Миру Новому

Три религии

 "В мире существует множество религий, мировоззрений, существует также атеизм и материализм", – так думают многие. Но на самом деле в мире существуют только три вида религии, и КАЖДЫЙ из живущих исповедует одну из них – осознаёт он это, или нет. И вы, читающий, принадлежите одной из них.

Эти три религии – Религия Духа, религия Буквы и религия денег.

 

Принадлежащие Религии Духа могут при этом относить себя к христианам, мусульманам, буддистам, индуистам, последователям Льва Толстого или Гегеля… – всех их объединяет одно: ведущим началом в их жизни является Дух. Даже если они не в состоянии сформулировать и пересказать это теоретически. Дух для них – не интеллектуальная абстракция, не нечто смутно чувствуемое – основа для примитивного поклонения, и уж тем более не эфемерный туман, на краткий период земной жизни появляющийся над "болотом" грубой материи – физического тела.

Дух для них – это более или менее ясно чувствуемая, переживаемая ими энергия, ведущая, толкающая, побуждающая их – к активной духовной деятельности.

Не к участию в заседаниях и обрядах, не к изложению "научным языком" того, что известно всем, и не к крашению яиц и отсчитыванию заклинаний на чётках.

Но ведущая к состраданию и готовности всякий час поступиться "своим кровным" (энергией, временем, выгодами) ради страдающих людей и адски мучающегося человечества.

Ведущая к способности и ПОТРЕБНОСТИ прикасаться к тончайшим энергиям подлинно великого Искусства – доносящего до этих зрячих душ образы Великой, Надземной Красоты, Образы, существующие в духовном пространстве (это не символ, не аллегория!), Образы, нуждающиеся в воплощении их на земле.

Ведущая к жажде познания Истины этого Мира – не в соответствии с косными методологиями и догматами, но к жажде безусловного, устремлённого познания, не скованного ничем искусственно нагромождённым, ведомого и постоянно проверяемого единственно возможным критерием истинности – духовным чувством, Гласом Безмолвным – голосом Духа, знающего Истину.

И вдохновляетесь ли вы Евангелием, Бхагават-гитой, Праджняпарамита-сутрой или "Парменидом" Платона – Дух един, и "дышит где хочет". Дух – божество Мироздания, сходящее на престол каждого горящего сердца.

И даже среди считающих себя материалистами и атеистами встречаются люди, приближающиеся к Религии Духа. Это те, для которых нравственный закон (тот самый, которым восхищался Кант) стоит выше соблюдения личных выгод и внешних приличий, которые любят Знание само по себе, без чинов, званий и славы, те, кто вдохновляются до сияния всеми Огнями Духа великим Искусством, и способны сами творить явления Красоты, зажигающие Огни человеческих центров.

Но осознание духовной движущей энергии, голоса духа приведёт их на высоты Религии Духа – к подлинно богоподобному состоянию.

Такая религия не только не требует, но даже исключает посредников. И духовный учитель здесь – только помощник в собственном пути самого человека – к духу в его собственном сердце – отражению Духа всего Мироздания.

Религия буквы рождается, когда в сердце угасает, или не может пробиться, священное пламя. Если для человека обряд, формула поведения, соблюдение свода внешних правил стали важнее, чем сущность дела, которому он пытается служить, – буква восторжествовала, та "буква, которая убивает". (Но Религия Духа – не вседозволенность, и утверждение "цель оправдывает средства" – ложно по существу своему. "Средства определяются целью" – вот верное слово. Великие, высокие цели исключают подлые средства.)

Многие "конфессии", обзывающие друг друга "сектами" и "извращёнными направлениями", обросли обрядностью, и способны проклясть (т.е. фактически совершить обряд, направленный на "бесконтактное" умерщвление тела и "окончательное погубление души", как они это понимают) даже не за то, что ты не так называешь Бога, не теми словами молишься и не так совершаешь обряды, но за то, что ты не принадлежишь к их религиозной организации, не признаёшь, что Бог говорит с тобой их устами и не считаешь всех остальных одержимыми дьяволом и пропащими душами.

Во многих других сферах, например, в науке, этой "религии нашего времени", происходит тот же процесс: духовный импульс познания – прозрения в сущность вещей сменяется (со смертью его носителей) тлеющим периодом "разработки" полученных идей "в горизонтальной плоскости" (когда жрецы науки, постепенно обрастая закостеневающими представлениями, ещё производят с грехом пополам некоторое практическое приложение остаточных отражений – отражений в их сознании – чужих великих идей), а затем рождаются организации, самодовлеющие энергетические конгломераты, знаменующие переход к стадии окончательной духовной смерти – к религии денег.

