«Оправдание бытия» или «Ариадны Нить»
«Построить дом, вырастить дерево, родить сына…» Человек всегда искал оправдания своему существованию… И старое эзотерическое изречение о задачах созидания и творчества («дом» – земля, «дерево» – дух жизни, «сын» – дух, воспрянувший в личности) утратило своё внутреннее глубокое значение. Во всей жизни утвердилось господство формы.
«Сделать, построить, проявить, осуществить…» – хорошо бы, хорошо бы если бы задачи личностного бытия созвучали с Благом всех. Но ведь жизнь с её задачами и устремлениями «вращается» вокруг личной оси: «достичь, обрести, …» Желания, желания… Семья, карьера, и деньги, деньги, деньги… Жизнь на планете, развитие жизни пришло в тупик, ибо её высший представитель, удел которого «вести» уровни жизни нижестоящие к эволюции, развитию – человек утратил нить своего восхождения. Выпустил из рук волшебную, драгоценную нить Ариадны, давно вручённую человеку богами ради одного: чтобы поднять его до себя, вывести из царства смерти, животного страха и мрака…
И что же? Где же наше устремление, и где же та Нить?
Мысль человека духовная есть та сокровенная струна, звучание которой явит иную жизнь планете, жизнь просветлённую светом иных энергий, энергий Высших Планов Бытия. Мысль человеческая духовная есть тот волшебный ключ, который откроет врата к новой ступени сознания низшим царствам. Мысль есть чудесное вещество, которое искатели всех времён называли то «верою живою», то «огнём живым», то «камнем философским»… – вещество, дарованное ради достижения человеческого бессмертия.
Какое в сущности простое «средство»: мыслить… мыслить в духе, приведя дух в движение и направляя огненные те стрелы к Единой Цели… Старый символ: стрелок, выпускающий стрелы в золотой диск, в скрывающийся свет… То луч мысли, соединяющий мир человеческий с миром Божественным.
Мы говорим: человечество мыслит весьма напряжённо… Достижения цивилизации и культуры – тому явное свидетельство… Но утверждённую Декартом мысль как признак существования ещё следует осознать в её подлинном, человеческом значении. Уровни мыследеятельности столь многочисленны, сколь многочисленны уровни сознательной жизни… У животных присутствует мысль. Зачатки мышления имеются и в царствах низших. Но лишь человек может мыслить, придавая форму духовному «веществу», «веществу» сокровенной основы жизни.
Не мозг, не физическое вещество таит в себе ключи от «входных дверей» в новые «помещения» разумной жизни, входы в его более «высокие этажи». Не нейрофизиология, но науки, принявшие как объект исследования человеческие энергии, сознание в его «полевых» формах, дадут человечеству необходимые знания о путях дальнейшего развития. Этап Эволюции Природы в её физическом веществе закончен. Но эволюция продолжается в духовной области, в области энергий сознания и духа. И человек на этом этапе должен явить самостоятельную волю к развитию в высшей области.
Какова же мысль этого нового уровня, творящая и новый облик человечества?
Всмотримся в Лики Тех, к Кому человечество взывает в минуты отчаяния – в Лики Святых, Подвижников – людей высшего, в сравнении с «обычным» человеческим, сознания. В Их очах Свет. Свет всеединства, могущественная сила… Сила, происходящая от сопричастности Единому Океану Вселенской Мощи, Божественной Мощи. Любовь… в её свете нет «оттенков» личных чувств… Она свободна и всеобъемлюща, как океан. Небесный Океан – Беспредельность – в очах, смотрящих на нас с икон.
