Миру Новому

Вопросы духовной психологии в Тайной Доктрине

Автор: М.В. Гореликова

ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ

«ТАЙНАЯ ДОКТРИНА» – ОСНОВА НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ НОВОЙ ЭПОХИ


М.В. Гореликова

Вопросы духовной психологии в Тайной Доктрине

«Человек внутренний» и «человек внешний». Альтруизм как путь к бессмертию.

«Как точно и верно выражение Платона, как глубоко и философично его замечание

по поводу (Человеческой) Души или Эго, когда он определяет её, как «состав того же

самого и другого». И тем не менее, как мало был понят этот намёк… Она «тоже самое

и другое», как выразился великий Философ – Посвящённый; ибо Эго-«Высшее Я»,

когда оно погружено, слито с Божественной Монадой – есть Человек и, в то же время,

оно остаётся «тем же самым и другим»; Ангел, воплощённый в нём, тождественен

с Вселенским Махатом»

Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина» т.II, с.113

Воспользуемся аналогией: посмотрим на тень, отбрасываемую на экран живой ветвью, освещённую светом Солнца. Предположим, что кто-то видит одну лишь движущуюся тень и ничего не знает ни о ветви, отбрасывающей тень, ни об источнике света – настоящей причине двух первых. Этот кто-то будет принимать движущуюся тень за нечто реальное: совершенно самостоятельное, необусловленное. … Свет – единственная и абсолютная реальность – Единый Дух (Атман), ветвь живая – человеческая духовная индивидуальность, имеющая жизнь от Единого Духа, но лишь в результате сознательной эволюции, в которой личность – субъект, обретающая самосознание в Духе, чем достигается реальное человеческое бессмертие. Тень на экране – это физическая личность на физическом плане жизни…

Духовно-психическая эволюция направляет человека к обретению сознания на Высших Планах, устремляет к осознанию своей духовной индивидуальности (Буддхи), с её накоплениями духовных энергий. Внимание человека должно быть устремлено к своему нетленному духовному зерну (Высшее «Я», Атма-Буддхи)… – к тому, чтобы тем самым действовать и творить в единстве с Реальностью, с истинной природой вещей, не принимая движения «тени на экране» за нечто обособленно-живое. Великий Платон проблему сознания, ограниченного физическим планом, сознания, не опирающегося на восприятия Тонкого и Высшего Планов, выразил в знаменитом символе «Пещера». Здесь же раскрыта сущность пути одоления ограниченности: постепенное привыкание к свету и постепенное различение объектов Реальности: От «теней» – к Свету.

Единый Закон эволюции сознания в его расширении от физического плана к Планам Духовным составляет основу знания о человеке в Восточной Доктрине, частями которой являются и суть Веданты, и суть Буддизма. Эволюционный срок наступил, и гораздо более полно, чем прежде, истина о строении «внутреннего человека» открыта человечеству, благодаря «Тайной Доктрине», другим трудам Е.П. Блаватской и далее – в Учении Живой Этики.

«Природа триедина: существует видимая, объективная при­рода; невидимая, заключенная внутри, сообщающая энергию при­рода, точная модель первой и ее жизненный принцип; и над этими двумя — дух, источник всех сил, один только вечный и нераз­рушимый. Двое низших постоянно изменяются; третий, высший, не изменяется.

Человек также триедин: он имеет объективное, физическое тело; оживляющее астральное тело (или душу), которая есть действительный человек; и над этими двумя витает и озаряет их третий — повелитель, бессмертный дух. Когда действительному человеку удается слиться с последним, — он становится бессмерт­ной сущностью» (Е.П.Блаватская "Разоблачённая Изида" Т.2, стр.490-491).

Духовная индивидуальность не может действовать на физическом плане иначе, как через физическую личность, воля и мысль которой должны быть приведены к единству с первой. Достижение единства личности со своей духовной индивидуальностью (как позже объединение последней – с Единым Духом) есть условие эволюции и путь овладения высшими духовными силами.

