Миру Новому

Новый Век и старые предрассудки

Рубрика: Актуально
Автор: М.В. Гореликова

«Будем торжественны. Не приложим смятения к напряжению пространства.

Не будем проявлять суетливости, когда можно предчувствовать действия.

Не заслонимся обломками, когда нужно иметь чистую даль.

Скажем слово любви, как щит прочный»

«Аум», §590

 

Истина пробивается в мир, подобно ручьям от высокогорных источников, находящим себе пути среди каменных преград и проявляющимся то каплями, то ручьями, то мощными водопадами – как позволяют условия. Настоящее время отмечено водопадным наполнением пространства, мыслесферы земли, новыми, необычными знаниями, служащими расширению сознания человечества. Хватило бы сознаниям-«сосудам» объема, прочности и чистоты для вмещения. Притчу о сосудах напомним себе: чистые воды загрязняются в сосудах нечистых, проливаются в сосудах дырявых и вовсе не попадают в сосуды перевернутые. Почему людям свойственно предпочитать чистым водам замутненные? Потому что трудно подниматься высоко и искать глубоко? Человечеству открываются знания о Тонком и Высшем Мире, о законах развития сознания и духа, об эволюции, об Эпохе Света, к которой путем трудных преображений придет человечество. При этом Вековая Мудрость призывает направить волю к Просвещению, к глубокому познанию, на основании которого только и может быть развернута действительно светлая и действительно созидающая деятельность, ибо «малое знание хуже, чем отсутствие знания», когда непросвещенные действия только удлиняют путь, открывая врата хаосу. «Сначала поймем, что есть добро, затем пошлем его в мир».

Взглянем на тенденцию «Новые дети», «дети Индиго», увлекшую сегодня многих… Связана эта тенденция с ощущениями процессов обновления и расширения сознания, происходящих в человечестве, обусловленных Космическими эволюционными сроками и, главное, той великой самоотверженной работой, которая велась и ведется подвижниками Просвещения под незримым руководством Сил Света. Но, подобно тому, как в «Пещере» Платона стоящие в темноте спиной к свету за реальность принимают призрачную зримость, так и здесь: все смутно, гротескно, лишено соизмеримости и красоты. Посмотрим на происходящее с точки зрения тех величественных Законов, чей еще нераспознанный вполне Облик, но столь притягательный Светом истинного Знания, инициировал движение и мысль многих в направлении Будущего… Не забудем и о великом методе Диалектики, но не той, которая в «единстве и борьбе противоположностей» забыла о стремлении к Высшей Истине, но диалектике Платона и Плотина, сформулированной как способ высшего познания, опирающийся на Триаду Духа – Благо-Истина-Красота, Свет которой сияет в глубине каждого человеческого сердца…

Новая Эпоха. Новое сознание… Новое и старое противостоят, сражаются как направления векторов мышления: первый – к Миру Высшему, второй – к земному. «Смысл и назначение жизни: восхождение духа» (Агни-Йога). Как следствие направленности, утверждается сущность миропонимания, степень и качество ответственности… Новое – это единство, тенденции к единению, старое – это разделение (и тенденции к обоснованию ещё новых разделений среди людей). Новое – это служение высшему духовному идеалу и в связи с этим – естественное расширение процессов сотрудничества, старое – это ценности внешнего мира и, соответственно, все процессы конкуренции, соревнования… Каждый может попробовать составить таблицу признаков явлений Новой Эпохи – «Сатья» (Свет, Дух…) в сравнении с Эпохой уходящей (в восточном календаре – «Кали» – Тёмная), если внимательно вникнет в суть понятий и если ознакомится с книгами Учения Живой Этики, раскрывающими сущность происходящих в настоящее время эволюционных процессов… Новое – это осознание пространства как носителя идей, мысли, энергии и, соответственно, овладение «методом» сердца в мышлении и познании («Сердце не есть отвлечённость, но мост к Высшим Мирам» – «Сердце», §398); старое – это неприятие «нематериального» носителя мысли и абсолютизация интеллекта. Нужно «научиться уважать всё, сопряжённое с сердцем. Многие совершенно не представляют себе различие пути мозга и сердца. Трудно этим мозговикам принять миры высшие» («Сердце», §398).

