Миру Новому

Труд в Новой Эпохе или «Труд как жизнь совершенная»

Рубрика: Актуально
Автор: М.В. Гореликова
«Сократ. Твоё усердие правильно, Теэтет,
а вот правилен ли ответ – нужно посмотреть»
Платон «Теэтет»

Истина о труде как об основании человеческой жизни и непременном условии развития всех человеческих способностей для современного человека звучит аксиоматично. Понимание труда как основного принципа человеческого бытия и эволюции стало важнейшим достижением современной цивилизации. Однако от очевидности истины о благе труда до взаимоответственной и счастливой трудовой деятельности человечества ещё далеко. Эта ступень сознания предполагает, среди других условий, осознание труда как явления, связующего Планы бытия: каждый труд не ограничен физическим миром, ритм и сущность каждого труда имеет глубокие следствия на Плане Тонком.

«…творческий мир неисчерпаем и некуда деться порождению человеческого духа. Порождение, которое пущено в колесо жизни, даст свои результаты. Узко понимать, что человек искупит свои проступки, думая растворить их в пространстве. Как свойства природы указывают на вечный процесс, так дух человека идёт этим же путём. Трудно не принять беспредельность преображённых энергий!» («Беспредельность» 108).

Чувство радости в процессе труда обусловлено достижением важнейшего качества сознания, духовного по своей природе и связанного с чувством единого ритма бытия. Это одно из тех достижений индивидуальной эволюции, которые открывают один из «входов» в область бытия бессмертного. При овладении способностью ритмично и естественно трудиться труд ощущается  как само дыхание жизни, укрепляющее силы (труд как пранаяма). При овладении качеством труда творческого, когда мысль и воля неусыпно устремлены к лучшему качеству, труд является источником ощущения неотъемлемого счастья бытия. При этом появляется и растёт в осознанности  чувство незримого творческого сотрудничества, благодаря которому являются новые идеи и обновляются силы (так называемое вдохновение – явление пространственного сотрудничества). Таким образом, в явлении труда человек имеет ближайшую возможность овладения жизнью духа. Не об этом ли евангельское изречение Христа в адрес трудящегося в святой день человека: «Если ты знаешь, что делаешь, ты благословен» («Аграфа» / «Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты, комментарии». – М.: Мысль, 1989, стр. 44).

Учение Живой Этики устремляет внимание к незримой области трудов, акцентируя в явлении труда ритм, стремление к качеству и глубину осознанности, которая приведёт к пониманию того, что Незримость – главное направление человеческого познания и творчества. Из этого осознания  рождаются новые формы труда и, главное, открываются его новые области. Эти новые области, основанные на творчестве мысли и духа, связаны с постижением пространственной жизни. «Что же является достоянием человечества? Созидание новых ступеней. Пространственная мысль является напряжением творчества новых миров. Каждая пространственная мысль есть достояние человека. Потому прослаивание пространства должно быть главной заботой человека. Как же не придать значения этому фактору? Даже простая формула житейская говорит, что созидание ступени зависит от меры устремления. Так каждая ступень отражает творческое направление. Мысль зависит от направления, данного духом. Потому пространственная мысль отвечает коллективному мышлению. Примем закон пространственной мысли для улучшения космических пространств. Крохи мысли тоже дают свои последствия. Так человечество должно избрать между чистым устремлением и пространственной заразой. Путь к Беспредельности лежит через совершенное сознание» («Беспредельность» II, 513).  

Великая Незримость питает каждое мгновение труда, в Незримости зарождается каждый творческий импульс, В Незримость устремляются все плоды трудов, порождая неуничтожимые энергии и следствия: в одних случаях созидательные, в других разрушительные. Новая Эпоха, задающая новый тон  мышлению и новые измерения жизни и творчества, зовёт к познанию законов мысли и психической энергии как основы понимания блага труда во всём многообразии его форм.

Если прежнее миропонимание утвердило идеологию труда: эволюционная  полезность труда, труд как основа благополучия и силы, – то миропонимание Новой Эпохи, основанное на знании законов тонких энергий, конкретизирует ценность труда на основе принципа взаимодействия энергий человека и Пространства. «…Напряжение труда приближает к музыке сфер, но обычно люди не замечают зачатки её» («Надземное» 324).