Когда говорится о Знании как о благе и о невежестве как о зле, то имеется в виду знание, просвещающее об Основных Законах Бытия и Законах развития сознания, иначе говоря, фундаментальное знание о Жизни и Сознании, вне которого невозможен подлинный духовный прогресс, невозможно и продвижение в человековедении, теоретическом и практическом.

Единый Закон эволюции, на Земле проявляющийся в «параллельности» линий развития – физической, психической и духовной, являет принципиальное «задание» человеческому сознанию: обрести самосознание на духовном Плане и тем самым завоевать бессмертие (что есть единая цель жизни человека на земле и ступень к дальнейшему, Космическому творчеству).

 Невежество принимает за реальность движения на поверхности бытия (которые в действительности являются лишь следствиями скрытых причин), тем лишь закрепощает сознание в эгоизме, жестокосердии, в пороках низшей природы… В этом смысле иллюзия – не просто относительное знание о Бытии, принимаемая за реальность «тень», но тормозящая развитие духа пассивность человеческого сознания, сфокусировавшего своё внимание на внешнем плане и забывшего о своём главном, духовном познании и творчестве… В забвении Тонкой своей природы, некогда позволившем развиться интеллекту, внешней воле, физическим чувствам (и в этом смысле благодетельном), нынешний человек уже подобен подростку, не желающему расстаться с погремушкой и соской. Человечество погрязает бедствиях и болезнях, основная причина которых – «самозамурованность» сознания в физической материи, нежелание приложить силы на более тонких уровнях Бытия, материей которых является мысль и огонь… Но чем более будет вглядываться сердце в свою глубину, тем больший свет будет обретать его зрение, и тем яснее и различимее будут становиться Облики Единой Реальности. «Очевидность не есть Действительность», и Реальность есть нечто совсем иное, нежели проявляемая на поверхности активность и формы, созданные движением непросветлённой человеческой воли.

В Учении Живой Этики даётся понятие зерна духа – как нетленной огненной основы, на основании которой путём соответствующих накоплений тонких и высших энергий созидается духовное сознание, формируется духовная индивидуальность. «Нужно человечеству подумать, чем оно окутывает свою монаду, чем покрывается это бессмертное зерно? Слишком мало вникают в эту задачу… Зерно космическое, заложенное в каждом существе, должно так бережно облекаться человечеством. На устремлённом зерне строится явленная эволюция. И беспределен путь мощи зерна!» («Беспредельность» II, 353). «Устремление к познанию зерна духа настолько явление насущное, что каждый дух должен к нему стремиться. Когда направление своих огней станет ясным, тогда можно устремиться назначенным путём…» («Беспредельность» II, 369).

«…Огонь этот есть Высшее Я, Духовное Эго, или то, что, будучи полно Танха или желания жизни, вечно перевоплощается под влиянием своих низших личных Я, меняясь с каждым рождением. Странный закон Природы, что на этом плане высшая (Духовная) Природа должна находиться, так сказать, в рабстве у низшей. Если только Эго не найдёт прибежища в Атмане, ВСЕСУЩЕМ – ДУХЕ, и не сольётся вполне с его естеством, личное Эго может привести к печальному концу. Это не может быть вполне понято, если только сам изучающий не ознакомится с тайной эволюции, происходящей по трём линиям – Духовной, Психической и Физической» (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина», т.II, с.140).

Духовное строение человека подробно объяснено в Трудах Е.П. Блаватской, этому вопросу посвящены и многие статьи. Оккультная Доктрина рассматривает семеричное строение человека, которое в основе имеет три основных Принципа: «Общее правило таково, что когда бы и в какой связи не упоминались бы семь сущностей в древней оккультной науке Индии, вам следует предполагать, что семь сущностей произошли от трёх первичных сущностей; и что это три сущности, в свою очередь, развились из одной сущности, или Монады» (Е.П. Блаватская «Арийско-Архатские эзотерические учения о семеричном принципе в человеке» / «Скрижали астрального света» - М., 2003, с.580). Для практической духовной психологии важно понимание двойственности человека, образующейся из Единства – противоположения природы духовной и природы материальной. Двойственен разум – как 2 аспекта единого Принципа, двойственна сфера чувств. И как духовный ум и духовные чувства образуют духовную душу человека, так низшие, физические, ум и чувства составляют животную душу – Кама.«…существует то, что мы называем двумя принципами, или аспектами Манаса, высшим и низшим; первый, или мыслящее, сознающее Эго, испытывает притяжение в направлении Духовной Души (Буддхи); и последний, или инстинктивный принцип, стремится к Каме, вместилищу животных желаний и страстей в человеке» (Е.П. Блаватская «Диалог о тайнах посмертного существования» / «Скрижали астрального света» - М., 2003, с.151).