«Новое пришло», Новое сознание, Новый Мир, Новая Эпоха… – это созидательно. Мысль о Будущем всегда несет энергию созидания. Это диалектично: в потоке восходящего движения объединено все множество многообразных неповторяющихся явлений. Но недиалектично, некрасиво, не созидательно разделение людей, создание ещё новых границ (тем более среди детей). Скажем так: мы все, живущие в это переходное время, должны мыслить себя новым человечеством, принадлежащим Новой Эпохе, и должны стремиться развивать в себе и во всех других все искры Света – где бы ни проявились, – ориентируясь на идеал Высшего сознания, сейчас как никогда ярко сияющего перед человечеством…

Но как характерно именно для уходящей Эпохи неодухотворенного интеллекта, с его склонностью к поверхностности и внешней эффектности, из всех великих Призывов и Идей современности ухватиться именно за тему «новая раса» и ее «вариацию» – «новые дети»! (Да еще представив поименно!) К эффектным этим «вариациям» хочется привести следующую цитату из диалога Платона: «В самом деле, мой друг, говоря это, он показывает себя весьма изысканным человеком: прекрасно ведь это сказано. А вам, – спросил я, – как нравится его речь?» (Платон «Лисид»)… Призовём сердце к распознаванию, с его критерием Красоты. Саморазделение нелогично и некрасиво и по отношению к объединенным Трудам Просветителей: нужно понимать, что именно результатом трудов зримых и незримых становится такая степень наполнения пространства, когда многие обретают знания Основ Бытия, как бы «ниоткуда». И особенно дети – как самая чуткая часть человечества. …Таков Закон наполнения пространства, таковы принципы работы сознания, таков результат самоотверженных (и в большей степени Анонимных) Трудов, незримо, жертвенно, неуклонно приближающих Эпоху Света. Немудро мыслить и говорить о новом человечестве: «они». «Они» – это все мы – в прошлом, настоящем и будущем, наследующие в процессе эволюции самим себе и самих себя. Есть великолепная высокая книга анонимных Авторов, которая так и называется: «Дети Света». Это духовный призыв начинающейся Эпохи к человечеству осознать своё Божественное сыновство, и Свет, таящийся в каждом сердце, реализовать как основу всех взаимоотношений и суть всякой деятельности на земле. «…Наполните свои сердца любовью друг к другу и живите жизнью единства и единения… Мы нуждаемся во всех, способных ответить на Его зов. Все приходящие к Нему должны пробудиться от мелочных, эгоистических мечтаний, никому не приносящих пользы. Каждый должен занять своё место в работе помощи всем находящимся во мраке и невежестве. Помогите пробудить их сознание к реализации могущества добра и дайте увидеть великую ответственность этой Божественной Вести. Мы, Учителя Мудрости, желаем быть услышанными. Мы нуждаемся в вас, Мы нуждаемся во всех. О, если бы все пробудились и помогли Ему, Великому Господу мира, и помогли Нам в выполнении огромной работы, осуществления которой ожидает целая раса! Нота прозвучала – многие ли отзовутся?» Интересующимся вопросом эволюции в аспекте смены рас на планете Земля следует обратиться к величайшей книге современности – Тайной Доктрине, частично проливающей свет на эти, пока сокровенные, Знания. Возможно, сокрытые именно до тех пор, пока человечество не продвинется в осознании своего коренного единства и братства. Наиболее любознательным известно, что время осуществления следующего эволюционного уровня человечества, завершение настоящего витка спирали совершенствования, иначе говоря, расы, относится к будущим сотням и сотням лет… И хотя большие преобразования происходят в человечестве сегодня, всё-таки желающим видеть человека будущего «в реализации» следует направить свой умственный взор на величайших представителей человечества: мудрость Платона, духовидение Бёме, Служение Е.П.Блаватской, сотворчество Космическое Е.И.Рерих… – восхищённому взору в великих чертах предстанет облик человека Будущего… Для уходящей же Эпохи характерен повышенный интерес к человеку внешнему: интеллект, эмоции, внешние способности и эффектные «самореализации», при отсутствии стремления к Высшему Миру, критерия Духа в творчестве и, главное, при отсутствии сознания Иерархии и сознания Служения, или Высшего Сотрудничества… Поэтому великая эволюционная идея Нового Мира и Нового человечества, преодолевающего разделённость – обретающего единство сознания и единство Планов Бытия – физического и духовного, – Идея, занимавшая умы лучших мыслителей двух предыдущих веков и кульминировавшая в Учении Живой Этики, извращается в результате всё того же материалистического сознания и мышления.