«…Кто найдёт в себе силу даже среди смятения трудиться, тот уже образует вокруг себя равновесие. Особенно оно необходимо, когда целые народы впадают в безумие…» («Надземное»  438).

Именно познание законов бытия, отражающих принципы действия тонких  энергий, помогает лучше понять смысл всех прекрасных, поучительных афористичных утверждений о необходимых качествах труда, таких как напряжённость и честность, добросовестность и разумность, ритмичность и терпеливость (которые для многих людей, запечатлевшись в памяти в раннем детстве, на протяжении жизни не углубляют своего значения). А в условиях современной жизни, во многом определяемых нарастающими темпами конкуренции в достижении личных благ, смысл труда затемняется, так же как и смысл близких понятий творчества и сотрудничества. Современному человеку важно не только понимать ценность труда как условия достижений и развития, но ещё более важно очистить это поистине великое понятие от налёта обыденности, чтобы представление о труде вышло за пределы ограниченности земного мышления и засияло огнями энергий Мира Надземного. Именно в творческом самозабвенном труде человек одолевает время, и в счастливые  моменты озарений приобщается к ощущению бессмертия.

«…озарение требует многих условий. Прежде всего, нужна тишина сердца, но такое спокойствие не легко. Так же трудно понять, что химизм озарения весьма сложен, извне и изнутри утверждается связь с Высшим.

Явление сверхчувствования у людей опытных может наполнить всю жизнь, не отвлекая от труда и творчества. Самое высокое качество будет наполнять труд такого просветлённого деятеля…» («Надземное» 865).

Каждый искренний труженик, знающий напряжённый труд, обретает неуничтожимую радость в процессе таинственного энергообмена между человеком и Природою, сущность которого определяется восходящим в сферы духа процессом уловления ритмов всенаполняющего, всепроникающего Огня, в котором живёт и дышит бессмертный человеческий дух, высшая сфера ума и таинственная сила, именуемая крыльями духа и мысли – очищенная, приобщённая к великому Единству воля.

Именно понятие «Огонь» и осознание всё насыщающей и всепроникающей стихии Огня даёт верное направление размышлению о труде. Именно причастность ритмического самозабвенного труда Единой огненной стихии ставит на одну ступень явления чистого труда и молитву как формы естественного и жизненно необходимого Общения человека с Огнём. «Пусть люди полюбят напряжение. Ибо расслабление есть уже разложение…» («Аум 568).

Осознание огненного единства человека и пространства способствует  формированию верных представлений о необходимых качествах труда, позволяющих поставить знак равенства между понятиями труд и созидание, труд и благо, труд и Свет. Благо труда – в приобщении человека к Огню пространства. От степени этой приобщённости, которая определяется качеством труда, его эволюционностью, зависит человеческое развитие и здоровье; чувство радости и счастья рождается в результате сопричастности к пульсу бессмертного и безграничного бытия. Но эти блага труда обретаются на пути совершенствования, в котором участвуют ум, дух, воля, все человеческие чувства и восприятия.

Поверхностность знаний о бытии и отсутствие духовной жизни становится причиною множества крайне разрушительных явлений и тенденций современности, которые при этом являют поверхностному взгляду активность, деятельность и творчество, как будто бы исполненные и полезности, и новизны. Однако существует множество примеров длительных целенаправленных усилий, которые наносят вред множеству людей, и о которых нередко говорят, что «лучше труд никакой, чем такой», предполагая при этом, что прежде активных действий свою работу должна явить мысль, и воля согласоваться с совестью (сердцем). Говоря молодёжи о труде, необходимо пояснять, что не только бездействие и бесцельность активности не являются благом для личности, но и деятельность, даже творческая, может иметь разрушительное влияние, если её результаты оказываются  затемняющими сознания людей, отвлекающими внимание от истинных ценностей жизни. Немало активных трудов человеческих лишены полезности в силу их направленности против роста знания, против культуры, против духовного, психического и физического здоровья людей.

