к действию силы Стихий… Сейчас этот процесс преобразования уже с очевидностью для человечества набирает напряжение. В грядущем нарастании напряжений люди и страны с преобладающей энергетикой духа явятся теми островами устойчивости, которые станут оплотами новых построений.
…Культура, основание которой – почитание женщины как дающей жизнь и почитание учителя как дающего знание, то есть возможность жизни сознательной – основа обновлённого, здорового общества. Если вдуматься, в основе всех язв современного общества и деградирующих явлений в государствах находится грубость отношения к этим двум высшим основам бытия – почитания Женской Материнской Силы и почитание Учителя. В первом – сила магнита Красоты – Вселенской жизнедательной Энергии, во втором – Начало ведущее к высотам познания духа – Огня.
Огонь почитания Учителя, почитание Знания и Красоты есть Эволюции в глубине человеческого духа. Именно её реализация – основа Блага, в индивидуальном и коллективном значении.
…Ни законность, ни общественный контроль не дадут выйти из заколдованного круга, в котором поработители и порабощённые лишь меняются местами, до тех пор, пока государство законодательно и мерами воспитания не создаст условия для притока сил Блага – Света, то есть тонких энергий, которыми строится жизнь.
Эти главные условия – почитание Женщины, почитание Учителя, почитание Знания и Красоты – основы созидания. Восходящий поток энергии человечества в Новой Эпохе сменит привычно движущийся вниз поток энергии Мира уходящего. Мышление умаления и отрицания сменится осознанием глубины связи между человеком и Космосом – образуя магниты, позволяющие привлекать в сферу земного творчества энергии более тонкого порядка.
Человек – мост Миров, наступило время осознания нарушенного равновесия между земным и Надземным. Принцип гармонии является единым для Космоса и человека. Строительство и преобразования нужно осмысливать сегодня уже на основании энергетического миропонимания, и зная, что всякое светлое усилие будет магнитом для новых сил. В период смены космических циклов, который переживается сейчас, все искренние усилия к Общему благу будут умножены.
Один мыслящий о культуре действия многократно более созидателен, чем ищущий только быстрый успех любыми средствами.
Главной задачей времени является углубление знания. Знание, направленное на сотрудничество человека с тонкими энергиями, расцветёт новыми открытиями.
Огненная Стихия, усиливающая своё воздействие на планету, на человечество, меняет условия жизни, меняет сознания людей. Истина перестанет, наконец, быть абстракцией для интеллигентных исканий, и обретёт черты конкретного знания – знания о тонких энергиях и мощном законе Огненной Стихии – единой созидающей мощи, как в беспредельных просторах космического бытия, так и на Земле. Человек – мост миров и носитель огня психической энергии – явит осознание своей силы и своей ответственности.
«Созданное одним общим законом Космоса не разобщается велением космической энергии. Во всём пространстве явлено единение, и этот закон отражается во всех явлениях жизни. Разнообразные формы Беспредельности отражают все космические огни. Только человек, разобщённый с беспредельной энергией манифестации Космоса, – именно как укрывшийся от истины.
Разве Космосом назначено истребление того, что соединено одним творческим импульсом животворным? Ограниченное развитие затуманивает понимание пространственного огня. Групповое сознание истребляется незнанием почитания Начал. Истребление человеческое велико, и это толкает на регресс. Непонимание задания из-за невежества и затрата лишней энергии на построение явленного миража есть величайшая несоизмеримость духа! …» (Е.И. Рерих Листы Дневника 1929).
июнь 2022 года