Живая Этика – Учение об Огне как Основе Сущего – уже более 80 лет служит просвещению человечества о Великих Законах Бытия, единых для всей Космической Беспредельности и для человечества на Земле, о свойствах тонких энергий, о психической энергии, пронизывающей все миры, или о духовности, и о законах и принципах развития сознания на этой основе. Ибо Новая Эпоха требует от человека глубокого осознания Основ Бытия, единства Знаний, раскрытия и утончения духовной интуиции, или чувствознания (позволяющего непосредственно ощущать истину) как необходимого основания дальнейшего развития мысли, познания, творчества. «Гребень волны интеллектуального продвижения должен быть удержан и проведён в духовность» (из последнего Письма Теософскому Обществу). Причём, это развитие осуществится на основании духовного чувства Красоты и применения критерия Красоты в познании, действии, творчестве.

Таким образом, Живая Этика открывает новую эру в Познании и в познании человека, просвещая о сущности тех изменений, которые происходят и будут происходить в человечестве как результат прилива в сферу Земли новых мощных энергий Космоса и в связи с эволюционным пробуждением в человеке ранее дремавших внутренних сил и способностей. Растёт восприимчивость к тонким, ранее незримым процессам, и таким образом расширяется сфера взаимодействия с Действительностью. Действие психической энергии в её различных качествах и свойствах по-разному и часто необычно проявляется в людях: кто-то видит сквозь физические преграды, кто-то предвидит будущее, прозревает события далёкого прошлого, кто-то может исцелять энергией, проявляя прежде редкие свойства физического и психического естества, и многое другое, – но главным из проявлений великой энергии (Единой энергии Бытия) является стремительный рост сознания, когда тесно становится в рамках физической трёхмерности, растёт ощущение – осознание своей причастности Бесконечности, Беспредельности, и, соответственно, растёт, основанное на Любви, чувство деятельной ответственности за планету и за единую семью – человечество.

Ради удовлетворения духовных запросов растущего сознания дан новый виток единого духовного Учения (Тайная Доктрина и Живая Этика). И, заметим, что началом великой просветительской работы в XIXвеке явились практические шаги объединения человечества: создание Теософского Общества Е.П.Блаватской, провозгласившего в качестве основного принципа – единство и братство человечества «без различия рас и вероисповеданий» – как практическое применение новых открывающихся знаний. «Если победа останется за теософией и ее всеобъем­лющая философия прочно укоренится в умах и сердцах людей, а ее учения о перевоплощении и карме, иными словами, о Надежде и Ответственности, станут опреде­ляющими факторами в жизни последующих поколений, то заря нового дня, дня радости и счастья, действитель­но воссияет для всех страждущих и отверженных. Ибо на­стоящая теософия – это альтруизм, и мы не устанем это повторять. Это братская любовь, взаимопомощь и непо­колебимая преданность Истине. И если люди когда-ни­будь поймут, что именно в этом истинное счастье, а не в богатстве, собственности или каком-то ином способе удовлетворения собственного эгоизма, то черные тучи рассеются и на земле родится новое человечество. И тог­да действительно вернется золотой век» (Е.П.Блаватская).

Закон Братства – главнейший Закон Бытия – ставит перед человечеством в качестве главного условия дальнейшего существования и развития планеты становление сознания Братства и его практическую реализацию. Дальнейшая работа по продвижению сознания – появление Живой Этики – сопровождена была мощной деятельностью по объединению человечества на едином основании Культуры, понимаемой духовно – как синтез всех высших достижений духа и сознания (Пакт Культуры – Пакт Рериха). Так наполнялось содержанием в его современном звучании понятие «Новая Эпоха» – Эпоха духовных достижений объединённого человечества – и понятие «Новое сознание» – сознание Единства, во всех аспектах этого великого слова… Новый человек – собирательное понятие, означающее по сути полную победу на Земле сознания духовного над сознанием материальным. Живая Этика даёт глубокое и подробное описание черт «нового человека» в духовном, психологическом, физическом плане – в единстве научного, философского, религиозного «ключей», выводя на первый план идею Служения и Сотрудничества, основанного на Любви, с Великой Иерархией Света: «О Богочеловеке так много говорят, стремясь к обоготворению. Столько есть памятных записей, указующих на Образы, устремленные к Высшим Мирам. Но как тускло представлены они в сознании людском! Богочеловек – только ушедший в иные миры! Но Мы, Братья человечества, ищем и утверждаем Богочеловека на Земле. Все Образы Мы чтим, но особенно тот великий образ Богочеловека, который несет в сердце полную "Чашу", готовый к полету, но несущий на Земле всю "Чашу". Отвергая свое назначение, человек отвергает свое огненное существо; творя назначение, человек утверждает Космический Магнит. Богочеловек – творец огненный! Богочеловек – носитель огненного знака Новой Расы. Богочеловек горит всеми огнями. Так включите в рекорды о Богочеловеке. Архат, Агни Йог, Тара, – так внесем» («Иерархия», §14). Так величественно утверждается Закон Жертвы, Закон Служения, Закон Братства, осуществление которых человечеством явит поступь Нового Века. И образ Нового человека, истинно, сияет в Обликах Бодхисаттв!.. Так неужели поведём себя как те неразумные наследники, имеющие в руках сокровища, но увлёкшиеся блеском стекла? Неужели вместо того, чтобы глубоко вникать в суть явлений жизни, и, в особенности, явлений новых, связанных с пробуждением психической энергии, вникать на основании познания Единых Законов развития духа и сознания, вместо того, чтобы планомерно «очеловечивать» образование молодёжи, насыщая школу мыслью и возвращая воспитанию его отнятую функционализмом роль одухотворения личности, одухотворения среды – что и явится созданием необходимых условий для прорастания всех лучших зёрен Мира Нового, – неужели вместо этого будем строить питомники для «новых» и писать научные диссертации о том, как «выявлять» и учить «новых», в отличие от «старых»?! Кто-то скажет: «почему бы и нет, если существуют отдельные классы и школы дляодарённых?…» Но это именно и есть черты сознания уходящей Эпохи – сознания, не знающего критерия Красоты в действиях и побуждениях.