Особенностью настоящего времени является стремительно происходящий процесс подмены значений и выхолащивания смыслов важнейших понятий, в умах многих людей происходит как бы «обесценивание ценностей» (под видом  «переоценки ценностей» чаще всего скрывается обесценивание ценностей). В связи с этим, важно понимание того, что обновить смысл важнейшего понятия  следует вовсе не обращением к прошлому: «к забытым ценностям», «к традиционным ценностям», – как иногда говорят. Возвращение к традиционным укладам невозможно – по причине непрерывного движения, изменения, которое является самой сущностью жизни. Ушедшие формы нельзя вернуть в их жизненности, они обречены остаться в анналах истории. Каждый новый день несёт новые энергии, которые требуют новых форм, и главное – новых мыслей. Счастлив человек, осознающий непрерывность движения к лучшему, к более совершенному, к более прекрасному. Осознать истины, которые являются неизменными законами бытия, помогает только взгляд в Будущее, сияющее в энергиях Беспредельности. Чтобы старая истина засияла жизненностью, нужны более глубокие, чем прежде, знания. Такова закономерность познания. Учение Живой Этики утверждает формулы обновления мира как формулы обновления мышления, расширения сознания. «Великой задачей Наших действий является помощь человечеству в сдвигах сознания… Сдвиг мысли есть главный целитель человечества» («Беспредельность» II, 518). 

Новое измерение каждому возвышенному понятию даёт мышление о Беспредельности. Только сопоставление трудов с Беспредельностью поможет найти верное направление усилий и приложить верные критерии качества. Общечеловеческая мудрость и культура призывают каждого трудящегося помыслить о живом пространстве, наполненном мыслью и Огнём, о психической энергии, качеством которой определяется истинная ценность труда. Рост знания о жизни, понимание истины о непрерывности творчества мысли, насыщающем каждое мгновение бытия, каждую «точку» пространства, явится основанием нового понимания «очевидных» истин. В Учении Живой Этики все важнейшие мировоззренческие понятия предстают «освещёнными» знаниями о сознательном бытии духа, предназначенном человечеству.

«…Творчество разделяется на физическое и на психожизнь. При психическом творчестве утверждается Луч чистого огня. Явление психожизни настолько мощно, что поглощается ничтожная доля физического творчества. Мы считаем, что духотворение творит» («Беспредельность» 1, 480).

«Можно среди жизни очистить остроту понимания тонких энергий, ибо в них будущее» («Агни Йога» 380).

Истина о благе труда предполагает постоянную устремлённость сознания человека за пределы достигнутого; истинный труженик находит в труде путь постоянного улучшения качества – путь, ведущий в Беспредельность. В определённый момент исканий каждый любящий своё дело осознаёт, что процесс совершенствования качества ведёт внимание за пределы физических чувств, расширяет горизонт внимания, побуждая искать всё более тонкие моменты координации действий внешних с деятельностью внутренней. Этому процессу, расширяющему сознание, призвано помогать искусство, утончающее все чувствования и питающее чувство прекрасного – главный двигатель совершенствования всех трудов.

Современность, как никогда прежде, нуждается в понимании истины о ценности труда внутреннего, плоды которого не так очевидны, как результаты физического труда, но ценность которого неизмеримо выше. Труд культурного человека, с утончённостью мысли и сердца, всегда будет нести большее благо людям, чем труд человека низкоразвитого. Чем выше уровень развитости общества и государства, тем более оценен в нём труд мысли, труд, умножающий знание и культуру. В тех странах, где интеллигентный труд унижен, обществу и предстоит пережить тяжёлые последствия, вызванные противодействием законам бытия.

…Счастье познавшего труд заключается не только в обретённом ритме, что само по себе несёт радость, в силу соответствия закону всеобщего движения – в нарастании напряжённости, но и в открытии возможности сотрудничества – важнейшего ощущения, которое открывается человеку в области духа. Труды мысли и духа – область труда беспредельного и главного труда растущего сознания, приобщающего человека к великому Единству бытия в его беспредельности, красоте и многообразии.  