Организация сама по себе не есть что-то плохое. Но хороша она лишь в том случае, когда её составляют и ведут люди горящие – огнём мудрого энтузиазма, огнём стремления к Красоте и Истине, огнём сострадания к людям и любви к Высшему. Если огня священного в организации нет, она либо разрушится* под тяжестью нежизнеспособных установлений и правил, коренной безыдейности и угасания подлинного творчества (и никакие мертворождённые "мероприятия" не спасут), либо укрепится под действием чёрного пламени своекорыстия и страха. Такая организация похожа на живое существо: постепенно проявляется главная её цель – быть живой, сохранить свою жизнь. Эта цель становится главной и священной (ведь организация начинает отождествлять себя (!) с идеалами, ради которых создавалась). Немного времени пройдёт, и нет уже для неё преступлений перед Истиной, Красотой и Добром, они несущественны, а существенно только преступление перед организацией, которой ты помешал укрепиться, которую ты ослабил; правда при этом твоё преступление назовут именно преступлением перед Истиной, Красотой и Добром. Тогда и другие организации будут не братьями – спутниками в Великом Пути (развитыми более или менее тебя, но, несмотря на это, нужными и ценными), но "пищевыми конкурентами", с которыми в лучшем случае поддерживают "вооружённый нейтралитет", или, не ослабляя напряжённого подозрительного внимания, вступают во временный сговор для удушения остальных.

Служитель религии Буквы (неважно, в церкви или в науке) смотрит не на сущность, а на форму; для него важно не что сказано и зачем сказано, а кем сказано и как сказано. Авторитетом для него является обладатель наград и званий, научной, церковной или административной должности, известности и "успешности" в глазах множеств – такой получит максимум внимания и почтения к высказываниям. Мысль же, даже великая, даже насущно необходимая для "служителя Буквы", воспринята не будет, если её принёс "неизвестно кто", "просто человек", без чинов и званий, да ещё и "не из нашей общности". Человек – служитель религии Буквы постепенно "смещается" к логическому своему финалу – к религии денег.

Религия денег – самая массовая религия нашей планеты на сегодняшний день.

Это, безусловно, религия. Даже человек, нимало не интересующийся тем, как устроен мир и человек, для чего и, следовательно, как надо жить, не верящий ни в дух собственный (при сердце молчащем, или горящем чёрным огнём), ни в Дух Мировой (а значит, инстинктивно отрицающий живую сущность нравственности), – даже такой человек поклоняется Достатку и его носителям, имеет свои идеалы, которым служит и которые мечтает воплотить, молится о приобретениях и даже совершает обряды привлечения удачи.

Эта религия имеет свою "святую" единосущную троицу: деньги, слава и власть. Это – основа жизнеспособности "людей денег" и "организаций денег". Так что слово "деньги" здесь – условное, заменяемое на слова "власть" и "слава".

Сколько религиозных, научных и прочих деятелей "служат Маммоне" – ищут возможности воплотить в себе, в своей жизни одно, два или сразу три "лика" этой "троицы"! И при этом не затруднятся произнести красивые и высокие слова, и процитировать мудрые и священные Книги, скрывая под этим своекорыстные цели.

Здесь есть и материалистические атеисты, и последователи разных религий и учений. Здесь есть даже те, кто сами до конца не осознают своекорыстность собственных мотивов, и "искренне" уверяют весь мир и даже себя в том, что они стараются служить Истине, Добру и Красоте. Невозможно не зная о духовном мире (понимая его как абстракцию, или как смутное "нечто"), не имея духовных потребностей избежать служения религии денег.

Пришло время "Религии Духа чистого" («Зов», §43 – 2.07.1921).

Люди денег и люди буквы, встречаясь с ней, "отвратят голову тупо" («Зов», §424 – 24.03.1923), или "встретят стрелою" агрессивности и инстинктивной вражды её идеи и их носителей.

Но люди Духа почувствуют сердцем, где Свет – где чистый Огонь Истины, Любви и Красоты.


* - Впрочем, известны примеры, когда мертвенные организации ухитрялись очень продолжительное время существовать – "киснуть", удовлетворяя мучимых чуть пробивающейся из-под пепла совестью участников своих. Если же есть возможность, сторонники тьмы – активные служители религии денег в той или иной форме, – стараются использовать таких людей и организации в своих целях (что сделать в общем-то несложно – из-за отсутствия у этих "тёплых" и "беленьких" своего импульса движения).