Что ощущает человек в сердечной глубине обращающийся к Великому Облику? Прилив силы, обновление, озарение… – он ощущает ток мысли. Высшей мысли, мысли, проистекающей «из» океана Духовной Жизни… Вот он – удел человеческий. Неужто не подняться до высот суждённых? Нет, не оставив «бренное и мирское», но озарив и преобразив сей мир светом Единой Жизни… Говорил Иисус, что если б время, отводимое приёму пищи, люди тратили бы на размышление о духовном мире, то давно стали бы существами высшего порядка. Именно «посвящением мысли» достигаются высшие возможности. Посвящением мыследеятельности… Когда разум и сердце согласно друг с другом, «в созвучии» и бескорыстии устремлены к познанию Высшей Жизни, и претворению этого Высшего в мире, сознание, постепенно избавляясь от «атавизмов» ветхого мышления: «я», «моё», «хочу», «боюсь» – обретает устойчивость в тех областях, которые сегодняшней наукой называются «сверхсознательными». Но не верен термин. Не «сверх-», но именно сознательным человек становится, открывая в себе, в глубине сознания и сердца, источник Единой Мудрости и Единой Любви…
Джемс верно отмечал: «нельзя подняться на следующую ступень, не оставив предыдущей». Нельзя, не оторвавшись от низших привычек мышления, овладеть формами мышления высшего, с его мгновенной проницательностью, с его целостным, объёмным видением явлений, с его «светоизлучаемостью». Именно мысль высших областей обладает радиоактивной, излучающей способностью. Её свет в очах, в ауре мыслителя, в «атмосфере» его среды, его окружения, его предметов и, наконец, всех его дел и действий. Именно высшая мысль, мысль, гармоничная область Высшего Бытия, излучает и исцеляющее вещество, и долгожданный «эликсир молодости и долголетия». (Посмотрим на мыслителей высшего благородства).
Мышление, направленное на познание тонких областей Бытия, на познание высших уровней сознания и психики будет подлинно человеческим, и подлинно развивающим. Но при условии чистосердечия. «Будьте как дети» – призыв не к наивному неведению, но к чистоте души и сердца, превыше всего ставящего Красоту Божественного мира…
Новое мышление родится из новых устремлений: не просто улучшить существующий мир, но преобразить его в духовное, бессмертное существование, здесь, на земле, среди рождённых людей. Быт и все внешние условия озарятся Светом направленной к Солнцу мысли и возвращающейся со светом Его. И формы нового мышления будут иными. Ритм и Свет будут определять качество. Не слова и словесные формулы, не «внешние» качества «внешней логики», но степень озаряющей энергии, наполняющей слова. Проницательная мысль исследователя вновь востребует поэтический ритм. (Ведь недаром же в средневековье научные трактаты писались в поэтическом стиле, прекрасной латынью). Язык вместо безжизненных механических «неологизмов» станет искателем слова – слов, носителей смысла, ритм которых связан с ритмами живого Космоса…
Исчезнут нелепые противопоставления, вроде «образные» и «рациональные», «научные» и «мифологические» (формы мышления). Мысль, обрётшая свободу полёта в глубины духа, легко найдёт «облачение себе, выбрав «одежду» наиболее целесообразную, наиболее соответствующую энергии принесённой. Птица, взлетевшая ввысь, не подбирает краски оперению своему на земле, но приносит их, пролетая сквозь многие «слои» атмосферы. И форма крыльев зависит от высоты и скорости полёта.
Красота будет главным отличительным признаком мышления нового, мышления человека, «завоёвывающего» суждённое царство – Небесное. И, не будучи связанной «телесными» и приземлёнными устремлениями, мысль прочно утвердится в Красоте – в тех областях бытия, где энергии Вечности находятся в бесконечно многообразном творчестве новых и новых форм. Сознание человека, в физическом мире обретя эти области красоты, откроет, наконец, что страхи утрат и «смертей» были всего лишь детской игрой «в прятки». «Я есмь» – скажет сознание, открывшее свою высоту и своё единство с Единой Мировой Жизнью. Лучи братской любви, Лучи любви гармонических сердец, лучи сотрудничающей мысли, в пересечении и преломлении рождающей новые искры познания, лучи творчества, проистекающие из сердец и нитями счастья пронизывающие весь беспредельный Космос – его тонкое пространство – вот жизнь, которую обретёт каждый человек, ищущий оправдание существованию своему. И земля, наконец, обретёт новые «артерии», по которым потечёт жизнь… Те «артерии» – Лучи мысли духа. И нити жизни – Лучи бесконечного восхождения вверх, к сиянию Божественности будут в руках каждого человека. Только иди. Выше, выше, из царства смертоносного Минотавра вверх – к Свободе.