Труд мысли, труд духа человеческого являет каналы для проникновения высших энергий Духовного плана в земную действительность. Учение несёт призыв людям Новой Эпохи осознать своё назначение соединить Миры – мыслью, трудом и психической энергией. Преобразование земных трудов до степени их огненного соответствия Духовному Плану – задача Эпохи Огня.

«Нужно каждое движение сознания устремлять к потоку эволюции; каждый шаг жизни считать неотъемлемым от совершенствования. Форма застывшая пригодна для повторения, но поток не повторяет ни одной волны. Сон или бодрствование, работа или отдых, движение или покой – одинаково всё несёт нас к завершению плана жизни. «Как оторванные листья» – скажут робкие. «Как зёрна посева» – скажут разумные. «Как стрелы света» – скажут смелые.

Кого пугает шум потока, тот ещё не родился в духе. Кто летит с волною, тот уже может мыслить о дальних мирах» («Агни Йога» 36).

«В чём же заключается успех йога? Не в привлечении толп, не в обращении множеств, но около дел йога начинает замечаться подражание сознательное и несознательное, вольное и невольное. Люди начинают делать то же самое. Даже враги, проклиная, следуют тем же путём.

Как особая атмосфера собирается вокруг действий йога. Это настоящий успех, когда не деньги, не множества, но невидимый огонь зажигает сердца человеческие. Но желая подражать, они входят в ту же атмосферу и выносят на себе капли той же творящей росы. Тот успех не приходит только извне, он творится сочетанием рук человеческих с пространственною мыслью. Но йог является первоканалом, первоприёмником энергий пространства. Потому йог светит как призывный огонь.

Он строит то, что должно быть выстроено. Он слагает камни предназначенные, и даже враги, содрогаясь, твердят принесённое слово. Йог не проповедует. Он редко выступает; но дела порученные растут особым цветом. Иные даже не признают расцвета этих дел, ибо назначение их не поглощать, но зажигать.

Куда полетит искра огня? Можно ли видеть все костры, зажжённые, и всех путников, обогретых огнём Агни-йога?

Огонь светит успешно, ибо он сияет не для себя» («Агни Йога» 375).  

Вновь обратимся к великому Платону, к его утверждениям о необходимости глубокого знания Основ. Чтобы правильно понимать явления жизни, человеку необходимы знания внутреннего, духовного плана,  понимание тех истин, которые «душа наблюдает сама по себе», а не внешних, которые душа получает «при помощи телесных способностей» (Платон «Теэтет»). В соответствии с Учением великого мыслителя, деятельная воля должна быть управляема разумом - мудростью. Труд мысли – превыше всего; все труды, ведущие ко благу, рождаются и питаются трудами мысли, устремлённой к Истине.

Учение Духа, в каждом из своих аспектов, явленное в различные Эпохи, зовёт человека к овладению глубиной сознательной жизни. Труд поверхностный, затрагивающий лишь внешние планы, не сравним по качеству с трудом углубленной сознательности. Многие притчи Востока прямо или косвенно указывают на разницу в качестве энергии, явленной внешне одинаковыми действиями, но имеющими в основе разного уровня мышление. Особенно ярко представлен принцип внутренней созидательной активности на многих художественных образах, рисующих внешне неподвижного мудреца, осуществляющего мыслью многообразную помощь людям на самых отдалённых расстояниях – в силу соответствия уровня мысли Огненной стихии – единой творческой и преобразующей силе бытия.

Но помимо глубоких трудов мысли, к овладению которыми призван каждый человек, необходимо осознать важнейший закон энергообмена между человеком (человечеством) и Пространством, осознание умножит ответственность и качество сотрудничества. Согласный труд людей являет силу, уравновешивающую стихии, мощь, противостоящую явлениям хаоса. При росте сознания человечество откажется от многих существующих сегодня форм времяпровождения, от многих видов спортивной и развлекательной активности – осознав разрушительность накапливаемой энергии, умножающей хаос в пространстве.