Е.И.Рерих, прошедшая весь путь Огненной Йоги до наивысших вершин, возможных на Земле, иными словами, являющая Пример полной Духовной реализации (явление Богочеловека на Земле!), и давшая Живую Этику как вехи на пути эволюции сознания, во многих из своих «Писем», отвечая на вопросы учеников и сотрудников, писала о нецелесообразности и вреде всяческих изолирующих и искусственных форм воспитания и развития, о том, что сознание может гармонично развиваться лишь в преодолении естественных трудностей жизни, в решении задач жизни, и школа при индивидуальном подходе к каждому ребёнку должна прежде всего поддерживать и укреплять огни духовности: качества героизма, стремления к глубокому познанию, к творческому труду ради блага всех людей – на основании любви к Высшему Миру. «Но следует поставить молодое поколение перед лицом великих проблем. Движение будет отправным основанием. Пусть наша планета в великом движении превратится в маленький шарик. Пусть не побоимся оказаться в вихре Беспредельности. Тогда и понятие Братства окажется прочным якорем» («Братство», §426). «Невозможно людям понять, по каким признакам оценивать действия. Вот мнение, блестяще выраженное, но в Высшей оценке оно не признано превосходным. С другой стороны, мнение, сказанное с запинками, полное застенчивости, заслужит радостную похвалу. Поверхностному наблюдателю не понятна такая оценка. Блеск бывает на поддельных камнях. Вдумчивость может выражаться и в очень своеобразных словах. Где больше внутреннего горения, там должно быть и ободрение. Когда говорю о простоте, имею в виду непосредственную убедительность. Когда идет речь о поднятии народного уровня, именно требуется простота во всей убедительности. Такое качество нужно не только принять умом, но и полюбить сердцем, из него произойдут и сотрудничество, и братство» («Братство», §479).

Бесконечно многообразие уровней и качеств сознания, обусловленное качеством «накоплений» – прежними и настоящими устремлениями и деяниями человека. Неравенство актуальных возможностей сознания (единственное неустранимое неравенство, обусловленное Законом свободной воли и Законом неуничтожимости духовных накоплений) определяет бесконечное многообразие проявлений деятельности и творчества не только на физическом, но и на тонком и духовном планах, где эти проявления не могут быть обнаружены обычным внешним наблюдением.Чем выше уровень развития сознания и духа, тем менее ярки могут быть внешние проявления. Высокий Огонь зажигает окружающие огни, инициирует окружающие творческие процессы, сам сияя в высоте. Уровень и качества сознания не определяются способностями личности, которые есть не что иное как накопленные опыты, не определяется по внешней деятельности, мотивы которой могут быть различны. Высокое видится только с высоты. Поэтому Великий Космический Закон направляет человека на иные пути взаимодействия, нежели сравнивание – оценивание – групповое разделение, чем в большинстве случаев предпочитает заниматься сегодняшняя педагогика и психология… Эти пути взаимодействия – взаимопомощи определяются задачами просвещения об Основах Бытия и Сотрудничества, углублением в познание Огня – психической энергии – как основе всех преуспеяний, и задачей развития сотрудничества, ведущего к просветлению жизни всего человечества. Для искреннего стремления создать благоприятные условия для развития детей, стремления, не замутнённого педагогическим, научным или родительским тщеславием, существует единственный путь, arctavia, достойный Нового Мира и Нового человечества – это сражение за очищение пространства образования от формализма, технократизма, от всех форм унижения духа и мысли (в частности – тесты, и, в целом, «информационная» парадигма, вытеснившая творчество, живую мысль, возвышенное искусство), от невежества, глядящего на ребёнка со страниц учебников, не говорящих правды о жизни, не развивающих чувство Красоты и не востребующих духовную интуицию и сердце как главный инструмент познания, но востребующих лишь смекалку – низший уровень интеллекта и, наконец, от грубости, главным из проявлений которой является униженное положение учителя в школе и в обществе.