Духовная индивидуальность человека образуется путём соответствующих огненных накоплений вокруг зерна духа. В течение многих воплощений высшие энергии, подобно аромату, оставленному цветком, накапливаются на основе магнита духовного зерна, образуя нетленные накопления Чаши… Говоря о необходимости духовного устремления как об условии осознавания в духовном мире после так называемой смерти, и как об условии дальнейшего развития сознания, Е.П. Блаватская пишет: «Буддхи могло бы оставаться лишь как безличный дух без того элемента, который он заимствует от человеческой души, которая обусловливает и делает из него в этой иллюзорной Вселенной нечто как бы отдельное от универсальной души в течение всего периода цикла инкарнации. Правильнее было бы сказать, что Буддхи-Манас не может ни умереть, ни утратить составляющее его самосознание в Вечности, или воспоминание о своих предыдущих воплощениях, в которых оба – то есть духовная и человеческая души – были тесно связаны друг с другом. Но это не так в случае материалиста, чья человеческая душа не только ничего не получает от божественной души, но даже отказывается признавать её существование» (Е.П. Блаватская «Диалог о тайнах посмертного существования» / «Скрижали астрального света» - М., 2003, с.154).

Обретение самосознания на Плане духовной индивидуальности является началом подлинно человеческой жизни, истинным рождением человека, победой над смертью. И никто не может осуществить это завоевание задругого. Путь должен быть пройден до конца и самостоятельно. Великое «воскресение из мёртвых» есть символическое обозначение (перешедшее в христианство из древних мистерий) победы духа над материей, обретение сознания на духовном плане. Но путь долог и требует от человека подвига просветления всего существа.

«Одно оккультное пророчество говорит, что в середине Седьмой Расы борьба двух конфликтующих Сил (Буддхи и Кама Манаса) полностью прекратится. Всё, что является неискупимо греховным и порочным, будет сметено и изгнано из бытия при помощи, так сказать, кармической приливной волны в форме мировых эпидемий, геологических потрясений и других разрушительных средств. Пятый Цикл принесёт с собой высшую форму человечества; и, так как разумная Природа всегда развивается постепенно, последняя Раса этого Цикла должна по необходимости усовершенствовать необходимый для этого материал. Между тем, мы всё ещё находимся лишь вПятой Расе Четвёртого Цикла, и в Калиюге, в придачу. Неумолимая борьба между духом и материей, между Светом и Добром – и Тьмою и Злом, началась на нашем земном шаре со времени первого появления противоречий и противоположностей в растительной и животной природе, и продолжилась с ещё большей яростью, чем когда-либо, после того, как человек стал эгоистичным и личностным существом, таким, каков он и ныне. И нет никакой надежды на её завершение до тех пор, пока ложь не будет заменена правдой, эгоизм – альтруизмом, и высшая справедливость не воцарится в сердцах людей. И, в особенности, это касается эгоизма, любви к Себе, превосходящей всё, что есть на небе и на земле, которой способствует тщеславие, – она является виновником семи смертных грехов… Прежде, чем бедное создание, пребывающее ныне в тисках Тьмы, освободится при помощи Света, оно должно познать себя. Согласно дельфийским предписаниям, человек должен познакомиться и приобрести власть над каждым уголком и укромным местечком своей непостоянной и разнородной природы, прежде чем он сможет научиться различению между СОБОЙ и своей личностью. Для выполнения этой трудной задачи необходимо соблюсти два условия: человек должен полностью осуществить на практике прекрасную зороастрийскую заповедь: «Добрые мысли, добрые слова, добрые дела» и навечно запечатлеть её в своей душе и сердце, а не просто на словах или в форме обряда или ритуала. И главным образом необходимо разрушить личное тщеславие по отношению к тому, что будет после воскресения» (Е.П. Блаватская «Ормузд и Ахриман» / «Скрижали астрального света» - М., 2003, с.543).