Люди неосознанно постоянно участвуют в великом процессе огненного взаимообмена, полярны значения затраченной энергии двух одинаково спешащих людей, когда один спешит на помощь, а другой торопится  совершить преступление. Современная наука не видит различия, для физики это лишь равное количество затраченной энергии. Но Учение Духа утверждает, что в каждый момент усилие человека либо производит энергию, либо бесплодно поглощает ценную энергию жизни – в соответствии с целью, мотивом действия и уровнем развития сознания в целом. Приведём фрагмент из Письма Великого Учителя одному из английских сотрудников Е.П. Блаватской.

«…В согласии с точной наукой вы обычно постулируете лишь одну космическую энергию, и не видите разницы между энергией, израсходованной путником, отбрасывающим в сторону ветку, заграждающую его путь, и учёным-исследователем, который расходует такое же количество энергии, приводя в действие маятник. Мы же видим, ибо знаем, что между этими двумя – огромная разница. Первый без пользы растрачивает и рассеивает энергию, второй концентрирует и накопляет её. …в одном случае налицо лишь грубая сила, выброшенная без какой-либо трансмутации этой грубой энергии в более высокую потенциальную форму духовной движущей силы, а в другом – как раз последнее. …результатом высочайшего размышления о научных вопросах является образование утончённой формы духовной энергии в мозгу, которая в космической деятельности способна производить неограниченные результаты, тогда как автоматически действующий мозг содержит или накапливает в себе лишь известное количество грубой силы, бесплодной для пользы индивидуума или человечества. Человеческий мозг является неистощимым производителем наиболее тонкого качества космической энергии из низкой грубой энергии Природы… («Письма Махатм» / Письмо 5).

«…Человечество не любит смотреть в даль будущего, и сознание копошится в пыли непосредственной близости. Пока человечество не научится смотреть вдаль, невозможно сократить страдания человеческие. Трудность ассимиляции человечеством Огня Пространства сильно задерживает сроки»  («Беспредельность» II, 482).

«Эволюция, направленная к созиданию новой ступени, утверждается как возвещение огня. Планета изживает все отходящие энергии. Нагромождения вокруг пространства удаляются только тонкими энергиями… Человечество изживает свои отжитые энергии. Потому, когда явление борьбы становится мощным, тогда пространство уносит старые пережитки и утверждает Новую Истину…» («Беспредельность» II, 438). 

«Космическая пульсация управляет всеми проявлениями жизни.  Неприобщение к ритму пульсации действует, как уносящее стремление… Как же человечество нарушает космическую пульсацию своим видимым направлением к эволюции, но не истинным продвижением! …Только мысль, насыщенная эманациями чистого огня, даст напряжённую спираль. Ведь мысль есть зерно духа и действия. Труд, нарастающий с пульсацией Космоса, утверждается как продвижение в эволюцию» («Беспредельность» II, 440).

…Наиболее необходимым для современности является приток сознательности в области внутренней жизни – жизни психической и духовной. Большинство важнейших истин не оказывают влияние на жизнь людей по причине непонимания того, что область осуществления этих истин – внутренний план жизни. Ярким примером тому являются истины о труде как о явлении, несущем Свет. Сознание современного человечества отличается фокусированностью на физическом плане, что ведёт к поверхностности восприятия основных знаний и в конечном итоге искажает истины, сводит значение высших понятий к примитивности, нередко доводя до полной противоположности сущность важнейших утверждений. В школах твердится о полезности труда, но именно самостоятельный и углубленный труд мысли оценен менее всего. Радость труда не может проявиться там, где труд поверхностный, лишённый напряжённости; а мода на внешнюю успешность затемняет смысл любого труда, нивелирует индивидуальность и, превознося яркость достижения, подавляет устремление к истинному качеству.

Учение говорит о необходимости вводить в жизнь понимание истинного значения труда – как включённости в мировое движение сил эволюции. Эти силы направляют человечество к достижению истинной свободы, ведущей к кооперации – в самом широком смысле этого понятия – кооперации человеческих трудов, кооперации Сфер.