И поскольку все эти тенденции, циничные по отношению к главной ценности Жизни – сознанию, в настоящее время продолжают активно развиваться (масштабно противостоит им только движение Гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили) являясь преградой на пути эволюционных энергий, на пути развития сознания, то и тема дети – «новые», при всём её неблагозвучии, несуразности и даже безнравственности формулировок – от проблем и до выводов, является всё же одним из знаков Новой Эпохи. Заметим, подобно многим другим явлениям современности, которые хотя и не являют красоты истинности, но всё же способствуют сдвигу сознания, дают новые толчки мысли (как, к примеру, «новая» наука синергетика, которая позиции ограниченного материализма не оставляет, т.е. не принимает главнейшего Закона Сознательности и Одухотворённости каждой силы, каждого процесса в Беспредельности, но при этом всё же служит, хотя дальним, обходным Путём, осознанию Единых Закономерностей, пронизывающих Жизнь во всей её беспредельности).

Великие Книги говорят о том, что в нужные сроки представители Новой Расы будут собраны в безопасных местах для Нового строительства… Но об этом позаботится Великий Закон и Высшие Водители человечества. Люди же не должны ни в делах, ни в мыслях брать на себя право отбирать и оценивать. Но должны сосредоточить коллективные усилия мысли, желания, действия на скорейшей победе Добра и Света на Земле, приложив к этой цели все свои способности и силы. «Милосердие с вашей стороны, правосудие с Нашей стороны. Забудьте правосудие ради Милосердия, справедливость ради Любви» («Дети Света»). Воспитатели, желающие помогать в работе Эволюции, должны донести до сознания детей прежде всего идею Служения, Свет которой уже сияет в лучших детских сердцах. Время «самореализаций», «самоактуализаций» и прочих «само…» прошло. «Понятие служения есть решение задачи жизни» («Надземное», §305). Решение задач совершенствования жизни, кооперация в деятельности и Познании, в бескорыстном искусстве пусть объединяет детей, а не результаты тестов на «одарённость» (замешанные на тщеславии и узком прагматизме взрослых), не ранняя и узкая специализированность. Новый Мир утверждает главным качество труда и соответствие его целям Общего Блага. Остаются Миру старому все ужасы конкуренции. «Лозунг современной Расы – соревнование. Новой – кооперация. В ваших школах всё ещё учат: превзойди своего товарища в учении и в спорте. Через всю жизнь проходит система: оставь других в тени, соревнуйся! Соревнование выполнило свою задачу в эволюции, помогая развить конкретный ум. Но это не является высшим, чего может добиться человечество. С Новой Расой придёт преобразованное соревнование – совместное творчество – там все будут стараться дать другим то, к чему больше всего стремятся сами. Каждый, зная, что он разделяет Единую Жизнь наравне со своими братьями-ближними, будет стараться сделать больше и лучше то, что он в состоянии сделать ради Общего Блага» («Дети Света» - М., 1997 - с.135-136).

«Настоящая Раса характеризуется разъединённостью, Новая будет отличаться единством и единодушием. Сейчас каждый человек гордится тем, что у него есть и чего другие не имеют: платьем, способностями, политическими убеждениями, религиозными повериями и тому подобным. Моя Раса ищет объединяющее. Там каждый постигнет свою суть, собственное внутреннее Я и Его Жизнь (что есть Бог); постигнет, что всё остальное, всё живущее является Им же Самим, потому что оно то же самое Я, та же самая Жизнь, тот же самый Бог; постигнет, что его интересы не могут быть отдельны от интересов других. Старайтесь осознать уже теперь, что у всех в действительности та же суть… Новая Раса будет знать духовную сторону всех явлений, она будет считаться с вечным, поэтому она будет свободной от всех обманчивых связей, и болезненного страха что-либо утратить, потерять, то есть будет свободной от всякого страха. Современная Раса личностна, Новая же будет безличной. Свою личность вы рассматриваете как нечто единственно важное: её желания, её стремления, её мнения, её интересы, её благополучие – ими наполнена ваша жизнь и ваши мысли, так что кажется почти бесполезным говорить о вашем безличии, о Едином Я внутри вас, которое связывает вас со всеми! Моя Раса будет освобождена от деспотизма эгоистического личного я,признавая только абсолютное превосходство неэгоистичного безличного великого Я. Ограниченность держит в своих тисках современную Расу; Моя Раса, отбросив все узы, достигнет освобождения» (там же, стр. 146-149).