Е.П. Блаватская утверждает, что главными пороками современного человечества являются эгоизм и тщеславие. Укоренённые в чувстве личности, они делают невозможным подлинный прогресс человечества на земле и стоят главной преградой на пути дальнейшей эволюции. «Столетие за столетием, год за годом, всё изменяется; всё что угодно развивается в этом мире; и лишь одна вещь никогда не изменяется – человеческая природа. Человек накапливает знания, создаёт религии и философии, но всё же сам остаётся тем же самым. В своей непрерывной погоне за богатством, славой и обманчивыми, блуждающими огоньками новизны, удовольствия и амбиций он вечно движим одним и тем же главным двигателем – тщеславным эгоизмом. Подобно Времени, безграничному и конечному, Свет также двойственен: божественный и вечный и искусственный свет, который, по парадоксальному но точному определению, является тьмой Ахримана. Посмотрите, на какие цели расточаются лучшие энергии познания, сильнейшая человеческая активность и силы изобретательности в человеке расходуются в наши дни: на создание, улучшение и совершенствование военных машин уничтожения… приспособлений для взаимного убийства и казни людей. Великие христианские государства стремятся превзойти друг друга в изобретении лучших средств для уничтожения человеческой жизни и для подчинения более сильнымии могущественными – более слабых и бедных, и не для какой-либо иной цели, кроме как для того, чтобы накормить своих павлинов тщеславия и эгоизма, и христиане добросовестно следуют этому доброму примеру. … Прибавили ли …проявления человеческого гения комфорта жизням бедных и нуждающихся? Не будет ли правильным сказать, что страдания и голод сегодня в сотни раз превосходят те, которые были во времена друидов и Зороастра? Эгоизм – это главная движущая сила нашего века… «Личность» народа и каждого человека пустила глубокие корни на почве эгоистических мотивов; и из всех цветов современной культуры наиболее пышно расцвели цветы благовоспитанной Лжи, Тщеславия и Самовосхваления» (Е.П. Блаватская «Ормузд и Ахриман» / «Скрижали астрального света» - М., 2003, с.547-549).

Ведический образ майи – «Змея в верёвке». …Непросвещённость наделяет волею и силой движущуюся верёвку, в то время, как движется скрытое в ней живое существо… За всем бесконечным многообразием форм жизни, включая формы энергии и формы вещества, – Единая Скрытая Сила. Этой силой может овладеть человеческое сознание, и поскольку есть люди, и они не Боги, но Сознания, осуществившие высшие степени развития, то эта сила – не Бог, хотя она бесконечно могущественна. Шакти, Агни, Огонь, психическая энергия – всё это различные наименования Единой Мощи (хотя и указывающие на множество её качеств и аспектов). Но Мир сил и энергий – это область законного права действия человека внутреннего, духовного: не внешней личности с её смешанными желаниями, но Индивидуальности, сознание которой слито со Светом, или, говоря в ключе Учения Живой Этики, – с Огненными эволюционными энергиями Иерархии Света.

В современных условиях звучания понятие «оккультизм» приобрело устойчивый негативный оттенок, и потому справедливо должно быть заменено на понятия иные, более соответствующие современной мысли. Человечеству даны великие знания о природе человека, о природе скрытых в его духе возможностях, о тонких энергиях, соответствующих Тонкой природе Сущего, о силах, скрытых в природе мысли и сердца. Которые могут быть проявлены лишь при условии утончения самого человека: аппарат сознания должен быть преобразован для восприятия тонких сил. И такого рода знания являются подлинно научной психологией, востребованной на современном этапе развития человечества. Это психология в настоящем своём значении: наука о человеке духовном, подлинном, бессмертном. Именно наука, ибо знания базируются на стройной философской системе законов (чего не имеет ни одна из современно-научных систем психологии), и добыты практическим, опытно-исследовательским путём. 