«Каждое явление многообразно. Особенно ошибочно представлять один источник и одно следствие явлений. Можно около каждого действия различать много различных областей, которые влияют и на которые распространяется влияние. Нужно усвоить, что сфера каждого действия гораздо обширнее, чем можно представить по земному суждению. Таким образом, люди каждым действием и мыслью затрагивают несколько сфер. Не следует забывать, что мысли неизбежно затрагивают Мир Тонкий. Не всегда они дойдут в чётком состоянии, но, во всяком случае, произведут некоторое смущение энергии. Столько преломляется токов в пространстве, что нельзя называть человеческое действие лишь мускульным рефлексом. Так нужно приучить себя к сложности следствий» («Братство» 95).

Ритмы бытия и труд человека могут быть созвучны, труд может умножать  энергию человека и расти в созидательности: когда мотивы труда созвучны Общему Благу. Если понятие общего блага для кого-то является трудным, то понятие красоты, венчающее все лучшие понятия и явления, даст направление мысли и воле, если приложить его не только к формам труда, но и к мотивам труда. «Самая трудная, но необходимая дисциплина заключается в действии на пользу Мира…» («Мир Огненный» I, 443).

Труд является благом при условии свободы. Закрепощённость труда стала нормой современной жизни, поэтому в сознании многих людей труд ассоциируется с несвободой, порабощённостью, а также – с несправедливостью. Главной задачей каждого развитого общества является создание таких государственных условий, при которых каждый человек имеет возможность найти близкие себе формы труда, имея возможность развития.  Низкооплачиваемость интеллигентных форм труда, невостребованность возвышенных явлений искусства и культуры, отсутствие запроса на творчество, утверждающее человеческое достоинство – прямые признаки неблагополучия.  Перемены начинаются с просвещения и просвещённости. Сегодня то время, когда не религия, не государственная идеология, но лишь свет знания сможет поднять сознание на высоту, где труд и совесть, труд и достоинство  неразделимы. Социальные условия, при которых каждый будет иметь возможность приобщиться к трудам общего блага и получать доступ ко всем необходимым для жизни и развития общественным ресурсам, явят общество, способное развиваться в направлении тех идеалов свободного сотрудничества, которые в условиях порабощённости труда кажутся утопией.

«В честь труда сложены величественные гимны и написаны возвышенные трактаты. Все это правильно и сделано во благо. Представьте себе труженика, пожизненно прикованного к неизменному станку. Услышать можно, как в древности гребцы приковывались на кораблях и рабы влачили за собою цепи колеса. Теперь цепи неуместны, но зато изобретены оковы более прочные.

Иначе могут зазвучать гимны труду, напетые у одного и того же каждодневного станка. Многие из таких тружеников даже лишены продвижения. В таком же однообразии проходит и отдых, если только он не выразится в ужасах опьянения. Легко сказать, чтобы люди не одурманивались, но им нужно предложить пути возвышенные. Они усвоят беспрерывность жизни, они узнают о надземных химизмах. Они услышат о силе мысли, о самых лучших представлениях, но они должны получить ещё нечто, что научит их повышать качество труда. Мастерство должно быть дано каждому человеку. В рукодельных творениях человек познает вечное совершенствование.

В каждом своём состоянии человек может приобщиться к какому-то ремеслу. Это мастерство сохранит человеку молодость мышления, – оно преобразит дом в очаг прекрасный. Сколько независимости создаёт вольное мастерство! Люди любят примеры: в разных веках можно наблюдать за развитием свободного мастерства. В нем и гимны труду споются звучнее, и сколько полезных улучшений произойдёт.

Мы говорили, что ритм труда есть своеобразная йога. При каждой йоге нужно устремление и восхищение. Эти цветы растут в саду мастерства. Возлюбив мастерство, человек полюбит и каждый труд, и тем ближе будет он и к Нам.

Мыслитель наставлял, что тот труд ведёт к совершенствованию, который имеет в себе красоту» («Надземное» 500).