В учении Живой Этики также много сказано о признаках Новой Расы. Фраза «Уходящая раса губит избранных преемников, и Мы должны уберечь их» («Зов», §125) должна быть понята как призыв к человечеству строить Мир Новый, широко открывая все пути Огню – Свету, тем помогая Им, Высшим, осуществить Помощь человечеству. Все новые возможности должны быть приняты и новые пути открыты. Но надо приложить всю глубину чувства Красоты и соизмеримости, чтобы различать действия и пути, соответствующие Миру Новому от скрывающихся под маской новых слов всё тех же древних предрассудков: предрассудка разделённости, телесных границ, предрассудка удалённости Высшего Мира и, более того, его абстрактности. Не будет верным не видеть, не искать черты нового во всём человечестве, во всех людях, вникнув в утверждение: «Смена произойдёт на огненном принципе» («Иерархия», §15). Не будет истинным и отнесение всех черт новых поколений к Новому Миру. Среди множества различных тенденций только то, что от духа, от Красоты – сокровища Будущего. Есть проблемы воспитания, связанные с чертами поколений. И большинство из них – следствие именно проблем, накопившихся с эпохи ограниченного материализма: интеллектуализм, ум, развитый за счёт сердца, проблемы личности, становящейся в условиях конкуренции, срадающей из-за собственных эгоистических желаний. Есть проблемы ослабления воли при утончившихся телах: нарастает хаотичность и неуравновешенность, – что также является следствем недостатка сердечного воспитания. Терпение, внимание, сосредоточение – всё это качества правильно развитой психической энергии. Живая Этика рекомендует утверждение целенаправленного воспитания сердца. Все явления разрушительности в поведении детей – от недостатка сердечного воспитания.

Сердечное воспитание. «Этот предмет нужно проходить и в семье, и в школе. Нужно придать ему не вид опыта, но твердо вести развитие памяти, внимания, терпения, доброжелательства и после обратить наблюдательность за ощущениями сердца. Так будут заложены торжественность и любовь к Прекрасному. Так определится граница Света и тьмы. Дети любят Свет» («Сердце», §498).

Важнейшей основой гармоничного развития новых поколений будет устойчивое чувство уважения к учителю. Именно это качество – пробный камень духовности. Необходимо срочно позаботиться о школьном учителе: по духовной сути этого труда его роль является главной в государстве. Мыслящие о «новых детях» должны преждевсего остального помыслить об учителе, о его достойном образовании и достойном положении в обществе.

Творчество, направленное к Красоте, помогает уравновешиванию, гармонизации энергий, но прежде должно установиться согласие сотрудничества – в делах Общего Блага. Новый Мир – это Община: общий труд, зримый и незримый, направленный ко благу всех, к одухотворению жизни. «При воспитании сердца прежде всего выдвигается понятие труда. С первых лет устанавливается труд как единственная основа жизни, как совершенствование. При этом уничтожается представление об эгоизме труда, наоборот, присоединяется широкое понимание труда на пользу общую. Такое представление уже значительно утончает сердце, но впоследствии такое расширение понятия труда станет недостаточным. Тогда в огнях сердца создается труд пространственный для будущего» («Сердце», §411).

Воспитание – главная и единая задача школы. Обучение в соответствии с индивидуальными склонностями и способностями, при создании возможности «быстроходам» двигаться в своём темпе. В Живой Этике предлагается метод промежуточных ступеней при общей школе. Воспитание осознания Тонкого и Высшего Мира даст внимание ко всем проблескам сияния Надземного. Так установятся ценности, которые позволят безболезненно расти сознанию и осуществлять высшие задачи. Т.о. Новому Миру соответствуют и новые подходы к воспитанию и развитию детей. Свободный труд, воспитание сердца, осознание Мира Высшего, помощь в воспоминании прежде изученного. «Учение может усваиваться детьми необычайно быстро, лишь бы наблюсти особенности ребенка. Он в большой степени вспоминает уже познанное ранее. Но особенно полезно, если вместо новых знаний ребенку помогут вспомнить уже заложенное в нем. Тем легче после усвоить и новые предметы, но следует наблюдать» («Братство», §276). «Правильно, что люди должны одинаково владеть парными органами, но такое обладание может начаться лишь с малых лет. Ребенок владеет руками одинаково, но на окружающих примерах он видит предпочтение правой руке. В школах уже поздно восстанавливать равенство. Только среди первых проблесков сознания ребенок может избежать предрассудка взрослых. Мало обращают внимания на любознательность детей. Можно у них поучиться, как быстро они подмечают окружающее» («Братство», §275).