Одним из важнейших утверждений Учения, данного через Е.П. Блаватскую, является утверждение Закона Братства как одного из Основных Законов Бытия, Братства как условия эволюции сознания, указующего на её цель и путь… Братство – Закон Бытия, обусловленный Единством Огненной Основы Сущего. Братство человечества станет земной реальностью, когда «внутренний человек» – духовная индивидуальность, выйдет на арену жизни, придя на смену человеку внешнему, личности, с её непросвещённой волею и неодухотворённым интеллектом…

Но Братство также и путь к достижению желаемого духовного развития. Ибо кратчайший путь освобождения от атавизмов животной природы, от самости и эгоизма – духовное единство со всеми людьми, на основе осознания сущностного единства человечества вместе с искренней и глубокой любовью к Высшим Началам.Духовная сила человека (и человечества) растёт, крепнет по мере «растворения» чувства обособленности «я», личности, в Свете Духовной Истины, которая в психологическом аспекте есть не что иное, как Высшее «Я» – бессмертное зерно – частица Единого Света. 

Е.П. Блаватская, описывая этот психологический процесс роста сознания в его ускоренном развитии (путь духовного ученичества), пишет: «Так что у тех, кто только начинает, возможности и силы не больше, чем у обычного человека. На самом деле стоящая перед чела цель – не приобретение психологической силы; его главная задача – отбросить непреодолимое чувство личности, плотною завесой скрывающее от взора нашу бессмертную часть – истинного человека» (Е.П. Блаватская «Чела» / «Гималайские Братья» - М., 1998 – с.376).

Теософское общество создавалось как возможность объединить «центростремительные», духовноустремлённые энергии человеческих сознаний и сформировать фокус для новой Энергии Просвещения в ХХ веке – на основе развития энергий альтруизма и братства.

В вышеприведённой выдержке также раскрыта самая суть и цель понятия «духовное ученичество», и понятия «оккультизм». Первое – есть путь духовного движения сознания в направлении великого Безличного Служения, путь, основанный на абсолютном бескорыстии и могучем желании Истины – Добра – для всех живых существ (в Буддизме Махаяны это соответствует понятию Бодхичитта – энергия единения и сострадания – как начало – основа духовного пути). Второе – есть фактическое и логическое следствие первого: сознание, постепенно выходя из круга обычной человеческой жизни, с её личными чувствами, обретает и те силы, которые суть Аспекты Единой духовной Мощи, потенциально равно принадлежащей всем, но закономерно доступной лишь тем, кто т.о. поднялся до уровня этого Единства, говоря современным языком, возвысил свои вибрации, трансформировал все низшие энергии. Ибо: «До тех пор, пока он [чела] позволит этому чувству [чувству личности] оставаться, он будет стоять у самой двери оккультизма, не в состоянии продвинуться дальше» (Е.П. Блаватская «Чела» / «Гималайские Братья» - М., 1998 – с.376).

«Исток»

Раскинут Океан Вселенной, Бескрайне, но в священном Сне пребудет Он, до века Тленный, и сам Бог Время дремлет в Бесконечной Глубине…

Но Тайна скрыта в том Начале: священный Трепет, Жизни сон прервав, явил Дыханье… – Будущим Пространствам Импульс тайный Дав.

Явило Время позже свой двуликий облик… И слой за слоем Жизнь явила формам Лик: «землям», «небесам», «Вселенным», в их многих видах…

Разумы, Великие Сыны той Тайной Силы, что Первою от трепета явила Лик, Жертвою Творенья явили Человека. И, отступив, явили Путь Живой Магнит.

…С тех пор творенья многие явили облики – Закон многообразья утвердив.

Но путь для всех Един: Магнит Единый Путь к Изначальной Тайне утвердил.

Стремится всё, стремлением украшен цветок, и лист в их смене форм, и человек, и Ангел – всё стремится к Началу Жизни. Цель Жизни всей и есть Её Исток.