…Для человека, овладевшего трудом мысли, любая внешняя несвобода  подобна нарисованной на дороге черте. Именно непонимание того, что мысль безгранична, а приобщённость к энергиям Истины делает её непобедимой, является причиной неверия людей в возможность светлых преобразований. Истина о неуничтожимости сформулированных мыслей, творений разума и устремлённого воображения, популяризированная М. Булгаковым в контексте ярком, но, увы, затемняющем Истину (тоже пример творчества талантливого, но не светоносного), принадлежит к области безусловных истин, аксиом творчества. Однако современный человек являет скорее потребность в  эмоционально выразительных явлениях слова, чем в чёткости мысли и сущности идей. В этих условиях свобода (это чудесное безусловное право мысли) столь неявна, а неуничтожимость мысленных творений – лишь яркий образ. Жизнь личности, а значит и труд, разворачивает свои энергии, лишь опираясь на человеческие восприятия, оценки, суждения. В ожидании быстрых побед ратующие за победу справедливости быстро теряют веру в успех, – в силу непонимания закона ведущего тонкого начала. Сначала – накопление энергии справедливости в пространстве мысли, затем продвижение справедливости в социуме, не наоборот. Учение Живой Этики утверждает, что ошибку совершают те, кто стремится опереться на людей, вместо того, чтобы искать опору в мысли пространственной. Не это ли сознание пространственной сущности труда, пространства как поля для посевов идей и поля для сотрудничества – пространство свободы и залог победы всех светлых действий… Человек, осознающий себя на просторах беспредельной жизни мысли, никогда не будет связан условиями и условностями внешнего бытия, какими бы тяжкими или несоответствующими они ни являлись. Человек, осознающий себя среди бескрайнего поля труда и творчества, никогда не будет закрепощён ни чуждой волей, ни обстоятельствами, ни сознанием невозможности. «Идеи правят миром». Но надо приложить труд в том числе и  к осознанию этой спасительной истины. Идея – огненная сущность мысли. Степень светоносности мысли будет степенью её силы. Мысли пространства – эволюционные клише, зёрна творческих явлений и лучших форм – это явления силы идей. «…Человечество должно избирать наиболее прочные пути. Все механические открытия лишь доказывают необходимость мощи в самом человеке. Будем бережны ко всем, кто могут принести человечеству свою лучшую силу. И поблагодарим Собратьев, которые неутомимо несут познание психической энергии. На этом пути нужно много самоотвержения. Невежды не терпят всех искателей непреложных сокровищ. На лучшем пути можно ждать ограбления. По счастью, Носители незримых сокровищ неуязвимы» («Братство» 62).

Эгоистичные мысли не являют силу, не приведут в общество свободу и справедливость, ибо свобода – атрибут духа, и справедливость – атрибут энергий Общего блага. Все искренние борцы за освобождение труда, за справедливость общественных взаимоотношений могут быть уверены в том, что все светлые преобразования не только возможны, но обязательно осуществятся, но  сначала – силою идей Истины. Ибо для того, чтобы внешние изменения привели ко благу, нужно, чтобы это благо утвердилось в энергиях мышления.

Сознание свободы труда как свободы приобщаться мыслью и творчеством к наиболее созидательным тенденциям современности, отражающим направление эволюции и лучшие чаяния человечества о справедливости, сотрудничестве, красоте, делает труд счастливым состоянием человеческой души, освобождая его прежде всего от явлений своекорыстия.

Сложность процессов современной жизни, бесчисленные трудности, стоящие на пути человека, желающего трудиться во благо людей, связаны с борьбой тенденций мира Нового, свет которого неявный, с тенденциями мира уходящего, акцентирующего цели завоевания и наживы. …

Борьба за социальную справедливость – борьба за возможность каждому человеку иметь возможность приложения и развития своих сил, освобождение от всех явлений эксплуатации сил человека ради личной наживы. Но заметим важнейшую особенность всех волн социальных революций: их инициируют искренние борцы за раскрепощение человека, но возносятся на волнах борьбы за справедливость новые лукавцы. Преобразования необходимы, но вести социальные преобразования должны преобразования культурные – снова пример действия закона ведущего тонкого принципа. Именно при его нарушении вместо блага преобразующих трудов – новые беды человеконенавистничества и вражды. Мысль справедливая, мысль открывающая должна заменить мысль лукавую и изворотливую. По тому же закону силы наиболее тонких энергий, не большинство людей, но достаточное меньшинство может явить тот уровень накопления энергий мысли, который, при согласованности с токами пространства, даст возможность благих преобразований. Будем помнить, что следствия согласованной мысли велики, они умножаются в геометрической прогрессии.