…«Спасение мира», т.е. благополучный выход из кризиса в условия новых энергий Жизни, всегда осуществляется, в соответствии с Мировым Законом, путём прогресса в сознании человечества под руководством Иерархии Света, Её Представителями на Земле.

«Новый Мир» – именно и есть то понятие Живой Этики – Учения Новой Эпохи, – обозначающее жизнь, обновлённую принятием большинством людей критериев духовного бытия, реальности Высшего Мира, пронизывающей мир человеческий.

«Можно научиться чуять себя вне пошлой обыденности и приобщиться духом к явленному миру Красоты. Пойдёмте вместе туда, где нет границ и конца. Где можно каждое благое мерцание превратить в сияние радуги благословения мирам» («Иерархия», §177).

«Принцип смещения утверждается Космическим Магнитом. Каждая смена напрягает новые энергии, и каждая пространственная мысль рождает новую возможность. Потому когда смещение утверждается уходящими силами, то, истинно, можно усмотреть конец уходящих сил. Так перед восхождением Новой Расы рушатся старые основы. Потому каждая уходящая раса напрягается в преодолении наступления. Так создаются космические смещения» («Беспредельность» II, §563).

«По всей истории мира можно видеть, как проходят волны внимания к внутренним силам человека. Такие волны связаны с периодами эволюции. Во всяком случае, рост внимания к сущности человека всегда будет показателем особо значительного периода. Если теперь замечаются особые устремления к познанию сущности сил человека, то такое стремление соответствует космическим условиям» («Братство», §559).

Действительность не есть зримость. Всё действительно ценное пребывает вне обыденности. Высшее дерзание незримо. Сознание незримо, как белый свет и подобно свету Солнца: освещает всё вокруг, оставаясь недоступным в своём естестве, делает земной день «белым» и позволяет видеть не себя, Свет, но мир вокруг, выводя всё из мрака. «Вижу Свет!» – восклицает интеллект, не понимая, что не может видеть ничего иного, кроме себя самого. И единственный свет, который он может видеть, это свет лунный, слабо отражающий далёкое Солнце, и ночь кажется днём, и отбрасываемые самим собою тени – чем-то самостоятельным и необычным…

Конвульсии мира старого рождают те течения, которые вместо концентрации силы сознания рождают поверхностные волнения, открывая врата хаосу. Ярко сверкает в дорогой оправе стекло, но невостребованно в пыли мира сияют алмазы Истины… Научным подходом к явлениям новым будет изучение психической энергии, осознания её как самостоятельного «органа», наблюдение её качеств, возможностей, во всём многообразии индивидуальных проявлений. Необходимо основательное изучение законов и принципов эволюции сознания, изучение духовного «строения» человека – только на этой существенной основе Знания и просвещённости могут рассчитывать на дальнейшее продвижение педагогика и психология. Пусть дерзновенно мыслят учёные, исследователи, но знание Основ должно предшествовать; много непросвещённых обобщений, и, как следствие, непросветлённых действий, загромождающих жизнь. Пусть не спешат давать характеристики и рекомендации по поводу «нового сознания» учёные и психологи, пока не дано ими просвещённое определение тому, что есть «сознание», что есть дух, духовность. В «цитаделях» педагогического консерватизма – педагогических университетах, поощряющих все худшие явления современной школы, не дающих своим выпускникам даже элементарных знаний о «предмете» педагогики – Человеке, – проходят конференции о «новых детях»! (Конспекты этих конференций в Интернете поражают некомпетентностью, поверхностностью «научных» суждений по важнейшим вопросам психологии и воспитания, не говоря уж о философии, (по-видимому, совсем невостребованной, отсюда и поверхностность…). Так пусть задумаются сами учителя о той ответственности, которую возлагает на себя каждый воспитатель, и о том, какой грубостью является сама мысль об эксперименте на детях (тоже явление уходящего Мира). А кто тот, кто, не обладая полным духовным видением, доступным лишь Богочеловеку, берётся «диагностировать» детей: выявлять «новых» из детей, каждый из которых «великая тайна есть»?.. Пусть не спешат доверять «ясновидцам»: никто не имеет права говорить об осознании на основании лишь цвета ауры. Видеть нечто – ещё не значит понимать то, что видишь (аура индиго отнюдь не является признаком обязательно высокого сознания). Как, впрочем, и умение в ранние годы говорить мудрые слова не является признаком мудрости. Великий Платон рекомендовал не поощрять раннее мудрствование, но научить сначала детей искусствам, знаниям, приобщить к мудрости Великих, привлечь к трудам на благо народа… Пусть не спешат – перед Ликом Вечности – и сегодняшние воспитатели: как ни ценны самостоятельные творческие труды маленьких поэтов, музыкантов, художников, всё же пребудем в достоинстве перед Светом Беспредельности и Несказуемостью Высшей мысли – не станем для юных искусителями суетой. Учиться, учиться, учиться – прежде всего. Только таким путём можно верно почувствовать свои задачи и своё «место во Вселенной». Чем выше в Небо, тем ярче Свет Далёких и Высших Светил… Без ненужного шума, без самообольщений восхитимся духом и сердцем каждого и все вместе пойдём вперёд и вверх, и в добром деле каждому найдётся труд и возможность приложить накопленные силы, способности, духовные достижения. Как сказано в Книге «Озарение», «Нужно Мои законы отстоять в ваших любимых делах» (Книга 1, Глава IX, §14).