Воспитание и знание всегда должны идти впереди. (В современной России, например, очевидно необходимы социально-политические преобразования, восстанавливающие права трудящегося человека, уважение к трудам общего блага. Но без поднятия уважения к знанию и культуре, и к тем, кто их обеспечивает в государстве, достижение благих результатов невозможно, ибо на их пути встанет всё та же сила человеческой дикости, которая всегда желая добра, творила зло и укрепляла троны тиранов.)  

Тяжело говорить о полезности труда там, где явления труда сопряжены с подавленностью воли и духа. Современная жизнь зовёт человека к борьбе со всеми явлениями, направленными на закрепощение мысли и духа, как бы они ни проявлялись и какими бы догмами не прикрывались. Человеческий дух и свобода – синонимы, познание и свобода нераздельны. И это онтологические аксиомы. Но на земле в настоящее время – битва за свободу человеческого развития, за свободу труда ради этого развития, ради возможности развития духа и сознания – для каждого человека на земле. Но выиграна она будет не ранее, чем будет одержана победа в битве за Культуру. Культура как качество  повседневного взаимодействия людей, как качество мысли, качество целей и трудов, занимающих внимание большинства людей, должна стать объектом внимания и осмысления. Труд человека – это то, что венчает его жизнь и что является синтезом многих уровней активности. Чем глубже мысль, чем чище стремления, тем выше качество труда, в какой бы форме он ни явился.

И эта истина о ведущем начале внутреннего аспекта труда над внешним должна стать основой культурного воспитания молодёжи. И начало должно быть – в осознании великой роли знания и великой роли учителя. Внутреннее качество труда обусловлено культурою сердца, исток и питающая основа которой – чувство почитания Учителя, в самом широком смысле этого понятия, восходящем в Беспредельность.

На осознании истины о внутреннем качестве труда следует развивать образование детей. Не качество выражения, но качество мысли и качество побуждения должно быть главным объектом внимания учителей и воспитателей. «Чем чище побуждение, тем выше достижение», – говорит Учение Живой Этики. Уйдут грубость, фальшь и появятся возможности для развития индивидуальных способностей детей, натаскивание на результат уступит место многообразию самостоятельных творческих действий. Суета соревновательности сменится неспешностью, открыв врата вдумчивости. Громкоголосие сменится тишиною: пафос ярких массовых действий уступит место серьёзности искренних исканий.

Пусть каждый ребёнок почувствует радость любимого труда и осознает, что все светлые формы труда сопряжены с энергией радости, идущей от приобщённости к Дыханию бесконечного прекрасного Космоса. Сияние прекрасных таинственных Далей открывается в повседневной жизни тому, кто овладел тайной радостного труда. Только в труде на Общее благо человек обретает настоящее счастье. Именно понимание неограниченности, пространственности труда даст молодым и первые ответы на вопрос о смысле жизни, и понимание счастливого пути познания и труда.  

«В эпоху разделения духа и материи нужно считать обречённым того, кто создаёт свой мир вокруг непонимания. К чему строить и суетиться? К чему все грёзы и лишения, когда все построения рушатся и достояние человечества не продлить сроком? Там, где обречённый назначил малый круг, там всё пространство пройдёт для него тем же радиусом. Когда стройное сознание скажет – можно вечно пользоваться плодами своего труда, тогда, истинно, засверкает меч духа, указующий в Беспредельность.

Сам дух – владыка утвердит выбор пути.

И зачем затемнять путь, когда можно назначенное мостом между твердыней и Беспредельностью уявить?

Обречённый, почему сердце не подскажет, где Истина? Ведь в каждом движении заложена энергия вещества, тождественного с энергией Космоса! Ведь каждый атом движется по точному исчислению и собирается энергия от каждой конвульсии духа. Пусть каждый поймёт, что обречён не кармической жестокостью, но самоосуждением.

Космическое Правосудие знает план эволюции, и план совершается по начертанию одного и того же закона Огня Матери Мира!

Пусть Пламя Огненное озарит людей!» («Беспредельность» II, 490).