Живая Этика – Учение Нового Мира – преисполнено Указаний о действиях, соответствующих Новому Миру, Указаний о новых направлениях в науке, но не найдёте в книгах призывов искать «детей новых» и как-то по-особому учить… Но единый Призыв к обновлению – одухотворению, приведению жизни, и в том числе школьной жизни, к соответствию с Едиными Высшими Законами. Познание. Просвещение. Сотрудничество и его вершина – Братство – как главный Закон Новой Эпохи, как Свет Мира Нового – уже сейчас, сегодня!

 

«Люди, носящие в себе братское сотрудничество, могут быть наблюдаемы от раннего детства. Обычно они резко отличаются от всего окружающего. Наблюдательность их высока и впечатлительность сильна. Они не удовлетворяются посредственностью и являются одинокими среди общепринятых удовольствий. Можно заметить, что они в себе как бы несут какую-то внутреннюю задачу. Они могут многое видеть и замечать в сознании своем. Они обычно милосердны, как бы помня ценность этого качества. Они негодуют при грубости обращения, как бы понимая всю низость такого свойства. Они сосредоточены в любимых предметах, но окружаются завистью и недоброжелательством, как непонятые и чуждые среде люди. Не легко жить при повышенном сознании, но не может оно удовлетвориться среди отрицания всего ведущего к Свету.

Не всегда встречаются такие избранные. Они не часто узнаются. У них есть издалека принесенная мечта, которая для других людей будет иногда граничить с безумием. Из древности дошло название о священном безумии. Мудрость нередко величалась, как безумие. Так же люди называют и каждое повышенное сознание. Не будем считать эти аксиомы общеизвестными, ибо, именно, они остаются в небрежении целые века.

Так трудно входит в сознание понятие Братства» («Братство», §134).

 

«Нередко отрицатель будет утверждать, что он не производит воздействия. И в таком случае Братство может быть необычайно полезно. Необычайно можно подойти к человеческому существу с призывом Братства. Подобно врачу Братство может воздействовать на враждебную волю. Но для этого понятие Братства дожну быть усвоено. Часто ли видим это?» («Братство», §107).

 

«Свобода выбора заложена во всем. Никакое насилие не должно прерывать путь, но позволительно дать каждому светильник в пути долгом. Просвещение лишь может осмыслить свободу избрания, потому просвещение есть утверждение Бытия. Каждая школа должна с малых лет давать просвещение, связывая действительность с сущностью сужденного. Лишь так можем связать наше Бытие с усовершенствованием. Свобода выбора, просвещение, самоусовершенствование есть путь Огня. Только огненные существа могут самостоятельно почувствовать эти устои восхождения. Но всех нужно вести этими вратами, иначе откуда же разрушительные смятения, которые вместе с хаосом стихий заставляют трепетать планету? Так разнузданные человеческие смятения присоединяются к стихийному возмущению. Считаю, нужно твердить о смятении, которое сокрушает все зачатки эволюции» («Мир Огненный» I, §269).